Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
Изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.
Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение маркетинговых целей предприятия является именно спрос. Он незримо пpиcутствуeт во всех функциях управления и на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. Цели фирмы, их значение также определяются спросом.
Цель контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть прогнозную оценку спроса на рынке товаров (услуг).
y1 = а1х1t + a2x2t + ...+ аn хnt + b;
y1 = bx1ta1 * x2ta2 *….. * xntan
где у — показатель спроса на товар;
x1, x2, … хn: — факторы, влияющие на спрос.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа устанавливается связь между спросом и факторами, определяются ее форма (линейная, нелинейная) и теснота связи.
Целесообразно разрабатывать несколько вариантов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличающихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.
Прогнозирование спроса можно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос. Например, при стабильном уровне цен можно определить зависимость спроса на товары от изменения доходов населения.
При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары народного потребления. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач:
1) Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления.
2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год.
3) Определение групп потенциальных потребителей.
4) Оценка величины неудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров.
Для составления конъюнктурного прогноза привлекают группу экспертов в 10-15 человек отличающихся широтой кругозора, информированностью, независимостью суждений, высокой профессиональной квалификацией ей. Работа с экспертами строится по следующему алгоритму:
формулировка задачи
выявление мнения каждого эксперта
выявление преобладающего мнения
выявление крайних суждений
формулирование принципиальных расхождений между экспертами
исследование причин расхождений во мнениях
и так далее до выработки общего мнения, которое можно считать достоверным.
Наиболее распространенным методом экспертных оценок является метод «Дельфи». Этот метод разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД. Суть его состоит в организации систематического сбора мнений экспертов и получения в результате надежного обобщенного мнения. Метод представляет собой серию опросов о специальной программе, смысл которых сводится к получению преобладающего суждения специалистов. Достоверность данных базируется на подборе компетентных экспертов, правильном составлении опросника, научной процедуре обработки ответов и суждений. Но нужно отметить, что методы экспертных оценок являются, как правило, вспомогательными и применяются совместно с другими, как составная часть системного изучения и прогнозирования рынка.
При прогнозировании спроса с учетом особенностей товаров могут применяться различные подходы. Так, на товары легкой промышленности спрос определяется в условиях их широкого ассортимента. Разработать прогноз по такому широкому кругу позиций затруднительно, поэтому отдельные позиции необходимо агрегировать. Например, в группе швейных изделий можно выделить модную одежду, рабочую одежду и другие подгруппы. Следует также учитывать сроки износа изделий и обновления гардероба, подразделять товары на группы с учетом половозрастного признака потребителей (например, товары для молодежи, детей, лиц пожилого возраста).
Прогнозы спроса на товары культурно-бытового назначения должны базироваться на числе семей, их обеспеченности этими товарами, покупательских намерениях на приобретение, наличии денежных сбережений, жилищных условиях и т.д.
Общий объем спроса на товары длительного пользования состоит из двух частей: спроса на замену и спроса на расширение парка этих изделий. Спрос на замену можно определить исходя из данных о реализации этих товаров в предшествующие годы и средних сроков их использования в семьях. Согласно статистическим данным, средние сроки службы телевизоров, электропылесосов, часов всех видов, магнитофонов составляют 10 лет, холодильников — 20, стиральных машин — 15 лет.
Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.
Исходя из прогнозных расчетов спроса определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ торговли на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.
1.4. Прогноз спроса на товар (услугу) предприятий-производителей
Прогноз спроса предприятий-производителей на выпускаемую продукцию предполагает:
анализ тенденций изменения доли фирмы в общем рынке;
оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов изделий;
анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;
прогноз спроса на продукцию фирмы.
Для фирмы главное — завоевание доверия потребителей к ее продукции. Для того чтобы прогнозировать будущие потребности людей, необходимо проанализировать, как потребитель реагирует на появление на рынке принципиально новых изделий.
Зарубежные исследователи выделяют среди возможных следующие направления стратегии фирмы по производству продукции:
внешнее отличие товара в глазах покупателя от товара конкурентов;
выход на рынок с новым товаром;
разработка пионерного товара, который будет лидером на ближайшие годы, обеспечивая превосходство над конкурентами.
Для реализации этих направлений собираются идеи по созданию нового товара и до минимума сокращаются сроки между выдвижением идей и пробной продажей товара. С целью поиска идей широко применяются методы экспертных оценок: метод коллективной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи".
Лидером в выработке стратегии фирмы является Япония. Японские фирмы гордятся тем, что их служащие ежегодно вносят огромное количество идей, из которых отбираются 7 — 10 оригинальных, имеющих практическое значение.
Прежде чем принять решение о выпуске новых изделий, наряду с прогнозом спроса необходимо спрогнозировать издержки производства, цену и прибыль.
Для выявления реакции потребителей целесообразно использовать рекламу, пробную продажу. Изучение спроса на новые товары может также осуществляться на выставках-продажах, выставках-просмотрах, ярмарках. Определяются степень соответствия изделий запросам покупателей, их предпочтения другим товарам-аналогам и условия, при которых население отдает предпочтение новым товарам (цена, оформление и др.).
Товары рыночной новизны являются ключевыми для коммерческого успеха предприятия. Фирмы, производящие такие товары, имеют возможность устанавливать монопольные цены и получать более высокую прибыль.
Каждый товар имеет свой жизненный цикл (ЖЦТ). Концепция ЖЦТ исходит из того, что товар имеет определенный период рыночной устойчивости. ЖЦТ или описывающую его в координатах "прибыль—время" кривую можно разделить на стадии внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков, в связи с чем необходимо следить за изменениями темпов продажи или прибыли, чтобы уловить границы стадий и внести изменения в товар или производственную программу.
При прогнозных исследованиях товарного рынка наряду с комплексным анализом большую роль играет разрабатываемая стратегия ценообразования, так как цена является важным рычагом продвижения товара на рынок и определяющим фактором объема продаж и прибыли.
Заключение
Приведенные выше исследования доказывают актуальность и важность
проблемы изучения и прогнозирования спроса на товары народного
потребления в современных условиях рынка, когда успех коммерческого
предприятия зависит в первую очередь от детального знания рынка товара ,
умения анализировать и прогнозировать последствия изменения
каких-либо его параметров и показателей.
Что касается торгового предприятия, то только глубокое изучение и прогнозирование спроса позволит сформировать ассортимент предлагаемых товаров так, чтобы обеспечить максимальную прибыльность деятельности и превзойти конкурентов.
Необходимость исходить из требований рынка, потребителей,
при организации маркетинга определяет логику исследований,
предопределяет эффективность торгово-коммерческой деятельности.
Список использованной литературы
1.Киперман Б.C., Сурганов Г. Я. Популярный экономический словарь. – М.: Экономика, 2009. – 512 с.
2.Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2008. – 523 с.
3.Курс экономической теории/ Под ред. М.Н.Чепуршина. – М.: Экономика, 2010. – 478 с.
4.Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. – Таллинн, 1999, - 388 с.
5.Одинец В.П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – Санкт – Петербург: Питер, 2009. – 390 с.
3
Информация о работе Прогнозная оценка спроса на рынке товаров