Развитие маркетинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.).

Содержание

Понятие маркетинга.
Концепции управления маркетингом.
История развития маркетинга в России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ  ВПО «АМГУ») 
 
 

Реферат 
 
 
 

На тему: Развитие маркетинга в России.

По дисциплине: Основы маркетинга 
 

Исполнитель 

студент группы 863                                                                   И.В. Тимошенко   

Руководитель                                                                               М.С. Бальцежак 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск  2011

    Содержание: 
     

  1. Понятие маркетинга.
  2. Концепции управления маркетингом.
  3. История развития маркетинга в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие маркетинга.
 

     Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это  оригинальное единство строгой науки  и умение эффективно работать на рынке.

     Маркетинг – это единый комплекс организации  производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

     Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15 – 20 лет он проник и начал активно использоваться и развиваться во многих странах мира.Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:

     а) возросший уровень жизни;

     б) увеличение части располагаемого дохода;

     в) повышение качества предоставляемых  услуг социальной сферы;

     г) развитие систем сообщения (люди активно  начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности);

     д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

     В связи с этим предприниматели  начинают исследовать данные факторы  с целью совершенствования своих  товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.

     Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена  рынку, политическим, экономическим  и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.

     В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.

     Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.

     Товар – это то, что может удовлетворить  потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.

     Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.

     Коммерческий  обмен двух сторон ценностями есть сделка.

     Для совершения сделки необходимо наличие  некоторых условий:

     а) наличие объектов сделки;

     б) наличие субъектов сделки;

     в) определение условий совершения сделки;

     г) определение времени и места  совершения сделки.

     Любая сделка происходит на рынке. В современном  обществе рынок – не обязательно  физическая величина (место).

     Отсюда  роль маркетинга для экономики –  это повышение торгово-рыночной эффективности.

     Маркетинг – это общественная наука, поэтому  затрагивает великое множество  людей. В силу ряда причин (образование, социальное положение, религиозные  убеждения и многое другое) отношение  к данной дисциплине неоднозначно, порождая противоречия. С одной стороны, маркетинг – неотъемлемая часть жизни товара, с другой стороны – несет негативное восприятие: создание ненужных потребностей, развивает в человеке алчность, «атакует» рекламой со всех сторон.

     Каковы  же истинные цели маркетинга?

     Многие  считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.

     П. Друккер (теоретик по проблемам управления) пишет так: «Цель маркетинга –  сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать  и понять клиента, что товар или  услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

     Из  этого вовсе не следует, что усилия по сбыту и стимулированию теряют свое значение. Скорее всего они  становятся частью маркетинговой деятельности предприятия по достижению главной  цели – максимизации продаж и прибыли. Из вышесказанного можно сделать вывод, что маркетинг – это такой вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение человеческих нужд и потребностей с помощью обмена.

     Итак, основными целями маркетинга являются следующие.

     1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).

     2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.

     3. Максимизация выбора. Данная цель  вытекает и как бы является  продолжением предыдущей. Трудность  в реализации данной цели заключается  в том, чтобы не создать на  рынке марочного изобилия и  мнимого выбора. Да и некоторые  потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

     4. Максимизация качества жизни.  Многие склонны считать, что  наличие ассортимента товаров  благоприятно влияет на его  качество, количество, доступность,  стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.

     Задачи  маркетинга:

     1) исследование, анализ, оценка потребностей  реальных и потенциальных покупателей;

     2) помощь маркетинга в разработке  нового товара (услуги);

     3) обеспечение сервисного обслуживания;

     4) маркетинговые коммуникации;

     5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование  состояния реальных и потенциальных  рынков;

     6) исследование деятельности конкурентов;

     7) сбыт товара (услуги);

     8) формирование ассортиментной политики;

     9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;

     10) формирование стратегии поведения  фирмы. 

  1. Концепции управления маркетингом.
 

     Существует  пять основных подходов, на основе которых  коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой  деятельностью: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

     Концепция совершенствования производства (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

     Применение  концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая —  когда спрос на товар превышает  предложение. В этом случае руководству  следует сосредоточиться на изыскании  способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности (но при этом часть продукции, которая будет находиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высока и, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам. Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/или продажей данного товара).

     Концепция совершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребители  будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

     Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду своей продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов.

     Концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того, что потребители  не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

     Согласно  этой концепции разработаны различные  приёмы выявления потенциальных  потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействует, фактически вынуждая сделать покупку.

Информация о работе Развитие маркетинга в России