Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством, доставкой.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 2
Глава 1. Понятие прибыли и ее виды…………………………….. 4
1.1 Функции прибыли……………………………………... 9
1.2 Факторы влияющие на прибыль…………………….... 12
1.3 Распределение прибыли в торговле…………………. 16
Глава 2. Рентабельность. Показатели рентабельности………….. 21
Заключение………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

прибыль и реныабельность.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к  установлению оптимального соотношения  между фондом накопления и потребления  с тем,  чтобы учитывать условия  рыночной  конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения,  но и используется в  случаях нарушения предприятием действующего законодательства для  уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении  регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         1.2 Факторы, влияющие на прибыль.

     Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.

Основной  источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому  важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли  при наименьших затратах путем соблюдения экономии в расходовании средств  и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции  определяют уровень и структуру  ее себестоимости. Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам  и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего  от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной  продукции. Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Реальный  состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяют в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.

В состав группы «Материальные затраты» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции.

В состав группы «Затраты на оплату труда» входят выплаты заработной платы, премии, вознаграждения по итогам работы за год, стоимость  бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды, оплата очередных и дополнительных отпусков и другие выплаты, включаемые в ФОТ  в соответствии с действующим  законодательством.

В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены «Отчисления  на социальные нужды». Это обязательные платежи социального государственного страхования, в пенсионный фонд, в  государственный фонд занятости  и в фонд обязательного медицинского страхования.

Четвертым элементом состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой части затрат отражаются амортизационные  отчисления на полное восстановление ОПФ, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости  и действующих норм амортизации.

Пятую группу затрат представляют «Прочие  затраты». Прежде всего, в эту группу включаются некоторые виды налогов, сборов и платежей (например, транспортный налог). Здесь отражаются отчисления в специальные внебюджетные фонды, в частности в отраслевые и  межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР; в их состав входят платежи  за предельно допустимые выбросы  загрязняющих веществ; платежи по обязательному  страхованию имущества, числящегося  в составе производственных фондов предприятия, а также по обязательному  страхованию отдельных категорий  работников, участвующих в производстве отдельных видов продукции; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; затраты на командировки по установленным нормам; плата за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров; платежи по оплате процентов за полученные кредиты; амортизация по нематериальным активам. К «Прочим расходам» относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду.

Итак, затраты  на производство и реализацию продукции  в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины — объема выручки от реализации продукции.

Размер  выручки от реализации продукции  и соответственно прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и от уровня применяемых  цен.

Традиционный  метод определения выручки от реализации продукции состоит в  том, что реализация считается совершённой  по мере оплаты продукции и поступления  денег либо на счета предприятий  в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка может быть исчислена и по мере отгрузки продукции  покупателю и предъявления ему расчетных  документов. Виды и уровень применяемых  цен также определяют, в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, и прибыли.

Цены  могут быть свободными, т.е. рыночными, величина которых определяется спросом  и предложением и регулируемыми  государством. Как свободные, так  и регулируемые цены могут быть оптовыми и розничными.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость  продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий  продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую  цену предприятий, НДС и акцизы. По данной цене продукция реализуется  за пределы данной отрасли.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным  ценам товары реализуются конечному  потребителю - населению.

Оптовые и розничные цены, регулируемые государством, складываются из государственных фиксированных  и регулируемых цен и повышающего  коэффициента.

Цены  регулируются государственным органом  ценообразования и Министерством  экономики совместно с Минфином РФ.

Т.о., уровень  свободных и регулируемых цен  является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно и величину прибыли.

           
 
 
 
 
 
 

                          1.3  Распределение прибыли в торговле.

     Под  распределением  прибыли   понимается   порядок   её   направления, определяемый законодательством. В условиях рыночной  экономики  значительная часть прибыли изымается в виде налогов  (38-45%  валовой  прибыли),  которые государство использует на пополнение доходов бюджета.       Законом  РФ  “О  налоге  на  прибыль   предприятий   и   организаций”

предусмотрено  право  предприятиям  направлять  часть  валовой  прибыли   на финансирование  капитальных   вложений   производственного   и   социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных  на  эти  цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму  налога  на  прибыль,  исчисленную без учёта этой льготы, не более чем в 2 раза. Кроме того, законом  разрешено за счёт валовой прибыли покрывать расходы,  которые  связанны  с  погашением кредитов коммерческих  банков,  полученных  на  финансирование   капитальных вложений.  Если  предприятие  эти  кредиты   использует   не   по   целевому назначению,   то   полученная   от   их   использования   прибыль   подлежит налогообложению в установленном порядке.

Распределение  прибыли  базируется  на   соблюдении   трёх   основных

принципов:

  1. Обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении

    наивысших результатов при наименьших затратах;

  2. Накопление собственного капитала

  3. Выполнение обязательств перед государственным бюджетом;

Одно   из   направлений   распределения    прибыли    -    погашение

государственного целевого кредита, полученного из целевого  внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств,  в  пределах  сроков  его  возраста.

Целевой кредит выдаётся на основании соглашения между  финансовыми  органами и акционерными обществами (с долей государства  в  уставном  капитале  более 50%),  приватизированными  предприятиями   независимо   от   организационно  -  правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата  процентов по  нему  осуществляется  за  счет  прибыли,   остающейся   в   распоряжении предприятия.

Вторым  направлением  распределения  прибыли  являются  отчисления  в резервный фонд. В России резервный фонд  создается  и  пополняется  за  счет прибыли  только  в  акционерных  обществах   и   обществах   с   ограниченной  ответственностью.   В резервный фонд  можно  направлять  не  более  50%  суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства   этого  фонда  имеют  целевое назначение - покрытие  непредвиденных  потерь,  компенсация  риска,  других расходов, возникающих в  процессе  хозяйственной  деятельности  предприятия.

Существование резервного фонда определяет возможности  выплаты дивидендов  по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

     За  рубежом  широко  применяется  метод  участия  работников  крупного

предприятия в его прибылях. Для этих  целей  на  предприятии  создается  так называемый  фонд  накопления,  в  который  перечисляется  некоторый  процент прибыли до вычета  налогов.  Эта  сумма  распределяется  между  сотрудниками пропорционально их окладам, причем  деньги  выплачиваются  не  сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудник корпорации может их  получить только после ухода с предприятия. Если суммы уставного капитала и фонда накопления  превышают величину полученной  прибыли, то можно говорить об   устойчивости   финансовой направленности средств  на  развитие  предприятия.  Уравнивание  соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

     На предприятии могут  создаваться  фонды  специального  назначения,  в

которых аккумулируется значительная  часть  прибыли,  зарезервированная  или направленная на образование источников  финансирования  затрат  на  создание нового  имущества  предприятия  производственного  назначения  и  социальной инфраструктуры,  а   также   на   нужды   социального   развития   (кроме капиталовложений),   на   материальное   поощрение   работников.    Фонды специального  назначения   четко   разграничивают   средства,   направленные предприятием на производственное развитие  и  на  потребительские  нужды.  В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления  и потребления.  Также  к  фондам  специального   назначения   относится   фонд социальной сферы.

Некоторая часть прибыли может направляться в  фонд  потребления.  Фонд потребления  на   предприятии   формируется   для   удовлетворения   текущих потребностей торгового  предприятия.  Источником  средств  фонда  накопления является чистая прибыль.  Направляя  значительную  долю  чистой  прибыли  на текущие потребности,  предприятие  снижает  темпы  экономического  роста  и, следовательно,  ограничивает  возможности  будущего  потребления.   Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует  ускорению экономического   роста,   тем   самым   расширяются   возможности   будущего потребления.

     В  общем  виде   прибыль,   остающаяся   в   распоряжении   торгового предприятия, распределяется на фонды накопления  и  фонды  потребления.  Эти фонды  различаются  по  принадлежности  к  собственникам.   На   акционерном предприятии  фонды   потребления   находятся   в   собственности   трудового коллектива предприятия, а фонды накопления  -  в  собственности  акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут  быть  отнесены  к  капиталу предприятия, ибо различия капитала и  фондов  состоит  в  том,  что  капитал образуется в  результате  накопления  имущества,  а  фонды  накопления  -  в результате распределения чистой прибыли.

Информация о работе Прибыль и рентабельность