Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:44, доклад
Конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции на них аналогичны. Это продемонстрировал профессор Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса: - состояние конкуренции в отрасли является результатом действия пяти конкурентных сил.1
1.Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
2.Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
3.Потенциальное появление новых конкурентов.
4.Рыночная власть и средства воздействия используемая поставщиками сырья.
5.Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.
При построении карт стратегической группировки основные переменные должны отражать существенные отличия конкурентов, носить дискретный характер, не коррелировать между собою. Площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли.
Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов как внутри группы, так и в ближайших группах. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты – лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она вынуждена все время находиться в защитной позиции.
5 конкурентных
сил Майкла Портера –
Кроме того, модель Портера может помочь найти конкурентное преимущество, позволяющее компании занять более выгодную позицию. Правда, стоит делать ряд поправок – это всего лишь модель, послужившая основой для будущих разработок. Учтите это!
Итак, профессор Майкл Портер выделил 5 сил, которые влияют на компанию в отрасли (на ее прибыль):
- новые конкуренты - новые игроки на рынке;
- существующие конкуренты;
- «конкуренты»,
предлагающие продукты-
- власть поставщиков;
- власть покупателей;
Рассмотрим подробнее каждую из «5 сил» Портера.
Новые игроки на рынке
Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.
Однако компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем.
1) Экономия на масштабе
Суть заключается в том, что чем больше компания производит продукции, тем дешевле ей обходится производство 1 единицы этой продукции. Новые игроки часто экономят на масштабах производства, в силу финансовых или каких-либо других причин, из-за чего часто не выдерживают ценовой войны с конкурентами. В противном случае им требуются солидные инвестиции в производство.
2) Дифференциация
Понятно, что компании давно присутствующие на рынке, уже закрепились в сознании потребителей. Они уже обладают несколькими торговыми марками, провели ряд рекламных кампаний. В начале своей деятельности компании приходится осуществлять большие вложения в маркетинг, чтобы дифференцироваться от конкурентов.
3) Дополнительные издержки
Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками, среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн и так далее.
4) Дистрибуция
Настоящая головная боль для компании-новичка. Чтобы расположить к себе дистрибуторов придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для них может стать проведение совместной рекламной компании, когда расходы на нее делятся пополам.
Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли компании-новичка. Но иного пути здесь нет.
5) Патенты, know-how
Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в этом плане. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Особенно в современном мире, где патентуют все, что только можно.
6) Государственные субсидии
Есть вероятность того, что крупный конкурент будет получать помощь от государства - какие-то субсидии. Правда, с такой же долей вероятности эти субсидии может получать и новый игрок на рынке, если государство поощряет конкуренцию и стремится показать это. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.
7) Преданность бренду
Наконец, стоит
понимать, что в данной отрасли
может быть много приверженцев бренда
уже существующей компании. Следует
тщательно изучить сильные и
слабые стороны бренда и постараться
использовать их при разработке конкурирующего
решения.
Существующие конкуренты
Майкл Портер считает,
что в конкурентной гонке ситуация
обостряется в тех случаях, когда
в отрасли присутствует много
конкурентов или же эти конкуренты
просто равны по силам. Кроме того,
конкуренция обостряется в
- при низких темпах роста в отрасли;
- при высоком уровне постоянных издержек;
- при росте производственных мощностей;
- высокие выходные барьеры;
- когда одна
компания преследует какие-то
серьезные стратегические
Конкуренция ослабевает:
- когда компании
стараются просто получать
- когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей;
Если говорить о самой модели конкурентной борьбы, то компании пытаются занять лучшую позицию на рынке за счет ценовых войн, рекламных кампаний, новой продукции, улучшению облуживания потребителей, повышению гарантии на продукт и многому другому.
«Конкуренты», предлагающие продукты-заменители
По сути дела, продукты из разных отраслей могут конкурировать между собой. Косвенно. Например, если они способны выполнять одну и ту же функцию. Мотоцикл и автомобиль – это конкуренты в какой-то мере, так как и тот и другой являются средством передвижения. Причем, с достаточно похожими скоростными характеристиками.
В этой ситуации следует обратить внимание на следующее:
- насколько легко для покупателя переключиться на товар-заменитель;
- что он теряет?
Каково качество и
- готовность
покупателя сменить компанию-
Власть покупателей
Майкл Портер был
первым, кто впервые заявил, что
покупателей можно
Сила влияния покупателей по Портеру зависит от следующих факторов:
- качество услуг;
- затраты на переключение;
- стандартизированность продуктов;
- прибыль, приносимая покупателем;
- особенно сильно влияние определенной группы потребителей, осуществляющих львиную доля покупок у компании;
И некоторые другие.
Сила влияния поставщиков
Влияние поставщиков на отрасль очень велико. Достаточно посмотреть на компанию Wal-Mart, которая указывает даже огромной Procter & Gamble, как себя вести при работе с ней. При работе с поставщиком следует обратить внимание на такие факторы:
- обладает ли он известным брендом?
- каков спектр товаров, которыми он торгует?
- велико ли
его влияние на установку
- каково финансовое положение поставщика? Очень важно, чтобы понять - а будет ли он поднимать или опускать цены.
- доминирование на рынке поставщика;
Конечно, стоит понимать, что данный анализ лишь основа, которая легла в качестве фундамента для своей версии анализа сильных и слабых сторон у каждой конкретной компании.
В дополнение к СТЕП-анализу необходимо также предпринять структурный анализ отрасли, чтобы выявить сильные и слабые стороны противников, а также определить конкурентную структуру данного рынка. Удобной для анализа конкурентной среды является так называемая «модель Портера» или «модель 5 сил Портера». Согласно концепции М.Портера (известный американский экономист, ставший одним из ведущих специалистов в области стратегии бизнеса) состояние конкуренции и потенциальная прибыльность предприятия или отрасли зависят от влияния пяти основных конкурентных сил:
Все
эти силы вроде воды, текущей
на колесо водяной мельницы, раскручивают
конкурентное соревнование, определяют
его методы и способы, а также
в значительной степени
- изолировать, по мере возможности, предприятие от влияния конкурентных сил;
- использовать изменение конкурентной среды в своих интересах;
- обеспечить определенные экономические резервы и позицию на рынке для того чтобы начать «конкурентную игру» на вытеснение конкурентов.
Для
принятия решения о выбранном
типе маркетингового поведения
необходимо определить все
Влияние со стороны новых конкурентов. Оно определяется наличием барьеров для вступления последних на рынок, «ценой» такого вступления и реакцией существующих предприятий на появление конкурентов. В совокупности все барьеры вступления на рынок можно объединить в 6 групп:
1. Монопольное единство.
2. Капиталоемкость и затратность.
3. Дифференциация и требования к качеству.
4. Непроизводительные затраты.
5. Доступ к системе дистрибуции и сбыта.
6. Государственная
политика.
Влияние поставщиков и партнеров. Поставщики, особенно в условиях определенного уровня из консолидации и организации, могут значительно детерминировать экономические и конкурентные параметры предприятия. Чаще всего это происходит при помощи цен на производственные ресурсы либо изменения качества поставляемой продукции. В условиях идеальной конкуренции действие данной конкурентной силы самое малое, однако, в реальной экономике она оказывает ощутимое влияние. Диверсификация поставщиков, даже при значительно более высокой экономической привлекательности одного из них, желательна с точки зрения стратегического менеджмента.
Влияние потребителей. Оно, как правило, значительно меньше, чем влияние поставщиков, хотя схема его влияния является своеобразным «зеркальным отражением» влияния последних. В условиях монопсонии влияние потребителей достаточно велико. В случае, когда потребителями является население, мотивы влияния на конкурентную ситуацию могут изменить внеэкономическую природу (мода, стремление к здоровому образу жизни, защита животного мира, религиозные мотивы и т.п.). Политические факторы зачастую также имеют значение.