Развитие товарных бирж в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи.
Не явился исключением для биржевой деятельности и Казахстан. Наша экономика уже созрела для интеграции в мировую биржевую торговлю, и для развития рыночных механизмов внутри страны. Средства и энергия для этого есть. Остается только перевести все это из области потенциально возможного в область реально осуществленного.
Целью данной работы является провести маркетинговые исследования товарных бирж в Казахстане, раскрытие понятия товарной биржи, описать её сущность и тенденции развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть историю возникновения товарных бирж и их роль в современной экономики.
2)Раскрыть теоретические аспекты функционирования товарной биржи.
3)Описать организационно-правовые особенности функционирования товарных бирж в Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.23 Кб (Скачать)

Компьютерное  сопровождение процесса торгов, квалифицированные  специалисты, стандартизация условий  и точное выполнение правил возводит к минимуму потери времени для  заключения соглашения. 

2.2 Услуги АО «МТБК» 

АО «МТБК» призвана стать ведущей казахстанской  биржевой площадкой, предоставляющей  своим клиентам (резидентам и нерезидентам) полный комплекс торговых, клиринговых  и расчетных услуг на товарном рынке стран СНГ на базе интегрированной  программно-технической платформы  международного уровня.

 Целями  создания Биржи являются:

 Построение  вертикально-интегрированной биржевой  инфраструктуры, формирующей справедливые  и прозрачные механизмы ценообразования  на ведущие казахстанские товары, а также обеспечивающей основные  потребности казахстанского товарного  рынка в торговой, расчетной и  клиринговой деятельности;

 Оптимизация  и снижение издержек участников  товарного рынка;

 Последовательное  формирование торговой и расчетно-клиринговой  инфраструктуры для рынка реального  товара и рынка производных  инструментов.

 Виды  деятельности:

1) организация  и проведение биржевых торгов;

2) регистрация  и оформление сделок, совершаемых  на товарной бирже, в том  числе сделок со спот-товарами;

3) организация  и осуществление расчетов по  биржевым сделкам; 

4) фиксирование  биржевой цены на товар в  результате проведенных торгов  на товарной бирже; 

5) разработка  и утверждение правил биржевой  торговли на основе типовых  правил биржевой торговли;

6) организация  экспертизы качества биржевого  товара, реализуемого через биржевые  торги, по требованию участника  биржевой торговли;

7) оказание  организационных, консультационных, информационных, методических услуг  членам товарной биржи; 

8) проведение  аналитических исследований рынка  биржевых товаров; 

9) выпуск  печатной продукции, относящейся  к информации о биржевой деятельности;

10) организация  учебных курсов по обучению  и повышению квалификации участников  биржевого товарного рынка; 

11) эксплуатация  торговой системы товарной биржи; 

12) развитие  международных биржевых торгов.  

Для сверки, учёта и прекращения требований и обязательств, возникающих у  участников торгов по заключённым сделкам, Биржа взаимодействует с клиринговой  организацией, функционирующей как  самостоятельный субъект биржевой инфраструктуры. Как показывает мировая  практика разделение функций клиринга и организатора торгов кратно снижает  операционные и финансовые риски  биржевых сделок. В качестве специализированной клиринговой организации, входящей в биржевую инфраструктуру, выступает  АО «Московская Фондовая Биржа».

Для проведения расчетов по биржевым сделкам участники  торгов и клиринговая организация  используют несколько крупнейших казахстанских  банка, являющихся уполномоченными  расчетными организациями, с которыми участники торгов и другие субъёкты биржевой инфраструктуры заключают  договоры банковского счёта. 

2.3 SWOT-анализ АО «МТБК» 

Среди множества инструментов анализа  рыночной позиции предприятия одним  из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов.

Результаты  сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

SWOT-метод  был разработан американскими  экономистами и называется так  по первым буквам английских слов, составляющих основное содержание анализа (Strength - достоинство, Weakness – недостаток, Opportunities - возможность, Threat - угроза). 

Преимущества

1.АО «МТБК» - одна из первых бирж в Казахстане

2.Высококвалифицированный  персонал

3.Самый  большой опыт проведения торгов

4.Прозрачность проведения торгов через биржу

5.Минимальные  сроки проведения

6 Гос.  Закуп для Заказчика абсолютно  бесплатно

7. Для поставщика, выбор не по минимальной цене, а в соотношении цена-качество, качество – цена

8. Гарантия  исполнения заключенных сделок

9. Расписание  и итоги прошедших торгов(www.mtbk.kz)

Возможности

1.Гибкое планирование проведения торгов

2.Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики 

3.Развитие партнерских отношений между странами СНГ

4. Возможность  разрешения спора через арбитражный  суд 

Недостатки

1.Недостаточная информированность заказчиков

2.Отсутствие единого регламента для все товарных бирж

3.Не достаточный опыт мировых товарных бирж

4.Отсутствие  обоснованной маркетинговой концепции, ориентированного на конкретного Заказчика/Поставщика

Угрозы

1.Открытие новых товарных бирж

2.Захват рынка новых товарных бирж с зарубежным опытом

3.Не эффективное использование маркетинговой стратегии

4.Удаленность информирования между филиалами

 

  По результатам анализа были разработаны рекомендации, касающиеся путей повышения эффективности развития товарных бирж

Анализ  рыночной позиции предприятия, выявление  наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, является необходимым этапом и составной частью любого производственного плана.

Из данной таблицы видно, что сильными сторонами  является то, что АО «МТБК» является одной из самых первых бирж в Казахстане, она была образовано в 1991 году, и это сыграло большую роль в развитии биржевой торговли, поскольку большой опыт проведения торгов, высококвалифицированный персонал, развитые партнерские отношения со всеми странами СНГ, филиалы во всех городах Казахстана, в том числе и в Южной Корее, 38 брокерских компаний имеет большой вес для потенциальных заказчиков и поставщиков. Но также имеется и слабые стороны. Недостаточная информированность заказчиков и поставщиков вообще о товарных биржах вводит их в заблуждение, они считают что, через биржи можно проводить только те товары, которые утверждены в перечне биржевых товаров. Также отсутствие единого регламента между всеми биржами осуществляющую торговую деятельность. Т.е. каждая биржа действует только в своих интересах. Возможностями торговых бирж является развитие партнерских отношений между странами СНГ, возможность поставщикам которые производят качественные товары реализовать свой товар на рынок Казахстана и стран СНГ. Угрозами является, появление новых товарных бирж с зарубежным опытом управления, и также отсутствие информированности между филиалами внутри самой биржи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организационно-правовые  особенности функционирования  товарных бирж  в Республике Казахстан 

3.1 Законодательные  основы биржевой  деятельности в  РК 

Законодательство  Республики Казахстан о товарных биржах основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит  из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона от 7 апреля 1995 года № 2170 «О товарных биржах» и  иных нормативных правовых актов  Республики Казахстан.

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж, их филиалов, представительств и  других обособленных подразделений, регулируются Законом Республики Казахстан «О товарных биржах» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также учредительными документами  товарных бирж, их внутренними правилами  и положениями, принятыми в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно  Закона «О товарных биржах» биржевая торговля – форма организованной публичной оптовой торговли биржевым товаром, в том числе электронная, осуществляемая на бирже путём проведения торгов, регистрации и оформления сделок.

Биржевая  торговля в Республике Казахстан  основывается на принципах:

• законности;

• равноправия  участников биржевой торговли;

• невмешательства  государственных органов в биржевую торговлю;

• публичноcти проведения биржевых торгов;

• профессионализма ее участников.

Регулирование деятельности товарных бирж осуществляет государственный уполномоченный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан.

Уполномоченный  орган:

• проводит государственную политику по обеспечению  стабильного функционирования биржевого  товарного рынка;

• принимает, в пределах своей компетенции, нормативные  правовые акты по вопросам государственного регулирования биржевого товарного  рынка;

• разрабатывает  и представляет в Правительство  Республики Казахстан предложения  по совершенствованию действующего законодательства о товарных биржах;

• осуществляет контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах;

• выдает лицензии товарным биржам на право  осуществления биржевой деятельности;

• ведёт  Государственный реестр товарных бирж;

• признает деятельность на товарном биржевом рынке  в качестве профессиональной;

• определяет правила осуществления профессиональной деятельности участников биржевой торговли;

• определяет условия и порядок выдачи лицензии и внесения товарной биржи в Государственный  реестр;

• приостанавливает и возобновляет деятельность товарных бирж;

• проводит анализ деятельности товарных бирж;

• утверждает типовые правила биржевой торговли, согласовывает внутренние документы  лицензиатов;

• направляет товарным биржам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении  положений, документов биржевой торговли;

• устанавливает  периодичность, формы и порядок  предоставления отчётов о деятельности товарных бирж, клиринговых центров (расчётных палат) и других участников биржевой торговли;

• выдает разрешение на осуществление деятельности по подготовке специалистов для работы на товарных биржах, приостанавливает, возобновляет и продлевает действие таких разрешений, а также отзывает их;

• устанавливает  требования к порядку подготовки специалистов на товарных биржах и  контролирует эти требования;

• публикует  информацию по вопросам деятельности товарных бирж и субъектов товарного биржевого рынка, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную, охраняемую законом тайну;

• осуществляет взаимодействие с зарубежными товарными  биржами по обмену опытом, подготовки специалистов и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Уполномоченному органу, его должностным лицам  и служащим запрещается разглашать информацию о деятельности товарных бирж и участниках биржевой торговли, содержащую коммерческую или иную, охраняемую законом тайну, за исключением  случаев, предусмотренных действующим  законодательством.

Деятельность  товарных бирж подлежит лицензированию уполномоченным органом. Условия и  порядок выдачи лицензий для осуществления  деятельности товарных бирж устанавливаются  настоящим Законом и нормативными правовыми актами уполномоченного  органа.

Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются уполномоченным органом  при соответствии заявителя и  представленных им документов требованиям  настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан.

Не допускается  вмешательство органов государственной  власти и управления в деятельность товарной биржи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Органы  государственного управления, а также  их должностные лица, действия которых  повлекли за собой неисполнение биржевых сделок или нанесение ущерба участникам биржевых сделок, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация товарной биржи осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан с учётом особенностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан для некоммерческих организаций.

Информация о работе Развитие товарных бирж в Республике Казахстан