Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:27, реферат
Решение проблем, как и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой
Введение…………………………………………………………………….3
1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. ………………………………...………...4
2. ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. ……………………………………………………………....…7
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. ………………………………………8
4. ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ……..………………………………………….9
5. ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ. ………………………………………….…..11
6. РЕАЛИЗАЦИЯ. ………………………………...…………………………12
7. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ……………………………………………………...13
Список использованных источников………………………..…………..14
РОССИЙКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ИНЖЕНЕРНОГО БИЗНЕСА И
РЕФЕРАТ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ НА ТЕМУ:
“Рациональное
решение проблем ”
МОСКВА
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Список использованных
источников………………………..…………..14
Введение
* М. В. А. (Master
of Business Administration) — Магистр Делового
Администрирования — весьма
Решение проблем, как и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой (рис. 1. 1.).
Рис. 1. 1. Этапы
рационального решения проблем.
1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ.
Первый шаг на пути решения проблемы — определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, вы выступаете в качестве менеджера-предпринимателя. Специалист по управлению Питер Друкер подчеркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же «должны быть следствием использования возможностей».
Полностью определить
проблему зачастую трудно, поскольку
все части организации
Первая фаза
в диагностировании сложной проблемы
— осознание и установление симптомов
затруднений или имеющихся
Выявление симптомов
помогает определить проблему в общем
виде. Это способствует также сокращению
числа факторов, которые следует
учитывать применительно к
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри нее — компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.
Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (reievant — относящийся к делу) — это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.
Поскольку релевантная информация — основа решения, естественно добиваться, по возможности, ее максимальной точности и соответствия проблеме. Организации может быть непросто получить исчерпывающую точную информацию по проблеме. Как показано в нашем случае, изучение процесса коммуникации, психологические факторы всегда несколько искажают информацию. Факт существования проблемы может порождать стрессы и беспокойство, значительно усиливающие искажения.
Если работники
считают, например, что руководство
склонно видеть причину неприятностей
в них, они сознательно или
бессознательно представят информацию,
более благоприятно освещающую их позиции.
Если руководитель не поощряет честность,
работники могут просто сообщать
то, что желает услышать их начальник.
Полученная при этом информация в
такой же мере полезна для принятия
решения, как просьба пациента к
врачу подправить показания рентгеновского
аппарата, потому что он не может
позволить себе лечь на операцию. Это
подчеркивает также необходимость
поддержания хороших
2. ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.
Ограничения варьируются
и зависят от ситуации и конкретных
руководителей. Некоторые общие
ограничения — это
Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации (эта тема рассматривается в разделе, посвященном процессу организации дела). Коротко говоря, менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.
В дополнение к
идентификации ограничений, руководителю
необходимо определить стандарты по
которым предстоит оценивать
альтернативные варианты выбора. Эти
стандарты принято называть критериями
принятия решений. Они выступают
в качестве рекомендаций по оценке
решений. Например, принимая решение
о покупке автомобиля, вы можете
ориентироваться на критерии стоимости
— не дороже 10 тыс. долл., экономичности
— не менее 25 миль на 1 галлоне бензина,
вместимости — пять взрослых одновременно,
привлекательности и хороших
характеристик с точки зрения
обслуживания.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ.
Следующий этап
— формулирование набора альтернативных
решений проблемы. В идеале желательно
выявить все возможные
Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять проблему.
Следует, однако, позаботиться о том, чтобы был учтен достаточно широкий спектр возможных решений. Углубленный анализ трудных проблем необходим для разработки нескольких действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдет, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять перед требованием немедленных действий. Действие ради самого действия повышает вероятность реагирования на внешний симптом проблемы, а не на ее главную причину.