Примеры различных подходов к сегментированию рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать обширное определение сегментированию рынка, изучить различные подходы, методы и принципы рыночного сегментирования, а также рассмотреть примеры удачных маркетинговых ходов по сегментированию рынка реальных фирм.

Содержание

Введение ......................................................................................................... стр. 3
1. Понятие и схема сегментирования рынка ............................................... стр. 4
2. Принципы сегментации рынка ................................................................. стр. 6
3. Методы сегментации рынка ...................................................................... стр. 8
4. Критерии сегментации рынка ................................................................. стр. 10
4.1. Критерии сегментации потребительского рынка ............................ стр. 10
4.2. Критерии сегментации промышленного рынка .............................. стр. 15
5. Выбор целевого сегмента рынка ............................................................ стр. 17
6. Примеры различных подходов к сегментированию рынка ................. стр. 19
Заключение ................................................................................................... стр. 24
Библиографический список ..................................................

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Таких результатов можно добиться, если предлагать один и тот же товар в разных упаковках. Фармацевтическая компания Quidel специализируется на разработке тестов экспресс-диагностики. Один из ее продуктов предназначен для определения беременности на ранних сроках. До конца 1990-х годов Quidel не проводила маркетинговых кампаний для конечных потребителей, делая ставку на врачей. В 1993-1994 г.г. тесты Quidel на беременность и овуляцию занимали почти 80% рынка, ориентированного на врачей, а на соответствующем потребительском рынке их доля не превышала 18%.

Quidel, сегментировав рынок, поняла, что необходимо работать на два основных сегмента: для тех, кто хочет забеременеть («надеющиеся»), и для тех, кто забеременеть боится («напуганные»). Не удивительно, что на основе демографических и связанных с ними параметров компания не смогла бы выделить эти сегменты, и тогда Quidel создала разные упаковки. Табл. 1 показывает соответствие между нуждами обоих сегментов и названиями брендов, ценами, дизайном упаковок и расположением товаров на аптечных полках.

 

 

 

 

«Надеющиеся»

«Напуганные»

Название бренда

Conceive (зачатие)

Rapid Vue (быстрый ответ)

Цена

9,99 долларов

6,99 долларов

Упаковка

Розовая коробка, улыбающийся малыш

Лиловый фон, нет изображения ребенка

Расположение на прилавке

Рядом с тестами на овуляцию

Рядом с презервативами

Таблица 1. Сегментация посредством оформления товара

Таким образом, компании поощряют самоотбор с помощью разных механизмов, и самые популярные из них - это купоны, ценообразование, учитывающее время суток или день недели (к примеру, тарифы на связь и авиабилеты), создание нескольких версий одного продукта. Эти решения особенно эффективны, если круг потребителей очень широк, но каждый отдельный человек тратит так мало денег, что применять другие методы сегментации или запускать новые модификации продуктов в массовое производство только ради этой группы потребителей экономически нецелесообразно.

Сегментация на основе скоринговой модели. Телекоммуникационная компания, которая решила сегментировать свой рынок и выявить группы, на которые он естественным образом распадается, опросила в компаниях-клиентах ответственных за связь менеджеров. Опрос позволил выделить сегменты, ориентированные на цену, удобство и качество. Потребности менеджеров нельзя было предсказать на основании информации о характере и масштабе деятельности их компаний. Когда распределить потребителей по сегментам попробовали сами сотрудники отдела продаж этой компании, результаты оказались лучше, но все же недостаточными для более или менее точного разделения.

Чтобы принципы сегментации могли служить руководством к действию, компания разработала скоринговую модель - инструмент, основанный на таком разделе математической статистики, как дискриминантный функциональный анализ. Эта модель позволяет маркетологам относить потребителей к соответствующим сегментам в зависимости от их ответов на несколько ключевых вопросов. Банки, занимающиеся потребительским кредитованием, с помощью скоринговых систем делят заемщиков на надежных и ненадежных.

Телекоммуникационная компания проанализировала ответы половины респондентов первоначального маркетингового опроса, чтобы максимально точно установить математическую взаимосвязь между их ответами и сегментами, к которым они принадлежат. Ответы другой половины респондентов были затем использованы для проверки точности прогнозирования модели.

Когда результаты сегментации, проведенной специалистами по продажам, сравнили с данными, полученными с помощью скоринговой модели, оказалось, что специалисты по продажам слишком многих клиентов причисляли к сегменту, чувствительному к ценам, и поэтому лишали компанию дополнительных доходов.

Примерно таким же образом американская компания смогла наладить продажу офисной техники потребителям в Японии. Поскольку у компании был очень сильный конкурент, в Японии она занимала долю намного меньшую, чем в США. Маркетинговое исследование выявило три сегмента на японском рынке: потребители первого сегмента предпочитали продукцию конкурента, второго - ценили удобство, а для тех, кто попал в третий, важнее всего была цена. Но так как различия между этими группами потенциальных потребителей были незначительными, определить, к какому именно сегменту принадлежит тот или иной клиент, было практически невозможно.

Вначале компания создала скоринговую модель, чтобы выявить потребителей, которые, скорее всего, предпочли бы продукцию конкурентов. Другая модель скоринга разделила оставшихся потребителей по двум другим сегментам (удобство и цена). Обе модели были основаны на открытой информации, например, данных о доходах компании или количестве ее сотрудников, и ответах на ключевые вопросы, которые задавали продавцы во время предварительных бесед по телефону с потенциальными покупателями. Выявив компании, которые не отдали предпочтение продукции конкурентов и поэтому попали в оставшиеся два сегмента, продавцы уже знали, кому предлагать оборудование с полным набором функций, а кому - базовые модели без каких-либо излишеств. Так компания увеличила продажи на 40% при прежнем штате отдела продаж.


Заключение

Итак, сегментирование является одним из основных направлений маркетинговой деятельности. Целью сегментирования является выделение одной или нескольких целевых групп потребителей с последующим «подстраиванием» товара под них.

Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять пять принципов: принцип различия между сегментами, принцип сходства потребителей, принцип большой величины сегмента, принцип измеримости характеристик потребителей, принцип достижимости потребителей.

Всех этих принципов желательно придерживаться, однако бывает так, что фирма сознательно упускает один из принципов.

Методы сегментирования позволяют уже непосредственно разделять потребителей на группы. Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются: метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Критерии сегментирования рынка подразделяются на критерии сегментирования потребительского рынка и критерии сегментирования промышленного рынка. К первым относятся: демографические, региональные и критерии жизненного стиля потребителей. Ко вторым - среда, рабочие характеристики, метод совершения закупки, ситуационные факторы и личные качества покупателя.

При выборе целевого сегмента рынка, фирме необходимо решить, сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные сегменты. В связи с этим выделяют: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

Существуют также определенные подходы к сегментированию рынков, среди которых: сегментация на основе ключевых особенностей рынка, сегментация на основе самоотбора потребителей и сегментация на основе скоринговой модели. Все эти подходы успешно применяются различными фирмами и приносят свои плоды.

Библиографический список

1.      http://marketing.spb.ru/lib-research/segment_position.htm - фрагмент из книги Питер И.Д. Конкурентный маркетинг: стратегический подход.

2.      http://www.glossary.ru / - Электронный словарь.

3.      Каул А., Гупта С., Кеттл К., Форсайт Дж., Халдар С.. Сегментация, с которой можно работать / /Вестник McKinsey. 2004. №4.

4.      Коровкин В. Мы делили апельсин / /Индустрия рекламы. 2004. №6.

5.      Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. - 288 стр.

6.      Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 696 стр. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

7.      Попов Е.В. Сегментация рынка / /Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №2.



Информация о работе Примеры различных подходов к сегментированию рынка