Проекты разведочных (поисковых) исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:05, доклад

Описание работы

Проект исследований представляет собой план исследований, используемый как руководство по сбору и анализу данных.
Исследования можно выполнить без проекта, однако его результаты будут отличаться от того, что требуется заказчику или пользователю. В результате - «данные интересны, но не разрешают основную проблему». Более того, исследования, выполненные без проекта, будут стоить дороже.

Работа содержит 1 файл

поисковое,описательное,каузальное исследования.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

   Можно даже привлечь людей, которые не являются частью цепи распространения, но которые  могли бы, тем не менее, предоставить некоторые соображения по данному  вопросу. Например, издатель детской  литературы получил полезную информацию в связи с падением объема продаж от разговоров с библиотекарями и  школьными учителями. Эти обсуждения показали, что рост использования  библиотек, как школьных, так и  публичных, связан с падением продаж. Рост использования библиотечных книг в свою очередь привел к увеличению государственного финансирования, которое  подтолкнуло библиотеки покупать больше детской литературы для их фондов.

   Проблема  экономии при исследовании состоит  в том, что респонденты при  экспертных опросах должны отбираться очень тщательно. Цель экспертного  опроса заключается в понимании  взаимосвязей между переменными, а  не в том, чтобы получить точную картину  текущих событий или произвести отбор лучших гипотез. Задача состоит  в том, чтобы найти продуктивные идеи и полезные взгляды, а не в  том, чтобы набрать статистику по данному предмету. Поэтому необходимо чтобы отобранная выборка людей  состояла из работающих в данной области.

   Вероятностную выборку при экспертном опросе, когда  респонденты определяются случайным  образом, не используется, т.к. это потеря времени на интервью с теми, кто  малокомпетентен или имеет относительно мало опыта в отношении предмета исследовании, при этом важно включать людей с разными точками зрения.

   Фокус-группа – это личное собеседование, проводимое одновременно с небольшим количеством людей, т.е. интервью, рассчитанное на групповую дискуссию, а не на прямые вопросы, для получения информации.

   В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе, чтобы поговорить о некоторых интересующих заказчика исследования темах. Дискуссия направляется модератором, который старается следовать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предоставляет свои соображения на суд остальных.

   Фокус-группы являются одним из наиболее часто используемых методов маркетинговых исследований.

   Они могут  использоваться для следующих целей:

   • Выдвижение гипотез, которые в дальнейшем могут  быть проверены количественно.

   • Предоставление информации, которая может оказаться  полезной при создании опросной анкеты.

   • Предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям.

   • Высказывание впечатлений по концепциям нового продукта.

   Например, компания American Express использовала сведения, полученные от фокус-групп, когда разрабатывала программу распространения гарантий производителей на товары, приобретенные по ее кредитным картам.

   Численность фокус-группы может составлять от 8 до 12 человек. Меньшие группы легко подчиняются мнению одного или двух человек; в больших по размеру могут установиться беспорядок и путаница, в связи с тем, что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты обычно отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиям в восприятии, опыте и способности к разговору.

   При использовании  фокус-группы часто проводят отборочные собеседования, чтобы определить людей для участия в конкретной группе.  

   Это необходимо для того, чтобы:

   - исключить  тех, кто раньше участвовал  в работе фокус-групп (такие люди часто ведут себя как «эксперты» и пытаются сделать свое присутствие заметным);

   - исключить  участия друзей или родственников  (т.к. они склонны спонтанно  мешать проведению обсуждения, когда  начинают по-свойски разговаривать  между собой).

   Для того, чтобы был представлен широкий спектр точек зрения необходимо наличие нескольких групп, т.к. не только характеристики участников могут изменяться между всеми группами, но и контуры вопросов могут быть разными. Идеи, выдвинутые в одной из групп, могут быть предложены на обсуждение в другой. Типовой проект включает 4 группы, но некоторые могут насчитывать до 12. Критерий выбора состоит в том, вносят ли более поздние группы дополнительный вклад в освещение предмета исследования. Если они показывают уменьшающиеся результаты, то работа с группами прекращается.

   Типичный  срок работы фокус-группы — от полутора до двух часов.

   Размещаются фокус-группы в специально отведенных для них местах. Преимущество состоит в том, что задействуются одновременно большое число групп. Например, технология видеоконференции может связать группы в различных местах между собой, позволяя участникам из разных мест, находиться в интерактивной связи друг с другом. Технология делает возможным использование подлинно глобальных групп.

   Модератору  принадлежит ключевая роль в фокус-группе. Работа, функции и роль модератора состоят из:

   - введение  объекта исследования в русло  дискуссии;

   - понимание  основы проблемы и той информации, которую клиент рассчитывает  получить в результате процесса  исследования;

   - знание  всех аспектов фокус-групп касательно состава участников;

   - способность  вести обсуждение так, чтобы  затронуть все объекты и задачи  исследования;

   стимулировать и поощрять взаимодействие между  членами группы;

   - работа  модератора не должна свестись  к последовательным ответам каждого  из респондентов на предварительно  составленный список вопросов;

   - располагать  хорошими способностями к общению;

   - предоставление  участникам возможности поговорить  друг с другом, а не только  с модератором, о вопросах, стоящих  на повестке обсуждения.

   Руководство фокус - группами по вопросам промышленных товаров значительно более трудное, чем руководство группами по потребительским  товарам. Модератор при обсуждении потребительских товаров обычно что-то знает о продукте или услуге, которая обсуждается. Кроме всего  прочего, модераторы сами выступают  как потребители. С промышленными  товарами все далеко не так. Это означает, что предварительная подготовка, совершаемая модератором в отношении  промышленных товаров, должна быть длиннее  и более детальна. Это также  означает, что многие из членов группы будут знать значительно больше модератора о товаре или услуге, которые обсуждаются. Руководство  работой группы в данных условиях может действительно требовать  достаточно высокой оплаты. Заказчики  могут получить некоторые преимущества от использования соответствующих фокус-групп. Одним из них является то, что они позволяют прояснять вопрос. Идея может быть вброшена в течение совершенно внезапно. В ходе дальнейшего обсуждения группа имеет возможность развить представленные идеи, добавляя одну к другой подобно снежному кому. Высказывание одного из участников способно вызвать цепную реакцию ответов со стороны остальных. Некоторые чувствуют себя более раскованно в групповой среде, чем, если бы их опрашивали по одиночке, так как осознают, что могут распространить свои соображения без необходимости их защищать или изменять. Соответственно ответы часто становятся более спонтанными и менее последовательными, чем они могли бы быть при индивидуальной беседе.

   Групповые интервью предоставляют некоторые  преимущества, которые не могут быть предоставлены в ходе индивидуального  интервью, но они имеют и свои недостатки.

   Достоинства фокус-групп:

   - легки  для проведения;

   - дает  возможность для скрытого наблюдения  за ходом дискуссии или прослушивания  ее записи;

   Недостатки;

   - возможное  влияние модератора на результаты  дискуссии;

   - результаты  фокус-группы не являются проективными, т.к. не представляют всю генеральную совокупность;

   - нестандартизированная структура ответов затрудняет кодирование, табулирование и анализ.

   Таким образом, фокус-группы не могут использоваться для выработки точной оценки доли людей, которые представляют себе проблему определенным образом. Фокус - группы больше подходят для выработки идей и соображений, чем для их систематической проверки.

   Анализ  избранных случаев (анализ разъясняющих демонстрационных примеров), подразумевает интенсивное изучение отобранных примеров, связанных с объектом, который является целью исследования.

   Исследователь может проверять существующие записи, наблюдать, как действует объект, проводить неструктурированные  интервью или использовать один из множества методов анализа, что  в действительности произошло в  данной ситуации. Фокус может быть обращен как на отдельных людей, так и на группы торговых агентов  или дистрибьюторов в различных  регионах.

   Этот  метод характеризуется несколькими  особенностями.

   Во-первых, отношение исследователя является ключевым моментом. Наиболее продуктивное отношение - это отношение настороженной восприимчивости, поиска в большей степени объяснений, чем их проверка.

   Во-вторых, успех метода зависит главным образом от того, насколько хорошо исследователь сможет интегрировать различные куски информации, которые он накопил, в единой интерпретации.

   В-третьих, этот метод характеризуется его интенсивностью. Исследователь пытается получить достаточную информацию для того, чтобы охарактеризовать общие и уникальные особенности изученного случая.

   В одном  исследовании, направленном на то, чтобы  улучшить производительность труда  в одной компании, исследователь  изучил трех лучших продавцов и трех худших. Данные были собраны на основе опыта каждого из торговых представителей, а затем несколько дней были потрачены  на то, чтобы вместе с ними делать телефонные звонки клиентам. В результате была выдвинута гипотеза. Она состояла в том, что проверка запасов розничных  торговцев и выявление позиции, по которым они испытывали недостаток товара, были наиболее важными различиями между успешными и плохими  торговыми агентами.

   В этом примере правильное понимание того, какими общими чертами обладают хорошие  торговые агенты, и чем они отличаются от неудачливых торговых агентов, привело  к пониманию необходимости проверки запасов розничных продавцов.

   Частные ситуации важные для выработки гипотез:

   1. Примеры,  отражающие изменения и, в частности,  резкие изменения. Например, способ, которым рынок приспосабливается  к входу в отрасль нового  конкурента, может многое показать  в отношении структуры отрасли.

   2. Примеры,  отражающие крайние варианты  поведения. Например, можно узнать  больше, если сравнить лучшие  и худшие территории вместо  того, чтобы анализировать все  участки, где работает компания.

   3. Примеры,  которые отражают порядок, в  котором события происходили  во времени. Например, в случае  разной степени объемов продаж  на отдельных территориях может  случиться так, что на одной  территории филиал представляет  агент производителя, в то время  как в другом районе филиал  возглавляет оптовый дистрибьютор.

   Какие из примеров наиболее полезны, зависит  от исследуемой проблемы. Случаи, которые  демонстрируют резкие контрасты  или имеют впечатляющие особенности, являются наиболее полезными. Это связано  с тем, что незначительные различия обычно трудно заметить. Поэтому лучше  противопоставить в ходе сравнения  лучшие и худшие ситуации, и таким  образом преувеличить те различия, которые могут существовать.

   2 Проекты описательных  исследований

   Большое количество маркетинговых исследований может рассматриваться как описательные исследования, которые используются в следующих целях:

   1) Для  описания характеристик определенных  групп. Например, основываясь на  информации, собранной у покупателей  конкретной продукции, можно составить  профиль «среднего покупателя»  в отношении дохода, пола, возраста, уровня образования и т.д.

   2) Для  оценки генеральной совокупности  людей какой-то особой группы, которые ведут себя каким-то  определенным образом. Например, оценка генеральной совокупности  людей в пределах территории  определенного радиуса вокруг  предполагаемого торгового комплекса,  которые будут делать покупки  именно в этом центре.

   3) Для  разработки специализированных  прогнозов. Например, прогноз уровня  объема продаж на каждый из  следующих пяти лет, ориентируясь  на который можно планировать  прием на работу и обучение  торговых работников.

Информация о работе Проекты разведочных (поисковых) исследований