Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:55, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также применение эластичности в микроанализе, которое объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ПОНЯТИЕ СПРОСА - 6 -
ЗАКОН СПРОСА - 8 -
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ - 9 -
Виды эластичности спроса - 11 -
Измерение эластичности спроса - 14 -
Факторы, влияющие на эластичность спроса - 17 -
Перекрестная эластичность спроса - 19 -
Эластичность спроса по доходу - 20 -
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - 22 -
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ В МИКРОАНАЛИЗЕ - 22 -
Налоговая политика - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЯ - 30 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 31 -
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если взять наугад два первых попавшихся товара и подсчитать коэффициенты перекрестной эластичности спроса на них, то скорее всего они окажутся близкими к нулю. Это и будет означать, что данные товары являются независимыми в потреблении. Но если перекрестная эластичность спроса заметно отличается от нулевой, то можно заподозрить, что данные товары взаимосвязаны в потреблении, поскольку объем спроса на один из них ощутимо реагирует на изменения цены другого (если, конечно, это не случайное совпадение). В этом случае знак коэффициента перекрестной эластичности укажет нам на вид такой взаимосвязи. Положительная перекрестная эластичность (Е>0) будет характеризовать отношения взаимозаменяемости данных товаров (при росте цены товара Б объем спроса на него, как известно, падает, а на товар А растет). Отрицательная перекрестная эластичность (Е<0) может означать отношения взаимодополняемости данных товаров (при росте цены товара Б объем спроса и на него, и на товар А одновременно снижается).
Хорошо известен случай, когда наличие высокой положительной перекрестной эластичности спроса на целлофан и другие мягкие упаковочные материалы, а следовательно доказанность высокой заменяемости между этими группами товаров помогли в 1956 году решением Верховного Суда США снять обвинение в монополизме компании Дюпон, производившей целлофан.
Измерив
перекрестную эластичность, можно определить,
являются ли выбранные товары взаимодополняемыми
или взаимозаменяемыми и
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.
Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
∆I и IСР — приращение
и средняя величина дохода.
Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.
Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.
Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.
В таблице 2 приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) 3
На рис. 3, а представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).
Рис. 3. Эластичность
спроса по доходу
Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.
Как уже
стало ясно из вышеизложенного, коэффициенты
эластичности различных видов широко
применяются в научной и
Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?
Чтобы
ответить на эти вопросы и правильно
выбрать ценовую стратегию
Хлеб …………………………. | 0,15 |
Говядина …………………….. | 0,64 |
Баранина …………………….. | 2,65 |
Яйца …………………………. | 0,32 |
Электричество в домах …….. | 0,13 |
Табачные изделия …………... | 0,46 |
Газеты и журналы …………... | 0,42 |
Одежда и обувь ……………... | 0,20 |
Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 5. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.
Рис. 5. Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б):
Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;
R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду
Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).
На рис. 6 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.
Рис.
6. Распределение налогового бремени
при эластичном (а) и неэластичном
(б) спросе: D — спрос; S0,
S1, — предложение до и после введения
налога.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.
Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.