Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа
Работа по созданию и продвижению на рынке товара достаточно сложна многообразна; кроме того, объективно существует фактор времени. Сначала товар разрабатывается производителем с учетом потребностей рынка и запросов целевых потребителей, позиционируется в соответствии с критерием «цена/качество». Затем изготавливается продуманный вариант упаковки, разрабатываются методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению товара на рынке. При этом остается последняя возможность выделить свой товар и тем самым обеспечить ему успешную реализацию: грамотно организовать процесс продвижения торговых марок в розничной сети
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Прогрессивные способы выкладки товаров в торговых залах
продовольственных магазинов……………………………………………………5
1.1. Понятие «выкладка товаров» и ее виды……………………………………….5
1.2. Принципы и правила, применяемые при выкладке товаров………………....8
1.3. Прогрессивные способы выкладки товаров в продовольственных
магазинах……………………………………………………………………….14
1.4. Влияние выкладки товаров на эффективность деятельности магазина……16
2. Объекты и методы исследования……………………………………………….21
3. Сравнительный анализ ассортимента хлебобулочных изделий
при различных вариантах выкладки этой группы товаров в торговом зале…25
3.1. Оценка ширины, глубины ассортимента и эффективности реализации
товаров………………………………………………………………………….25
3.2. Характеристика выкладки хлебобулочных изделий в магазине с точки
зрения применяемых принципов и правил…………………………………..27
3.3. Применение прогрессивных способов выкладки хлебобулочных изделий
в магазине………………………………………………………………………28
3.4. Оценка глубины, ширины ассортимента, объема выкладки хлебобулоч-
ных изделий при применении предлагаемых способов выкладки товаров...30
3.5. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
мерчендайзинга………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………
Успех компании напрямую зависит от ее способности адаптироваться к темпам изменений окружающей среды (тенденции спроса, демографические факторы, экономические факторы и пр). Осознавая, что только динамичное развитие дает желаемый результат, руководство компании уделяет большое внимание как технической модернизации (реконструкция магазинов, перепланировка, внедрение новейших ИТ-программ по учету и обслуживанию покупателей, обновление торгового оборудования), так и инвестированию в развитие персонала, как в важнейший ресурс. С этой целью был открыт учебный центр, где «отшлифовываются» знания, умения и навыки сотрудников разных сфер ответственности.
За 7 лет работы ОДО «Альтернативная экономика» выработала собственные деловые традиции ведения бизнеса, основанные на принципах стабильности, надежности, взаимного доверия и долгосрочных отношения с производителями, поставщиками и покупателями.
Сегодня основным трендом в развитии розничного бизнеса является процесс консолидации белорусских компаний. В 2009 году ОДО «Альтернативная экономика» совместно с торговой сетью ОАО «Заднепровье» начала реализацию инвестиционного проекта по реконструкции и реструктуризации магазинов сети ОАО «Заднепровье». Целью проекта является создание мультиформатной сети под брендом «Квартал вкуса», соответствующей требованиям и пожеланиям покупательской аудитории.
Магазин «Квартал - № 8» по улице Островского является структурным подразделением ОДО «Альтернативная экономика».
Классифицируем товарооборот предприятия по видам:
в зависимости от состава конечных потребителей магазин занимается продажами непосредственно населению;
в зависимости от формы денежных расчетов магазин производит реализацию товара за наличный расчет;
в зависимости от сроков расчета за реализованные товары – это продажа товаров с немедленной оплатой.
Магазин работает семь дней в неделю и занимается послепродажным и сервисным обслуживанием.
Целевой аудиторией магазина являются жители улицы Островского и близлежащих улиц города Могилева.
Основные показатели деятельности магазина отражены в таблице 3 (Приложения, А, Б, В).
Таблица 3 – Основные показатели деятельности магазина «Квартал-8»
ОДО Альтернативная экономика» за 2007-2009 гг.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп роста, % | ||
2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | ||||
Валовой товарооборот, млн.р. |
|
|
|
|
|
|
|
- в действующих ценах | 9020 | 9914 | 11010 | 894 | 1096 | 109,9 | 111,1 |
- в сопоставимых ценах | 9020 | 9210 | 9420 | 190 | 210 | 102,1 | 102,3 |
Валовой доход, млн.р. | 1139 | 1330 | 1490 | 191 | 159 | 116,8 | 112,0 |
Уровень валового дохода, % | 12,63 | 13,42 | 13,53 | 0,79 | 0,11 | 106,3 | 100,8 |
Издержки обращения, млн.р. | 624 | 770 | 864 | 146 | 94 | 123,4 | 112,2 |
Уровень издержек обращения, % | 6,92 | 7,77 | 7,85 | 0,85 | 0,08 | 112,3 | 101,0 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 50 | 52 | 55 | 2 | 3 | 104,0 | 105,8 |
Производительность труда работника, млн.р. | 180,4 | 190,7 | 200,2 | 10,3 | 9,5 | 105,7 | 105,0 |
Фонд заработной платы, млн. р. | 377 | 430 | 490 | 54 | 59 | 114,2 | 113,8 |
Среднегодовая зарплата работника, тыс.р. | 7532 | 8273 | 8900 | 741 | 627 | 109,8 | 107,6 |
Прибыль от реализации товаров, работ, услуг, млн.р. | 515 | 560 | 625 | 45 | 65 | 108,8 | 111,6 |
Рентабельность оборота, % | 5,71 | 5,65 | 5,68 | -0,06 | 0,03 | 98,9 | 100,5 |
Прибыль отчетного периода, млн. р. | 578 | 566 | 628 | -12 | 62 | 97,9 | 111,0 |
Чистая прибыль, млн. р. | 327 | 338 | 349 | 11 | 11 | 103,4 | 103,3 |
Данные таблицы 3 показали, что магазином в анализируемом периоде обеспечен прирост товарооборота как в сопоставимых ценах – на 2,1 % в 2008 г. и на 2,3 % в 2009 г., так и в действующих ценах – на 9,9 % в 2008 г. и на 11,1 % в 2009 г.
Следует отметить рост доли валового доха в товарообороте на 0,79 п.п. в 2008 г. и на 0,11 п.п. до 13,53 % в 2009 г. в результате этого изменения, а также роста товарооборота сумма валового дохода в 2009 г. выросла на 159 млн.р. до 1490 млн.р.
Отмечается и рост доли издержек обращения – на 0,85 п.п. в 2008 г. и на 0,08 п.п. в 2009 г. до 7,85 %. Сумма издержек в 2009 г. выросла на 94 млн.р. до 864 млн.р.
Величина прибыли от реализации товаров выросла в 2008 г. на 8,8 %, а в 2009 г. – на 11,6 % или на 65 млн.р. до 625 млн.р. при этом, рентабельность продаж после снижения в 2008 г. на 0,06 п.п. в 2009 г. выросла на 0,03 п.п. до 5,68 %.
Следует отметить, что зарплата работников магазина росла быстрее, чем росла производительность труда работников: на 9,8 % против 5,7 % в 2008 г. и 7,6 % против 5,0 % в 2009 г. Это свидетельствует о неэффективном использовании средств на оплату труда.
Рост эффективности деятельности торговли подтверждается и увеличением чистой прибыли магазина до 349 млн.р. в 2009 г.
В работе используются следующие методы исследования [1, с.53]:
1) аналитический метод анализа следующих данных:
- о динамике и структуре ассортимента реализуемых товаров (статистическая отчетность об объеме реализуемых товаров и их остатках в разрезе ассортиментных групп);
- о динамике величины выкладки товаров в пог.м;
- о динамике величины товарооборота по группам товаров.
2) метод изучения опыта работы конкурентов по осуществлению выкладки хлебобулочных изделий в торговом зале магазина. для этого используются визуальные наблюдения специалистов за способами выкладки товаров в других магазинах города, а также сведения из средств массовой информации (журналы, Интернет) и специальной литературы.
3) расчетно-аналитический метод анализа ассортимента и размера выкладки товаров и объема товарооборота (фактически и на основе предложения).
3. Сравнительный анализ ассортимента хлебобулочных изделий
при различных вариантах выкладки этой группы товаров
в торговом зале
3.1. Оценка ширины, глубины ассортимента и эффективности
реализации товаров
Расчет показателей ассортимента и эффективности выкладки товаров произведем на основании данных таблицы 4 (Приложения А, Б, В).
Таблица 4 – Расчет показателей ассортимента и эффективности выкладки
хлебобулочных изделий по магазину «Квартал – 8»
ОДО «Альтернативная экономика» за 2007-2009 гг.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп роста, % | ||
2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ассортимент хлебобулочных изделий, производимых в республике, ед. | 175 | 185 | 200 | 10 | 15 | 105,7 | 108,1 |
Ассортимент изделий магазина согласно ассортиментного перечня, ед. | 35 | 41 | 45 | 6 | 4 | 117,1 | 109,8 |
Ассортимент изделий, фактически реализуемый в магазине на момент проверок, ед. | 33 | 40 | 43 | 7 | 3 | 121,2 | 107,5 |
Ассортимент изделий, пользующийся устойчивым спросом, ед. | 15 | 16 | 18 | 1 | 2 | 106,7 | 112,5 |
Ассортимент новых изделий, находящихся в продаже, ед. | 5 | 12 | 15 | 7 | 3 | 240,0 | 125,0 |
Площадь торгового зала, кв.м. | 267 | 267 | 267 | 0 | 0 | 100,0 | 100,0 |
Экспозиционная площадь под изделиями, кв. м. | 4,7 | 4,9 | 5,2 | 0,2 | 0,3 | 104,3 | 106,1 |
Розничный товарооборот, всего, млн.р. | 9020 | 9914 | 11010 | 894 | 1096 | 109,9 | 111,1 |
Розничный товарооборот хлебобулочных изделий, млн.р. | 652 | 794 | 925 | 142 | 131 | 121,8 | 116,5 |
Длина выкладки всех товаров, пог. м. | 1894 | 1957 | 2014 | 63 | 57 | 103,3 | 102,9 |
Длина выкладки хлебобулочных изделий, пог. м. | 192 | 194 | 198 | 2 | 4 | 101,0 | 102,1 |
Коэффициент широты ассортимента | 0,20 | 0,22 | 0,23 | 0,02 | 0,00 | 110,8 | 101,5 |
Коэффициент полноты ассортимента | 0,94 | 0,98 | 0,96 | 0,03 | -0,02 | 103,5 | 97,9 |
Коэффициент устойчивости ассортимента | 0,45 | 0,40 | 0,42 | -0,05 | 0,02 | 88,0 | 104,7 |
Продолжение таблицы 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Коэффициент новизны ассортимента | 0,15 | 0,30 | 0,35 | 0,15 | 0,05 | 198,0 | 116,3 |
Коэффициент экспозиционной площади | 0,018 | 0,018 | 0,019 | 0,000 | 0,001 | 100,0 | 106,1 |
Показатель эффективности использования торговых площадей | 0,71 | 0,81 | 0,85 | 0,09 | 0,05 | 113,3 | 105,8 |
Цена места на полке, млн. р. | 3,4 | 4,1 | 4,7 | 0,7 | 0,6 | 120,5 | 114,1 |
Коэффициент эластичности площади |
| 1,21 | 1,14 | 1,21 | -0,06 |
| 94,7 |
Данные таблицы 4 показали, что в магазине обеспечен прирост ассортимента реализуемых хлебобулочных изделий с 35 ед. в 2007 г. до 45 ед. в 2009 г. Коэффициент полноты ассортимента рос на протяжении всего анализируемого периода с 0,20 в 2007 г. до 0,23 в 2009 г., т.е. ассортимент хлебобулочных изделий, реализуемых в магазине, составляет 23 % всего ассортимента таких изделий, производимых в республике.
При этом, величина ассортимента, фактически реализуемого в магазине на момент проведения там проверок (согласно актов проверки) не намного ниже количества по ассортиментному перечню, т.е. значение полноты ассортимента стабильно выше 0,9 и составило в 2009 г. 0,96 или 96 % от наличия изделий по ассортиментному перечню. При этом основной ассортиментный перечень по группам товаров, утвержденный органами управления торговли, соблюдается.
Отмечается и рост ассортимента изделий, пользующихся устойчивым спросом. Это хлеб «Нарочанский», «Пикник», «Дарницкий», батоны «Золотистый» и т.п. Количество ассортимента таких изделий в 2009 г. достигло 18 ед., а коэффициент устойчивости ассортимента стабильно выше 0,4.
Ассортимент реализуемых изделий постоянно обновляется и пополняется. Так количество нового ассортимента изделий в 2007 г. составило 5 ед., то в 2009 г. – 15 ед. Соответственно, значение коэффициента новизны ассортимента за два года выросло на 0,2 п. до 0,35.
Следует отметить, что доля экспозиционной площади под хлебобулочными изделиями совсем не велика относительно всей торговой площади магазина и составила в 2009 г. 0,019, увеличившись за два года на 0,001 п. Величина площади под изделиями составила 5,2 кв. м.
Длина выкладки товаров рассчитывается в погонных метрах. При этом, принимается погонный мет стандартной полки, на которой размещены хлебобулочные изделия в один ряд. Таким образом, одна секция для хранения изделий может быть – 3 – 4 пог. метра.
Отмечается рост показателя эффективности использования торговых площадей под хлебобулочные изделия с 0,71 в 2007 г. до 0,85 в 2009 г. Это вызвано тем, что в магазине обеспечивается опережающий рост товарооборота хлебобулочных изделий по сравнению с ростом общего товарооборота (116,5 % против 111,1 % в 2009 г.) при более быстром росте длины выкладки всех товаров по сравнению с ростом длины выкладки хлебобулочных изделий (102,9 % против 102,1 % в 2009 г.). Таким образом, при снижении доли выкладки хлебобулочных изделий в общей величине выкладки всех товаров в магазине обеспечивается опережающий рост товарооборота хлебобулочных изделий.
Рост эффективности выкладки изделий подтверждается и увеличением цены места на полке с 3,4 млн. р. в 2007 г. до 4,7 млн. р. в 2009 г.