Развитие маркетинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.).

Содержание

Понятие маркетинга.
Концепции управления маркетингом.
История развития маркетинга в России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей  организации являются определение  нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

     Сравнивая последние две концепции, можно  также отметить, что концепция  интенсификации коммерческих усилий, или, как ее еще называют, «сбытовая  концепция» характерна для российского  рынка в целом, а маркетинговая  концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.

     Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы  является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и  обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

     Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

     Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг — это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности. 

  1. История развития маркетинга в России.

     Попытки внедрить элементы маркетинга в нашей стране начались еще в 60-е годы (с началом либермановской реформы). Хотя, «по идеологическим соображениям этот термин у нас широко не употреблялся, — рассказывает Игорь Константинович Беляевский, на тот момент заведующий кафедрой маркетинга и статистических исследований рынка МЭСИ в интервью журналу «Эксперт»1, — но я вместе с группой молодых ученых участвовал в работе симпозиумов, на которых вырабатывалась идеология изучения некоторых рыночных процессов в рамках социалистической экономики. Нам удалось убедить соответствующие органы в необходимости организации НИИ по изучению спроса... и создать в стране единую государственную систему изучения и прогнозирования спроса, правда, только на потребительские товары».

     Речь  идет об организованном в 1965 году в  системе Министерства торговли СССР Всесоюзном научно-исследовательском институте по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) — нынешнем Всероссийском научно-исследовательском институте потребительского рынка и маркетинга (с 199 J г. ВНИИПРиМ). Именно он стал головной научно-исследовательской организацией при создании системы комплексного изучения и прогнозирования спроса населения на товары народного потребления (СКИПС торговли), широкое промышленное внедрение которой началось в 1986 году.

     А еще в 1984, в соответствии с приказом №129 Министерства торговли СССР от 4 мая, в торгах, розничных и оптово-розничных торговых объединениях, республиканских и областных торговых организациях, предприятиях при областных, краевых, городских управлениях торговли и в министерствах торговли союзных и автономных республик начали создаваться службы изучения спроса2.

     При Министерстве торговли существовала также  «Союзторгреклама», занимавшаяся рекламой на внутреннем рынке (это была достаточно большая организация художников, которые занимались оформлением различных кафе, столовых, ресторанов и т.д., их там было около ста человек, разбитых в бригады по 8-10 человек).

     В промышленности в конце 70-х гг. было принято правительственное решение, обязывающее все предприятия  оборонного комплекса приступить к  выпуску товаров народного потребления, в результате чего под эгидой оборонных министерств стали создаваться фирменные магазины-салоны (ФМС) и главные управления по сбыту, которые и были призваны обеспечивать согласованные с Минторгом СССР по заказ-нарядам поставки продукции в торговую сеть. Для осуществления координации работ по рекламе и изучению конъюнктуры рынка при главках создавались ЦКРО (центральные коммерческо-рекламные организации) с отделами рекламы и изучения конъюнктуры рынка. Одновременно в каждом министерстве были подготовлены приказы о создании на конкретных предприятиях бюро или отдела по рекламе и изучению спроса с приложенным вариантом штатного расписания этих служб.

     ЦКРО  организовывала курсы повышения  квалификации, на которых преподаватели  МГИМО и Академии внешней торговли рассказывали о том, как это делается за рубежом. Главное внимание уделялось рекламе («Внешторгреклама» — внешнеторговая реклама, «Внешторгиздат» — печатная продукция в основном для внешних рынков). В 1976 году при Торгово-промышленной палате была организована секция по вопросам маркетинга. В 1980-1981 гг. ВНИИКС проводил по заказу «АвтоВАЗа» исследование на тему «Автомобиль 2000 года».

     Уже в 1988 году Министерство высшего и  среднего специального образования  включило в перечень утвержденных специальностей «социалистический маркетинг» и объявило набор на Специальный факультет МИНХ им. Плеханова на переподготовку по этой специальности лиц, имеющих высшее образование3. Хотя, наПример, в МЭСИ еще в 1966 году ввели курс «Методы изучения покупательского спроса», который давал возможность «вместе с курсами экономики и статистики торговли... готовить специалистов, которые даже в условиях планового хозяйства могли выяснить, что нужно потребителю, как можно воздействовать на промышленность, чтобы она удовлетворяла его запросы»4.

     Чтобы подготовленные в то время маркетологи  оказали влияние на экономику, казалось, не хватало лишь системообразующего фактора — рыночных методов хозяйствования.

     Перестройка принесла надежду на его появление, но вместе с ней началось сворачивание производства на конверсионных предприятиях, а, следовательно, и служб маркетинга на них (так стали к этому времени называться отделы рекламы и конъюнктуры спроса). К великому разочарованию, в новых, скорее «базарных», чем рыночных условиях, маркетологи оказались невостребованными.

     Для приватизируемых госпредприятий характерной  оказалась производственная ориентация5 с доминирующей установкой: «Мы производим хорошую продукцию, а у нас  ее не покупают».

     Коммерческие (в основном торгово-закупочные) фирмы в условиях тотального дефицита бросились заполнять рынок продукцией, взяв на вооружение сбытовую концепцию с ее принципом «Продаем все, что закупаем». Они легко переходили из одной сферы бизнеса в другую, сулящую большую прибыль: сегодня выгодно торговать компьютерами, а завтра — газированной водой.

     Однако  постепенно, по мере насыщения рынка  товаров и услуг, и те, и другие пришли к мысли о необходимости  специализации, нахождении своего места  на этом рынке. Теперь свою производственную и ассортиментную политику самые успешные компании стали строить с учетом пожеланий рынка, пытаясь адаптироваться, приспосабливаться к нему: для многих наступило время конъюнктурной ориентации (хотя, конечно же, с сохранением черт и производственной, и сбытовой концепций).

     До  следующей ступеньки управленческого  мастерства, когда к названным  трем принципам ведения бизнеса  добавляется собственно маркетинговая, дошли очень немногие.

     В системном виде классический маркетинг  в России появился первоначально  на локальных рынках:

     высокотехнологичных товаров и грамотной дистрибуции (наПример, на рынке программных  продуктов);

     потребительских товаров изначально широкого ассортимента (наПример, на рынке канцелярских товаров);

     товаров массового спроса на фоне активной политики импортирования и иностранного присутствия, в т.ч. импорта маркетинговых технологий (например, продукты питания, полуфабрикаты).

     В настоящее время на действующей  российской фирме маркетинговая  служба создается обычно по двум причинам:

     под давлением рыночных обстоятельств (проблемы сбыта, усиление конкуренции и т.д.);

     по  инициативе современных топ-менеджеров (на опережение проблем).

     По  мере насыщения рынка, роста потребительской  культуры и капитала успешно действующих  фирм, появления проблем сбыта  постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга — макромаркетинга (наПример, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (в музейном и библиотечном деле). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг-продвижения (баннерная реклама и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 
 

  1. http://www.my-market.ru
  2. http://fictionbook.ru
  3. http://www.rus-lib.ru
  4. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Развитие маркетинга в России