Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством, доставкой.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Введение…………………………………………………………….. 2
Глава 1. Понятие прибыли и ее виды…………………………….. 4
1.1 Функции прибыли……………………………………... 9
1.2 Факторы влияющие на прибыль…………………….... 12
1.3 Распределение прибыли в торговле…………………. 16
Глава 2. Рентабельность. Показатели рентабельности………….. 21
Заключение………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………….. 26
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль,
остающаяся в распоряжении предприятия,
служит не только источником финансирования
производственного и
1.2 Факторы, влияющие на прибыль.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции. Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяют в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.
В состав группы «Материальные затраты» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции.
В состав группы «Затраты на оплату труда» входят выплаты заработной платы, премии, вознаграждения по итогам работы за год, стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды, оплата очередных и дополнительных отпусков и другие выплаты, включаемые в ФОТ в соответствии с действующим законодательством.
В третью
группу затрат на производство и реализацию
продукции включены «Отчисления
на социальные нужды». Это обязательные
платежи социального
Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой части затрат отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации.
Пятую
группу затрат представляют «Прочие
затраты». Прежде всего, в эту группу
включаются некоторые виды налогов,
сборов и платежей (например, транспортный
налог). Здесь отражаются отчисления
в специальные внебюджетные фонды,
в частности в отраслевые и
межотраслевые внебюджетные фонды
НИОКР; в их состав входят платежи
за предельно допустимые выбросы
загрязняющих веществ; платежи по обязательному
страхованию имущества, числящегося
в составе производственных фондов
предприятия, а также по обязательному
страхованию отдельных
Итак, затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.
Размер
прибыли как конечного
Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.
Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершённой по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов. Виды и уровень применяемых цен также определяют, в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, и прибыли.
Цены могут быть свободными, т.е. рыночными, величина которых определяется спросом и предложением и регулируемыми государством. Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми и розничными.
Оптовая
цена предприятия включает полную себестоимость
продукции и прибыль
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятий, НДС и акцизы. По данной цене продукция реализуется за пределы данной отрасли.
Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.
Оптовые и розничные цены, регулируемые государством, складываются из государственных фиксированных и регулируемых цен и повышающего коэффициента.
Цены
регулируются государственным органом
ценообразования и
Т.о., уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно и величину прибыли.
1.3 Распределение прибыли в торговле.
Под распределением прибыли понимается порядок её направления, определяемый законодательством. В условиях рыночной экономики значительная часть прибыли изымается в виде налогов (38-45% валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюджета. Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”
предусмотрено право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учёта этой льготы, не более чем в 2 раза. Кроме того, законом разрешено за счёт валовой прибыли покрывать расходы, которые связанны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в установленном порядке.
Распределение прибыли базируется на соблюдении трёх основных
принципов:
1. Обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении
наивысших результатов при наименьших затратах;
2. Накопление собственного капитала
3. Выполнение обязательств перед государственным бюджетом;
Одно из направлений распределения прибыли - погашение
государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возраста.
Целевой кредит выдаётся на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами (с долей государства в уставном капитале более 50%), приватизированными предприятиями независимо от организационно - правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Вторым направлением распределения прибыли являются отчисления в резервный фонд. В России резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение - покрытие непредвиденных потерь, компенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.
За рубежом широко применяется метод участия работников крупного
предприятия в его прибылях. Для этих целей на предприятии создается так называемый фонд накопления, в который перечисляется некоторый процент прибыли до вычета налогов. Эта сумма распределяется между сотрудниками пропорционально их окладам, причем деньги выплачиваются не сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудник корпорации может их получить только после ухода с предприятия. Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, то можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.
На предприятии могут создаваться фонды специального назначения, в
которых аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или направленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капиталовложений), на материальное поощрение работников. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и потребления. Также к фондам специального назначения относится фонд социальной сферы.
Некоторая
часть прибыли может
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении торгового предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия, ибо различия капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления - в результате распределения чистой прибыли.