Принципы и методы разработки товарной политики фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить принципы и методы разработки товарной политики фирмы.
Задачи: рассмотреть сущность понятий : маркетинг, товарная политика, товар, рынок, услуга, спрос.
Объект исследования – принципы и методы разработки. Предметом исследования является товарная политика.
Исследованием планирования и организации товарной политики как элемента маркетингового комплекса, реализации стратегий сбыта занимались зарубежные специалисты, среди которых можно назвать У. Аренса, К. Бове, А. Пулдорфа, П. Смита, а также отечественных экономистов –

Содержание

Введение 3 I. 1.1 Товарная политика предприятия и основные этапы
ее разработки. 5
1.2 Жизненный цикл изделия. Конкурентоспособность
предприятия и продукции 13
II. 2.1 Сущность товарной политики фирмы 22
2.2 Значение товарной политики 22
2.3 Решения в товарной политике 23
2.4. Разработка и продвижение товаров в рамках
товарной политики фирмы 26
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

Маркетинг курсовая работа.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И 

СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

ГОСУДАРСТВЕЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: Принципы и методы разработки товарной политики фирмы                                                

                                                                             
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:

                                                                                                                   Студентка ФТМ

                                                                                                                   Группы 393-ОС

                                                                                                                   Махмутова Л.Ф. 

Работу  проверила:

Машкова Е. В.  

                                                                                           

      Набережные  Челны

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           3                                                                            I. 1.1 Товарная политика предприятия и основные этапы

  •  ее разработки.                                                                                 5
  •      1.2 Жизненный цикл изделия. Конкурентоспособность

         предприятия и продукции                                                                     13

      II. 2.1 Сущность товарной политики фирмы                                          22

          2.2 Значение товарной политики                                                    22

          2.3 Решения в товарной политике                                                    23              

          2.4. Разработка и продвижение товаров в рамках

          товарной политики фирмы                                                             26   

       Заключение                                                                                             38

      Список использованных источников и литературы                              39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

           

           Предпринимательская  деятельность   является   эффективной,   когда

    производимый  фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на  рынке, а   удовлетворение   определенных   потребностей    покупателей    благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

           Для того чтобы производимый  товар или оказываемая услуга  были  всегда конкурентоспособными  и имели спрос,  необходимо  осуществлять   множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.

           В маркетинговой деятельности  такие  решения  касаются,  как  правило,

    четырех направлений: товарной политики, ценовой политики,  распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

          Товарная  политика  является  ядром  маркетинговых   решений,   вокруг

    которого  формируются другие  решения,  связанные  с  условиями  приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.

           Товарную   политику   невозможно   отделить   от   реальных   условий

    деятельности  предприятия – изготовителя, специфики  его  профиля.  Вместе  с тем, как показывает  практика,  находящиеся  примерно  в одинаково тяжелых условиях,  сложившейся рыночно   –   экономической   обстановки,   в   России промышленные предприятия по – разному решают свои  товарные  проблемы. Одни проявляют полное неумение и беспомощность,  а другие,  следуя  принципам  и методам  маркетинга,  находят  перспективные  пути,  которые  рассмотрены  в данной курсовой работе.

         Цель  работы: изучить принципы и методы разработки товарной политики фирмы.

         Задачи: рассмотреть сущность понятий  : маркетинг, товарная политика, товар, рынок, услуга, спрос.

         Объект  исследования – принципы и методы разработки. Предметом исследования является товарная политика.

         Исследованием планирования и организации товарной политики как элемента маркетингового комплекса, реализации стратегий сбыта  занимались зарубежные специалисты, среди которых можно назвать У. Аренса, К. Бове, А. Пулдорфа, П. Смита, а также отечественных экономистов –

     А.А.  Алексеева, Ю.А. Вичуна, В.И. Григорьева, А.А. Долбунова, Н.И. Мелентьева, Р.В. Назарову, А.Б. Титова и  др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. 1.1. ТОВАРНАЯ  ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ЕЕ РАЗРАБОТКИ.

          Товарная  политика - это разработка частных  стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой  продукции и движения ее до потребителей соответствующих рынков.

          Товарная  политика – составная часть перспективного плана развития производства, включающая предварительный выбор номенклатуры продукции, некоторые из которых в дальнейшем будут включены в производственный портфель.

          Разработка  товарной политики предусматривает:

    • комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации планируемой номенклатуры продукции, т.е. оценка рынков сбыта;
    • оценку уровня конкурентоспособности собственного товара и аналогичного товара, производимого конкурентами;
    • выбор наиболее благоприятных рынков и установление для каждого из них соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены;
    • анализ выручки и разработка плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности;
    • изучение возможности неценовой конкуренции.

          Анализ  действующих рынков. Для оценки рынков сбыта необходимо определить место  товара на различных рынках исходя из платежеспособности спроса на соответствующий  товар, а также структуру покупателей  по платежеспособному спросу для  каждого из анализируемых рынков и перечень конкурентов.

          Анализ  рынков сбыта позволяет:

    • установить емкость рынка и отдельных его сегментов;
    • оценить конъюнктурные и прогнозные возможности реализации продукции;
    • определить поведение покупателей и их платежеспособность;
    • выявить методы производственной и маркетинговой деятельности конкурентов;
    • оценить влияние нового товара на покупателей и соперников;
    • установить потенциальную номенклатуру выпускаемой продукции.

          Большое влияние на выбор товарной политики оказывает оценка возможности реализации товара не только на местном рынке, но и по регионам. Для каждого рынка и его сегментов определяется емкость – плановая и фактическая доля обеспечения предприятием соответствующих рынков товарами.

          Целенаправленное  осуществление производственно-сбытовой деятельности, т.е. реализацию товарной политики предприятия на основе изучения рынка и приспособление к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия – служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на решении следующих взаимосвязанных задач:

    • анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследований поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментирование рынка, выделений целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка;
    • разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;
    • формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;
    • построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота и организация товародвижения;
    • стимулирование продаж, включая рекламу, персональные продажи краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью;
    • организация, планирование и контроль маркетинга.

          Формирование стратегии конкуренции. Ясное представление о маркетинговых целях предприятия позволяет выделить наиболее существенные стороны деятельности конкурентов, затрудняющие своевременное и полное выполнение намеченных работ. Знание особенностей регулирования конкурентных отношений Законом РФ «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» и учет реальной деятельности конкурентов является необходимым условием для правильной ориентации в маркетинговой среде. Действительно, ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.

          Обобщение практики конкуренции позволяет  выделить пять базовых стратегий, на основе которых реализуются конкурентные отношения между предприятиями (рис.1.1). 
     
     
     

    Стратегии конкуренции

    Снижение  себестоимости Дифференциация  продукции Сегментирование рынка Внедрение новшеств Немедленное реагирование на потребности рынка
    Низкая  себестоимость и цена продукции Уникальность  продукции, ее высокое качество и (или) особенный дизайн Комплексное обслуживание сегмента рынка Работа в  новой рыночной нише, где отсутствуют  конкуренты Опережение  конкурентов за счет более мобильной  системы управления

    Ключевые  конкурентные преимущества

     

          Рис 1.1. Базовые стратегии конкуренции  и конкурентные преимущества 

          Стратегия снижения себестоимости продукции. Стимулом для использования стратегии снижения себестоимости продукции является значительная экономия на масштабе производства и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором при покупке. Стратегия состоит в ориентации на массовый выпуск стандартной продукции, что обычно более эффективно и требует меньших удельных издержек, чем изготовление небольших партий разнородной продукции. В этом случае экономия переменных издержек достигается за счет высокой специализации производства. Постоянные же издержки в расчете на единицу продукции, убывая с ростом объемов производства, создают дополнительный резерв удешевления изделий.

          Предприятие, придерживающееся стратегии снижения себестоимости, ориентируется на изготовление недорогих, но высококачественных изделий массового потребления. Стремление быть лидером в области достижения наименьшей себестоимости в отрасли требует оптимальных размеров производств и сетей реализации продукции, захвата большой доли рынка, использования ресурсосберегающих технологий, осуществления четкого контроля за накладными расходами и другими видами постоянных издержек.

    Информация о работе Принципы и методы разработки товарной политики фирмы