Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 14:16, контрольная работа
Основная целя анализа организационной среды – это определение и оценка критически важных факторов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способность фирмы в достижение стратегических целей. Анализ организационной среды можно представить процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных этапов. Прежде всего нужно определить основные элементы организационной среды, затем выделить наиболее важные, собрать о них необходимую информацию и произвести оценку
Процесс стратегического анализа организационной среды………………………2 стр.
Общие корпоративные стратегии……………………………………………….....14стр.
Рассмотренные
методы оценки позволяют анализировать
каждый ключевой фактор, любое событие
или тенденцию, но не затрагивают их взаимозависимость.
Установить взаимосвязи при оценке влияния
организационной среды на фирму можно
применяя метод «анализ перекрестного
воздействия». Суть данного метода заключается
в анализе и оценке взаимозависимости
между внешними тенденциями, определяющими
возможности или угрозы для организации,
и ее внутренним потенциалом с точки зрения
сильных и слабых сторон. В ходе анализа
по данной методике нужно построить матрицу
SWOT и на каждом из четырех полей рассмотреть
все возможные парные комбинации, которые
должны быть учтены при разработке стратегии.
|
* Возможный вариант балльной шкалы оценок значимости конкретного фактора среды: высокая — 3; средняя — 2; низкая — 1.
Рис.2.
Матрица «вероятность — воздействие»
Эффективным инструментом рассматриваемого метода является перекрестная матрица, разработанная французской консультативной фирмой Eurokip. Особенности данного подхода заключаются в том, что опасности и новые возможности прогнозируются на основе ожидаемых будущих отклонений от сложившихся в прошлом тенденций, а сильные и слабые стороны фирмы, напротив, воспринимаются в связи с прошлыми тенденциями. Поэтому преимущество в прошлом может стать слабостью в новых условиях, а недостатки превратятся в преимущества. С другой стороны, если существующий потенциал соответствует новым условиям бизнес деятельности, то возможности станут еще более привлекательными, а угрозы менее серьезными. Анализ при помощи матрицы Eurokip следует применять в том случае, когда новые угрозы и возможности значительно отличаются от прежних.
Перекрестная матрица
Eurokip может быть представлена двумя
вариантами. Первый случай (табл. 2, вариант
1) предполагает, что сильные и слабые стороны
фирмы могут быть использованы для извлечения выгод,
которые несут новые возможности; при
этом последствия угроз сведены к минимуму.
Элементы матрицы указывают желательные
изменения приоритетов, установленных
ранее при оценке Возможных последствий решения
стратегических задач.
Перекрестная
матрица «возможности и угрозы сильные
и слабые стороны фирмы»
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Здесь следует выделить такой факт: определенные возможности фирмы, которые ранее считались недостатками, станут преимуществами в свете новых возможностей (левая нижняя клетка первого варианта матрицы). Таким образом, вместо того чтобы эти «слабости» устранять, их следует усилить. Например, отсутствие жесткого контроля над уровнем издержек и четкой вертикальной иерархической структуры, которое в прошлом препятствовало повышению эффективности деятельности фирмы, может стать преимуществом, если новые возможности во внешней среде требуют быстрой реакции и умения рисковать со стороны руководителей.
Другой случай (табл. 2, вариант 2) связан с последствиями отрицательного перекрестного воздействия, когда ни сильные, ни слабые стороны не помогают отреагировать на угрозы (возможности). Здесь важным последствием отрицательного воздействия является выявление новых возможностей потенциала фирмы, которые нужно развивать, чтобы справиться с решением сложных задач, которые ставит перед фирмой внешняя среда.
Следствиями анализа
с помощью перекрестной матрицы должны
быть изменение оценки величины воздействия
стратегической задачи и степени срочности
ответной реакции на нее; установление
связи между новой возможностью, сильными
и слабыми сторонами фирмы.
При выборе метода анализа и оценки организационной среды можно руководствоваться тремя простыми правилами.
Общие
корпоративные стратегии
После проведения анализа внутреннего потенциала организации, выявления сильных и слабых сторон, приведения внутренних сил и слабостей в соответствие с внешними угрозами и возможностями руководство организации может приступить к анализу альтернативных вариантов и выбору стратегии.
Разнообразие общих стратегий, которые определяют для фирмы способ развития, может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения. У каждой из этих стратегических альтернатив имеется определенное число типовых вариантов (рис. 4.1). Фирма может выбрать один из них или применить определенные сочетания различных типов, что характерно для крупных диверсифицированных компаний.
Стратегия стабильности сосредоточена на существующих направлениях деятельности организации и сохранении конкурентной позиции на рынке. Применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, компаниями, удовлетворенными своим положением. Это в основном фирмы, доминирующие на рынке, — лидеры, монополисты. Вариантами альтернативной стратегии стабильности могут быть: защита положения на рынке, рационализация рынка, организация рынка.
Защита положения на рынке связана прежде всего с действиями по поддержанию высокого уровня проникновения на рынок, а также с активизацией операционного маркетинга в части защитной политики ценообразования, укрепления сбытовой сети, усиления мер по стимулированию сбыта и т. п.
Рационализация
рынка предусматривает реорганизацию
обслуживаемых стратегических зон хозяйствования
с целью снижения издержек
Рис.
3. Дерево общих стратегий
или повышение эффективности операционного маркетинга. Например, путем фокусирования на самых рентабельных сегментах, сокращения числа клиентов через установление минимального объема заказа, ухода из некоторых сегментов.
Организация рынка — это в основном влияние (в разрешенных законодательством пределах) на уровень экономической эффективности определенного сектора. Например, при поддержке государственных органов управления установление правил конкурентной борьбы в соответствующей отрасли или заключение соглашения о сокращении или стабилизации производства (создание картеля).
Стратегия роста предусматривает превышение уровня развития фирмы над предыдущим периодом. Целями роста могут быть увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли или размера фирмы и т. п. При определенных условиях незначительное увеличение или отсутствие такого роста тормозит развитие и совершенствование деятельности организации. Особенно стратегия роста актуальна в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. В неустойчивой отрасли отсутствие роста может привести к банкротству.
Любая фирма имеет два принципиальных варианта стратегии роста: внутреннее развитие (интенсивный рост) либо внешний рост.
Интенсивный рост подразумевает достижение фирмой более высоких результатов в существующих сферах деятельности в пределах базового рынка. Здесь предполагается превышение результатов деятельности путем совершенствования существующего бизнеса и задействования скрытых «внутренних» резервов. Это целесообразно, когда фирма еще не исчерпала полностью возможности, связанные с ее продукцией и базовым рынком.
Внешний рост предусматривает развитие фирмы путем экспансии за счет интеграционных процессов в пределах отраслевой производственной цепочки (интеграционный рост), а также освоения новых сфер бизнеса вне рамок основной деятельности (диверсификационный рост). Это оправдано, когда возможностей внутреннего роста недостаточно для ликвидации разрыва между планируемыми показателями и задачами. Таким образом, может создаваться стратегическое преимущество за счет присоединения и интегрирования новых элементов бизнеса, что может быть более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной фирмы.
Современные тенденции бизнеса тесно связаны с такими интеграционными процессами, как слияние, поглощение и создание совместных предприятий, которые имеют разнообразные формы. По характеру решаемых задач можно выделить следующие типы поглощения:
В современных условиях получили развитие такие организационные формы интеграции, как концерн, холдинг, конгломерат, картель, консорциум, финансово-промышленная группа (ФПГ), корпорация, транснациональная корпорация (ТНК).
Стратегия сокращения
— это по сути стратегия отступления,
которая предусматривает установление
уровня целей организации ниже достигнутых
в прошлом. К различным вариантам стратегии
сокращения прибегают чаще всего тогда,
когда показатели деятельности фирмы
имеют тенденцию к ухудшению, при экономическом
спаде или просто для выживания организации.
В то же время для многих фирм сокращение
может означать путь рационализации и
переориентации производства, способ
сохранения и обеспечения эффективной
деятельности фирмы в целом.