Продовольственный Рынок, его состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

1. Проблемы, обусловившие необходимость трансформации экономики:
* кризис финансовой сферы АПК, исчерпавшей источники саморазвития на пути к прогрессу в аграрном секторе;
* неразвитая инфраструктура торговли и аграрного сектора;
* технологическая отсталость перерабатывающей промышленности, несоответствие производимой продовольственной продукции мировым стандартам;

Содержание

Факторы, влияющие на формирование
продовольственного рынка ……………………………3

Современное состояние продовольственного
рынка России ……………………………………………. 11

Перспективы развития продовольственного
рынка России …………………………………………….13

Заключение ………………………………………………16
Список использованной литературы …………………..17

Работа содержит 1 файл

рынок,его состояние....doc

— 125.00 Кб (Скачать)

ГОУ СПО  Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат на тему: 

Продовольственный Рынок, его состояние и перспективы развития. 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка Гр III Тп-49

Проверила:

Конник. Г. И. 
 
 
 
 
 
 
 

г.Волгоград. 

Содержание 

Факторы, влияющие на формирование

 продовольственного  рынка    ……………………………3

                                                                  

Современное состояние  продовольственного

рынка  России ……………………………………………. 11

                 

Перспективы развития продовольственного

рынка России   …………………………………………….13                          
 

Заключение    ………………………………………………16 

Список использованной литературы  …………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторы, влияющие на формирование продовольственного рынка:

  1. Проблемы, обусловившие необходимость трансформации экономики:
  • кризис финансовой сферы АПК, исчерпавшей источники саморазвития на пути к прогрессу в аграрном секторе;
  • неразвитая инфраструктура торговли и аграрного сектора;
  • технологическая отсталость перерабатывающей промышленности, несоответствие производимой продовольственной продукции мировым стандартам;
  • непомерно высокий уровень затрат при производстве продовольственных товаров, не позволявший конкурировать отечественной (даже высококачественной) продукции с зарубежными аналогами по соотношению «цена/качество» как на мировом, так и частично на внутреннем рынках;
  • низкий уровень индустриальной базы общественного питания;
  • слабое кадровое обеспечение, особенно в сельском хозяйстве, внутренней торговле и общественном питании;
  1. Проблемы, связанные с переходом на рыночную модель отношений:
  • проблемы отсутствия практического опыта современного рыночного менеджмента и маркетинга на рынке продовольственных товаров, поскольку советские аграрные, перерабатывающие, торговые организации и предприятия общественного питания никогда не были фирмами в собственном значении слова, и с зарубежными фирмами их объединяло лишь осуществление подобных технологических операций при производстве продовольствия или его реализации;
  • чисто психологические, субъективные факторы, обусловленные трудностями восприятия рыночной модели старыми управленческими кадрами, работавшими при социалистических методах хозяйствования, а также проблемами «роста» молодых инженеров и маркетологов, действующих на рынке продовольствия;
  • отсутствие развитой инфраструктуры рынка, не позволяющей хозяйствующим субъектам воспользоваться услугами квалифицированных партнеров, действующих в банковском секторе, на фондовом рынке, оптовой или транспортной системах. Все это приводит к тому, что современные российские бизнесмены зачастую «вынуждены заниматься всеми видами коммерческих операций»;
  • большинство производимого аграрного сырья было ориентировано на нужды единственного, крупнейшего и нетребовательного покупателя – государства. С отказом государства от монопольной роли главного распределителя продукции произошло, в первую очередь, разрушение прежних связей между производителями и потребителями продовольствия.
  1. Фальсификация продовольственных товаров.

     Формирование  в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений – товару свои специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности, то у потребителя этих товаров и услуг имеется возможность выбрать из большего многообразия наилучший и оптимальный.

       Конкурирующие между собой фирмы,  стараясь как можно полнее  удовлетворить те или иные  потребности потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой некачественный  или даже фальсифицированный продукт. Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицированных продуктов. В разных экономических условиях формирования товарно-денежных отношений в России по-разному относились и к появлению фальсифицированных товаров.

     С другой стороны, появление на российском рынке разнообразных товаров, о  существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению или в поездках за рубеж, породило и новую, неизвестную ранее проблему – идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью  и, соответственно, поэтому на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией.

     Товар, являясь связующим звеном между потребителем и производителем, формирует вокруг себя различные экономические системы, которые являются лишь производными от него, и создают надстройку. Стоит убрать товар из процесса купли-продажи – и вся остальная сложная экономическая надстройка (экономика торговли, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, бухучет, аудит и другая надстроечная инфраструктура) станет ненужной. Таким образом, являясь базисом товарно-денежных отношений, товар и его свойства требуют самого пристального изучения и исследования. И сегодня, в условиях формирования новых рыночных отношений, у товара проявляются все новые и новые свойства, о которых ранее нельзя было даже подумать.

     Сегодня на свободном российском рынке у  многих товаров появилось новое  свойство – конкурентоспособность, то есть способность конкурировать среди себе подобных на свободном рынке. Если ранее, в условиях государственного монополизма, у товара были такие свойства, как качество, потребительская ценность (стоимость) и некоторые другие, то в условиях свободных рыночных отношений у него появились новые свойства – конкурентоспособность и идентичность. А в последние 2-3 года, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свойство – его глобальность.

     Поэтому проблема многостороннего изучения свойств товара на нынешнем этапе формирования свободного рынка в России и вхождения его в мировой рынок требует тщательного анализа уже сложившихся понятий, их теоретического осмысления и разработки новых подходов к пониманию новых свойств, появляющихся у него.

     В связи с актуальностью возникающих  проблем по подлинности, идентификации  и особенно по фальсификации товаров  и защите потребителя. Несмотря на то, что в России принят закон “О защите прав потребителя” и созданы  в каждом регионе общества потребителей, фактически потребитель остался один на один в противостоянии с производителями и предпринимателями разного уровня.

     Поэтому возникает необходимость “ вооружать” как каждого товароведа, так и  каждого потребителя необходимым  объемом знаний по своевременному выявлению тех или иных подделок товаров. Особо пристальное внимание  необходимо обращать на подделки пищевых продуктов, очень часто приводящие к смертельным случаям или к формированию онкозаболеваний у потребителей.

     Несмотря  на большое разнообразие  средств,  и способов подделок товаров, учеными разработаны надежные методы по их выявлению, и здесь определяющим является только информированность эксперта и потребителя.

  1. Глобализация

     В современных условиях особую значимость приобретают риски, порождаемые глобализацией. Глобализация расширяет возможности для повышения качества жизни и развития человека, может способствовать ослаблению или предотвращению отдельных угроз. В то же время она создает новые угрозы безопасности  человека, а также усиливает уже существующие. Изменения, происходящие в условиях жизнедеятельности людей под воздействием глобализации, носят многосторонний характер. По существу, глобализация влияет на условия жизни людей и меняет их. В каждом конкретном случае различна только степень воздействия и характер происходящих перемен.

   При этом можно выделить те изменения, которые  являются определяющими для формирования остальных характеристик жизнедеятельности  человека. Прежде всего, это:

  • резкое увеличение зависимости жизни людей от интересов транснациональных компаний;
  • снижение значимости фактора территориальной обусловленности –  “уменьшение пространства”. Изменения в жизни человека все чаще зависят от процессов, происходящих далеко от места его жительства (доходы, работа, здоровье и тому подобное), многие процессы, в том числе рыночные отношения, приобретают все более опосредованный характер;
  • снижение роли национальных границ, которые теряют свое значение не только для торговли, капиталов и информации, но и для идей, норм, культуры, ценностей, рост значимости фактора времени – “уменьшение времени”. Увеличение темпов изменений рынков и технологий способствует резкому ускорению ритма жизни и одновременно росту нестабильности в обществе и уязвимости человека, многократное увеличение скорости происходящих процессов, стремление соответствовать темпам глобальных явлений конкуренции кардинально меняют условия жизнедеятельности человека.

      В отношении угроз безопасности человека такие изменения в условиях жизни  людей означают:

    • рост рисков, являющихся следствием изменений, происходящих далеко от места его проживания, а также тех, которые нельзя предотвратить обособленно на национальном  уровне;
    • расширение сферы, увеличение внезапности и усиление разрушительного характера действия рисков.

     В числе угроз продовольственной безопасности  человека, которые создает или углубляет глобализация, можно отметить прежде всего следующие.

     Риски новых технологий. Новые технологии внедряются в производство быстрее, чем просчитываются их возможные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Получение коммерческой прибыли корпорациями, контролирующими отдельные рынки, не всегда совпадают с интересами сохранения окружающей среды и здоровья населения и могут быть особо опасными с точки зрения сохранения здоровья человека и долговременных перспектив развития общества. Существующие механизмы не всегда предостерегают от такой опасности. Проблема усугубляется в странах с неразвитой демократической и гражданской активностью, недостаточным образовательным уровнем и монополизацией средств массовой информации. Кроме того, ускорение ритма жизни означает также и использование технологий, у которых не всегда просчитаны последствия, поэтому внедрения новых биотехнологий (например, генетически измененных культур) означает рост потенциальной опасности.

     Рост  значимости глобальных угроз безопасности человека, связанных с деградацией окружающей среды, действием международной организованной преступности.

     Усиление  угрозы манипулирования  общественным сознанием. Глобально распространяемые информационные и коммуникационные технологии создают условия для формирования нового информационного пространства, охватывающего весь мир. Наряду с положительным эффектом формируются риски для безопасности человека, предпосылки унификации культуры (в том числе культуры питания), общественного мнения, ценностной ориентации, потребительского поведения. Системы ценностей традиционных общностей (семьи, общины, этнической группы и тому подобное) разрушаются под действием рисков, создаваемых современными средствами информации. При этом, как отмечают авторы доклада о развитии человека за 1999 год, средства массовой информации, содействующие формированию общественного мнения , культуры и политики в глобальных масштабах монополизированы небольшой группы крупных компаний. Негативным следствием манипулирования общественным сознанием в отношении продовольственной безопасности может стать создание стереотипов поведения и ценностных установок, соответствующих интересам лиц, контролирующих эти средства, но представляющих опасность для здоровья человека и долговременных перспектив развития общества. При этом спектр воздействия неограничен: от стандартов потребления пищевых продуктов до технологий, применяемых в сельском хозяйстве и промышленности. Особая значимость информационных рисков проявляется в том, что они становятся всеобъемлющими и определяющими. Недостоверность и ограниченность информации создают условия, благоприятные для возникновения и проявления остальных типов угроз, способствуют распространению технологий, опасных для здоровья человека и окружающей среды.

Информация о работе Продовольственный Рынок, его состояние и перспективы развития