Принципы осуществления маркетинговых исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие в определённые моменты своей деятельности испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке - о его конъюнктуре. Не являются исключением и предприятия промышленного рынка. Такая необходимость обуславливается целью предприятия как можно более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование конъюнктуры рынка. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

Содержание

Введение
1. Сущность и роль маркетинговых исследований
2. Цели и задачи маркетинговых исследований
3. Принципы осуществления маркетинговых исследований
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 20.28 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Сущность и роль  маркетинговых исследований

2. Цели и задачи маркетинговых  исследований

3. Принципы осуществления  маркетинговых исследований

Заключение

Список использованных источников

Введение

Любое предприятие в  определённые моменты своей деятельности испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении  на рынке - о его конъюнктуре. Не являются исключением и предприятия промышленного  рынка. Такая необходимость обуславливается  целью предприятия как можно более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование конъюнктуры рынка. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия, что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

Поэтому, целью данного  реферата является рассмотрение роли, целей, задач и принципов проведения маркетинговых исследований. Это  определяет необходимость выполнения таких основных задач:

рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;

рассмотрение целей и  задач маркетинговых исследований;

характеристика принципов  проведения маркетинговых исследований.

Объектом данного исследования будут маркетинговые исследования, а предметом - их роль, цели, задачи и  принципы.

Что касается методов исследования, то данной работе буде применяться  как анализ, так и синтез. Будет  анализироваться информация, характеризующая  цели, задачи и принципы маркетинговых  исследований. После этого результаты проведенного исследования будут синтезированы  в выводе, излагаемом в заключительной части работы.

1. Сущность и роль  маркетинговых исследований

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Крупная  зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых  исследований.

Существует несколько  определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина "исследование маркетинга", в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным. Маркетинговое исследование, кроме того, определяется как анализ и прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений фирмы о производстве и продаже товаров [5].

Таким образом, под маркетинговым  исследованием следует понимать. целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах.

Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений на предприятии достаточно велика. Она характеризуется необходимостью таких исследований как для сбора  информации, необходимой для принятия решения, так и для корректировки  самого решения в процессе его  внедрения в жизнь. Маркетинговые  исследования занимают обычно срединное  положение между осознанием необходимости  какого-либо решения, и его принятием. Такое положение можно наглядно представить в виде схемы (Рисунок 1)

Рисунок 1. Процессы, связанные  с принятием решения [7, с. 89-92].

Этот рисунок наглядно показывает неразрывность связи  между маркетинговыми исследованиями и процессом принятия решений  на предприятии, а так же маркетинговой  деятельностью в целом.

2. Цели и задачи маркетинговых  исследований

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Главная задача маркетинговых исследований - выявить величину ожидаемого спроса на производимые фирмой товары на тех  рынках, где их продажа обещает  быть наиболее успешной, с учётом наличия  конкуренции, а также производственных возможностей и затрат фирмы. В итоге  маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы, который она намерена представить  на определённом рынке. В задачу таких  исследований одновременно входят сбор, анализ, формирование информации в  виде данных, необходимых для выработки  и принятия планов действий фирмы  на перспективу.

Таблица 1

Классификация задач маркетинговых  исследований

 

Характеристика конъюнктуры  рынка

- анализ изменений параметров  промышленного рынка;

 
 

- оценка потенциала и  поведения субъектов рынка

 
 

- выявление тенденций  и перспектив развития рынка

 
 

- оценка закономерностей  изменений на рынке.

 

Методическое обеспечение  деятельности

- определение объекта  и предмета исследования;

 
 

- сбор информации для  последующего анализа;

 
 

- определение методов  проведения исследования.

 
     

Маркетинговые исследования проводятся за счёт предпринимателя, заинтересованного  в их результатах, т.е. за счёт фирм-производителей и продавцов товаров и услуг. Большинство крупных компаний имеет  подразделения для проведения маркетинговых  исследований. Такие исследования сопряжены  со значительными затратами, но эти  затраты окупаются благодаря  повышению эффективности продаж и снижению коммерческих рисков. В  результате маркетинговых исследований предприниматель, деятельность которого связана с рынком, Получает возможность  составлять "навигационные карты", указывающие путь безопасного движения в море рыночной стихии.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых  исследований исходя из имеющихся у  нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому  виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными. Однако результаты опросов различных  зарубежных фирм (английских и американских) свидетельствуют об устойчивом приоритете, отдаваемом фирмами отдельным видам  исследований. Так, существуют следующие  тенденции и особенности маркетинговых  исследований [6, с.68]:

устойчивость во времени приоритетности для фирм отдельных видов исследований;

заметный рост доли фирм, проводящих различные виды исследований, что  свидетельствует о расширении фирмами  круга своей исследовательской  деятельности;

различная популярность отдельных  видов исследований у фирм, ориентированных  на потребительский рынок и предприятий, выпускающих товары производственного  назначения.

3. Принципы маркетинговых  исследований

Как и в любой области исследовательской  деятельности, в проведении маркетинговых  исследований существует своя принципиальная основа. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся  объективность, точность и тщательность [1, с. 77].

Принцип объективности означает необходимость  учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной  информации.

Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность  их понимания и трактовки, а также  выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов  исследования.

Принцип тщательности означает детальность  планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских  операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности  исследовательского коллектива, а также  аффективной системы контроля его  работы.

Совокупность этих принципов, которые  необходимо применять только вместе и в полной мере, должна обеспечить своим применением эффективность  проведения исследования. В разной литературе они трактуются по-разному, хотя основное их содержание не изменяется.

Полученные в результате маркетинговых  исследований выводы и рекомендации должны быть представлены руководителям  фирмы в удобной, для восприятия форме для, принятия на их основе решений.

Заключение

Маркетинг на предприятии, работающем на любом типе рынка, в  том числе и на промышленном рынке, имеет одну неотъемлемую часть -маркетинговые исследования. Процесс проведения маркетинговых исследований представляет собой ряд последовательных логических действий, направленных на получение и обработку информации, необходимой для принятия определённого решения.

Что касается основной цели проведения маркетинговых исследований, то она заключается в определении  состояния и тенденций развития рыночной ситуации в определённый момент времени. Вытекающие из неё задачи можно  сгруппировать в две группы: касающиеся целей конкретного исследования, и касающиеся методологии его  проведения. В первую группу входят: анализ изменений, закономерностей  и тенденций развития конъюнктуры  рынка, его потенциала. Что же касается второй группы задач, то это определения  исследуемого объекта и предмета, методов исследования и т.п.

Если говорить о принципах  проведения маркетинговых исследований, то сами они предельно просты: объективность, точность, тщательность. Но следование им крайне важно для получения  правильных достоверных результатов  исследования.

Успех маркетинговых исследований определяется не только тем, кто и  какими методами их осуществляет, но в  ещё большей мере привязкой к  реальным объектам маркетинговой деятельности: конкретным производителям, товарам, рынкам, потребителям. Абстрактные, оторванные от реальной рыночной действительности исследования не способны привести к  успеху, они просто не найдут практического  применения.

Список использованной литературы

Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия  и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.

Державний стандарт України "Маркетинг - термінологія та визначення основних понять" // Эксперт-Юрист. Информационно-правовая библиотека. Законодательство Украины, - К.: Эксперт-Софт, 2005 г.

Крикавський Є.В., Косар Н.С., Мних О.Б., Сорока О.А. Маркетингові дослідження: навчальний посібник. - Л.: Національний університет “Львівська Політехніка”, “Інтелект-Захід”, - 2004. - 288 с.

Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб. : Наука, - 2000.- 800 с.

Популярная экономическая  энциклопедия - К.: ОАО «Енисей Груп», 2005г.

Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 1990.

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика. 1991.

... читать дальше >>>


Информация о работе Принципы осуществления маркетинговых исследований