Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:55, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также применение эластичности в микроанализе, которое объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ПОНЯТИЕ СПРОСА - 6 -
ЗАКОН СПРОСА - 8 -
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ - 9 -
Виды эластичности спроса - 11 -
Измерение эластичности спроса - 14 -
Факторы, влияющие на эластичность спроса - 17 -
Перекрестная эластичность спроса - 19 -
Эластичность спроса по доходу - 20 -
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - 22 -
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ В МИКРОАНАЛИЗЕ - 22 -
Налоговая политика - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЯ - 30 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 31 -
Содержание
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
В курсовой работе рассматривается
эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная
эластичность, что позволяет оценить
влияние перечисленных
Спрос – это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с «жертвами», которые приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность – это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос – это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского – demand – спрос). Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:
D = P * Q
где Р –
цена, а Q – количество товаров и услуг.
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Измеряя
спрос количеством товаров, которые
покупатели готовы купить (Q), можно выразить
зависимость спроса от цены (Р) некоторой
убывающей функцией Q = D(P) и наглядно представить
закон спроса графически в виде так называемой
кривой спроса
Ясно,
что вышеприведенные
Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.
Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
При проведении экономических расчетов и особенно при прогнозировании различных важных для производителей и потребителей процессов очень часто возникает необходимость не просто определить общий вид функций спроса и предложения, но и выяснить, как сильно будет реагировать в каждом данном конкретном случае величина спроса и предложения на изменения соответствующих факторов, другими словами, насколько значительными окажутся при этом ее ответные изменения.
Цель построения всякой модели – описание взаимосвязей между экономическими переменными, позволяющее объяснять и предсказывать, как изменения какого-либо фактора влияют на другие экономические переменные. Здесь важно выяснить, насколько чувствителен исследуемый экономический показатель к изменению определяющих его факторов. Очевидно, что для этого не всегда будет достаточно сопоставить приросты (абсолютные изменения)1 величины предложения и цены данного товара.
Во-первых, абсолютные изменения будут зависеть от причин, совсем не относящихся к сути дела, например, от выбора единицы измерения объемов товара и цен. Во-вторых, такие соотношения приростов нельзя будет сравнивать, если они будут относиться к разным товарам, из-за несовпадения их размерностей. В-третьих, что еще существеннее, для разных товаров и разных условий одни и те же абсолютные изменения могут иметь совершенно различный смысл. Так, рост цены на 10 000 рублей будет означать совсем не разные вещи для карандаша и пишущей машинки, а рост объема спроса на 100 штук – для порций мороженого и для атомных подводных лодок. Решающее значение для определения того, насколько существенны данные изменения, например, количества товара и цены, будут иметь сами исходные размеры данных величин.
Поэтому от абсолютных изменений сопоставляемых при анализе величин необходимо перейти к относительным. Темп прироста (процентное изменение) какой-либо величины – это измеренное в процентах отношение приращения этой величины к первоначальному ее значению. Это позволит разрешить указанные выше проблемы: единица и масштаб измерения потеряют значение; сопоставимость по различным товарам будет обеспечена безразмерностью относительных изменений, выражаемых в долях от базовых величин или в процентах; наконец, степень значимости таких изменений можно будет установить исходя из соотношений, полученных таким образом относительных величин. Итак, чувствительность одного фактора к поведению другого лучше всего определять исходя не только из абсолюютных, но и из относительных изменений их обоих.
Для этих целей и используется показатель эластичности, введенный в экономический анализ А. Маршаллом. Эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой, сопоставляемой с ней при анализе, величины.
Обзор различных видов эластичности следует начать с анализа спроса. Наиболее часто используется понятие ценовой эластичности спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Эластичность может быть найдена из соотношения относительных изменений объема и цены:
∆Q ∆Р ∆Q ∙ P Q1-Q0 P
Ер= : = = ∙ ,
Q Р
∆P ∙ Q P1-P0 Q
где Q – изменение величины спроса, %;
P – изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что
эластичность рассматривается
Иногда, пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент. При этом конкретная методика подсчета конкретного коэффициента эластичности2 будет зависеть от того, насколько значимыми являются расхождения начальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q.
Если они невелики, то в формулу эластичности могут быть поставлены просто либо их начальные значения P0 и Q0, либо конечные – P1 и Q1,, ведь полученнные значения коэффициента эластичности при этом будут не слишком различаться (обычно используют начальные значения, т.к. это позволяет сравнивать несколько вариантов изменений при принятии экономических решений).