Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством, доставкой.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 2
Глава 1. Понятие прибыли и ее виды…………………………….. 4
1.1 Функции прибыли……………………………………... 9
1.2 Факторы влияющие на прибыль…………………….... 12
1.3 Распределение прибыли в торговле…………………. 16
Глава 2. Рентабельность. Показатели рентабельности………….. 21
Заключение………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

прибыль и реныабельность.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

     Российское законодательство предоставляет предприятиям  независимо  от организационно-правовой формы собственности право  оперативно  маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после  уплаты  налоговых  платежей  в бюджет.  Разность  между  совокупной  величиной  прибыли   по   всем   видам деятельности предприятия и  её  использованной  частью  за  отчетный  период представляет собой нераспределенную прибыль.

     Нераспределенная прибыль - показатель,  характеризующий  экономический рост предприятия на основе собственных средств. В  составе  нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая  часть представляет собой свободную прибыль,  т.е.  прибыль,  которая  не  получила никакого  направления.    Следует  отметить,  что  прибыль,   остающаяся   в распоряжении предприятия не может быть  полностью  отнесена  к  собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления, а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, к собственному капиталу не  относятся.  Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути  то,  что предприятие   отдало   коллективу   на   улучшение   его   социальных   нужд (строительство дома отдыха и др.).

     По экономическому содержанию фонды  -  это чистая прибыль  отчетного года  либо  прошлых  лет,  распределенная  по   фондам   для   её   целевого использования:  на приобретение новой техники  (фонд накопления);  на мероприятия социальной направленности (фонд  социальной  сферы); на материальное поощрение (фонд потребления) и прочие нужды.

     Совет учредителей имеет право направлять средства фондов  на  покрытие убытков, перераспределять средства  фондов  между ними,  направлять  часть средств  на  увеличение   уставного   капитала   и   финансирование   других мероприятий.

     Необходимо добавить, что всё вышесказанное (насчёт создания фондов  на предприятии)  характерно  для  более  или  менее крупных предприятий, где распределение прибыли происходит  в   соответствии   с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений.  Порядок формирования  и  расходования  средств  фондов   определяется   предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе  об  учётной  политике предприятия. Такой метод использования прибыли  получил  название   фондовый метод. 

Бесфондовый  метод  используется  в  большинстве   случаев   малыми предприятиями. На таких  предприятиях  обычно  формируется  резервный  фонд, отчисления в который могут повлиять  на  налогооблагаемую  прибыль за  счет возможных льгот по налогу на  эти  отчисления. В  конечном итоге  цель  анализа   распределения   прибыли   -   установить,   насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции  самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. 

                           
 
 
 

                                Глава 2. Рентабельность

     Термин  рентабельность ведет свое происхождение  от  слова рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.   

К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие  на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:

1.     Рост объема производства продукции;

2.     Снижение ее себестоимости;

3.     Сокращение времени оборота основных  производственных фондов и             оборотных средств;

4.     Рост массы прибыли;

5.     Лучшее использование фондов;

6.     Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие  носители основных производственных  фондов;

7.     Установление и соблюдение норм  запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и  готовой продукции.

  Для достижения  высокого уровня рентабельности  необходимо планомерно и систематически  внедрять передовые достижения  науки и техники, эффективно  использовать трудовые ресурсы  и производственные фонды.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность.

Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

     Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

     Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно  судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных  предприятий и отраслей, выпускающих  разные объемы и виды продукции. Эти  показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и  рентабельность предприятии.

Рентабельность  продукции,  определяется как отношение  балансовой прибыли (П) к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов (Фоп) и оборотных средств (Фоб):

Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) х 100%

Рентабельность  предприятии,  выражается отношением балансовой прибыли (П) к себестоимости  готовой продукции (С)

Рпр = (П / С) х 100% 

Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

      Наряду с основными показателями  рентабельности  используется  большое количество частных  показателей,  таких  как:  рентабельность  эффективности текущих затрат (отношение прибыли  к  издержкам  обращения),  рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной  плате),  рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных  средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы  (отношение  прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность  эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности  использования основного капитала и т.д..

Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении  эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы  прибыли, но и относительного повышения  доходов на каждую гривну затрат. Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.

       Рентабельность  является  одним  из  важнейших   показателей хозяйственной  деятельности  торгового  предприятия,  поэтому  при   анализе наряду с показателями рентабельности используется и их динамика. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение 

     В  заключение хотелось бы подчеркнуть,  что современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования  всех факторов производства, т.е.  труда, земли и капитала. Прибыль  выполняет ряд функций: воспроизводственную,  стимулирующую и контрольную.  Воспроизводственная функция  -  один из источников финансирования  расширенного воспроизводства. 

Стимулирующая  -  источник образования поощрительных  фондов и социального  развития коллектива.

Контрольная  -  один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль  - важнейшая  финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия. Можно выделить следующие формы прибыли:

  • общая прибыль отчетного периода -  балансовая прибыль;
 
  • прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
 
  • прибыль от финансовой деятельности;
 
  • прибыль от прочих внереализационных операций;
 
  • налогооблагаемая  прибыль;
 
  • чистая  прибыль и т. д.

     Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

     Прибыль  является основным источником  собственных средств фирмы. Значение  прибыли заключается в том,  что прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, используется им  самостоятельно и направляется  на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности. Никакие органы, в  том числе государство, не имеют  права вмешиваться в процесс  использования чистой прибыли  предприятия. 

     Таким  образом,  рентабельность и прибыль  тесно связаны между собой.  Рост рентабельности объективно  свидетельствует об увеличении  получаемой прибыли. Другими словами,  при росте прибыли создаются  условия для увеличения рентабельности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Список используемой литературы 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных  заведений. М.: Общество «Знание» России.2002. – с. 252-256.
  2. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль.
  3. Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. // Жур. «Финансы", №3, 2008, с.40..       
  4. Под ред. Терехина В.И. Финансовое  управление  фирмой,  М.:  Экономика, 2004.
  5. Экономика предприятий: Учебник для вузов. / Ред. Волков О.И.; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001, – 519с.

6.  Экономика предприятий: Учебное пособие для вузов / Ред. Кантор Е.Л. –

  1. Питер, 2002.   
  2. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.
  3. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. М.: Владос, 2000.
  4. Экономика предприятий / Хрипач В.Я., Суша Г.З. и др. – Мн.: Экономпесс, 2000, - 460с.
  5.   Самуэльсон П. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.2,22,24. Жур.        "Экономические  науки",№7,1999

Информация о работе Прибыль и рентабельность