Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:26, контрольная работа
Актуальность работы обусловлена тем, что именно маркетинговые исследования рынка конкретного продукта позволяют принять грамотное коммерческое решение. Тем более что в настоящее время россияне активно переходят с потребления животных жиров на потребление растительных и растительное масло как розничный товар открывает весьма широкие исследовательские горизонты. Цель исследования: изучение потребительских предпочтений бийчан в отношении растительного масла.
Постановка цели исследования............................................................3
Выбор методики опроса........................................................................4
Разработка анкеты.................................................................................5
Анализ данных.......................................................................................8
Вывод..............................................................................................................17
Литература......................................................................................................19
Рисунок 3 - Характеристика растительных масел с добавками.
Из всех видов растительного
масла потребители отдают предпочтение
растительному маслу с
Выразили намерение купить растительное масло с добавками витаминов в будущем почти половина опрошенных (49%), каждый пятый купил бы в будущем масло со специями (20%), 14% купят растительное масло с добавками трав, затруднились с выбором 29% респондентов. Примерно половина потребителей растительного масла с добавками (48%) затруднилась выбрать вид масла, от которого они бы отказалась от покупки в будущем. Также была выявлена тенденция, что масло с гуараной отвергается потребителями в качестве будущей покупки несколько чаще.
40% покупателей растительного
Таблица 4. - Потребление растительных масел с добавками
Варианты ответов |
количество человек |
С витаминами |
156 |
Со специями |
27 |
С травами |
19 |
С гуараной |
19 |
Другое |
16 |
Никакие |
3 |
Затрудняюсь ответить |
59 |
Рисунок 4 - Потребление растительных масел с добавками
Среди потребителей сильны стереотипы в отношении смеси масел (рисунок 5). Самые сильные из них – это то, что смеси масел в основном годятся для заправки салатов, а также несогласие с тем, что смеси масел уже прочно вошли в наш рацион.
Молодежь в возрасте 25 – 29 лет считает, что смеси масел портят вкус жареного блюда. Потребители 30 – 34 лет предполагают, что данный продукт используется для заправки салатов, и он доступен по цене.
Более старшая возрастная категория от 40 до 45 лет считает смеси масел полезным, но в то же время дорогим маслом, которое не каждый может себе позволить.
Таблица 5 - Отношение респондентов к смесям масел
Варианты ответов
Вопрос |
Согласен, чел. |
Затрудняюсь ответить, чел. |
Не согласен, чел. |
Смеси масел используются в основном для заправки салатов |
148 |
57 |
64 |
Смеси масел гораздо полезнее обычного подсолнечного масла |
132 |
75 |
62 |
Смеси масел - это вполне доступный продукт по цене |
116 |
59 |
94 |
Если жарить на смеси масел, то вкус жаренного блюда получается не вкусным |
78 |
86 |
105 |
Смеси масел уже прочно вошли в наш рацион |
73 |
48 |
148 |
Рисунок 5 - Отношение респондентов к смесям масел
Как показывает опрос, большинство бийчан предпочитают микс: подсолнечное + оливковое (рисунок 6). Второе место респонденты закрепили за миксом: подсолнечное + кукурузное. Менее популярны: оливковое + кукурузное, а также смесь трех и более масел.
Покупатели используют миксы растительного масла не на каждый день, а для особых случаев – праздников, так поступают 84% респондентов.
Таблица 6 - Наиболее популярные смеси растительных масел
Варианты ответов
Виды масел |
Покупали за последние 3 месяца, чел. |
Покупали чаще всего, чел. |
Купят, чел. |
Не купят, чел. |
Затрудняюсь ответить |
24 |
29 |
51 |
161 |
Смесь трех и более масел |
8 |
5 |
5 |
46 |
Оливковое + кукурузное |
11 |
5 |
16 |
70 |
Подсолнечное + кукурузное |
32 |
16 |
32 |
48 |
Подсолнечное + оливковое |
219 |
212 |
191 |
5 |
Рисунок 6 - Наиболее популярные смеси растительных масел
Основным критерием при выборе растительного масла является его качество, так ответили 57% опрошенных (рисунок 7). Для 46% респондентов важна его цена – они хотели бы платить меньшую цену за больший объем. Этот фактор особенно существенен при нынешнем росте цен на растительное масло. Отсутствие холестерина ценят 29% потребителей, а отсутствие консервантов – 27%. Степень очистки играет важную роль для 19% респондентов.
Для 13% опрошенных наиболее значимым является производитель, из них 72% предпочитают растительное масло, произведенное отечественными производителями, в то время как иностранного производителя выберет только 28%. Удобство упаковки оценили 9% бийчан, причем в упаковке масла потребители ценят, прежде всего, удобство при наливании масла (удобно держать в руках) – 39% опрошенных, удобство при хранении оценили 26% респондентов, удобство при открывании – 35%.
Варианты ответов |
количество человек |
Удобство упаковки |
24 |
Производитель |
35 |
Степень очистки |
51 |
Отсутствие консервантов |
73 |
Отсутствие холестерина |
78 |
Цена |
124 |
Качество |
153 |
Таблица 7 - Наиболее значимые потребительские свойства
Рисунок 7 - Наиболее значимые потребительские свойства
На рисунке 8 показан наиболее удобный объем упаковки масла, по мнению потребителей. Необходимо отметить, что у тех, кто приобретает фасованный продукт, наибольшей популярностью пользуется упаковка объемом 1 литр – ее выбирают 61% покупателей фасованного масла. Упаковку емкостью 0,5 литров предпочитают лишь 2 % опрошенных покупателей. 26% опрошенных отдали предпочтение упаковке пять литров. Для 11% самая удобная упаковка объемом 2 литра. 24 % бийчан предпочитают покупать растительное масло в розлив, в то время как фасованному подсолнечному маслу отдают предпочтение 76%.
Таблица 8 - Оптимальная упаковка растительного масла
Варианты ответов |
Количество человек |
0,5 литров |
5 |
1 литр |
164 |
2 литра |
30 |
5 литров |
70 |
Рисунок 8 - Оптимальная упаковка растительного масла
Предпочтение фасованного либо разливного масла находит свое отражение и в выборе места покупки (рисунок 9). Так, за разливным маслом жители Бийска чаще всего идут на рынки (26%), а фасованное масло приобретают в магазинах 53%, в фирменных киосках – 15% , на оптовых складах – 6%.
Таблица 9 - Предпочтения мест покупки растительного масла
Варианты ответов |
количество человек |
В магазине |
142 |
В фирменном киоске |
41 |
На рынке |
70 |
В другом месте |
16 |
Рисунок 9 - Предпочтения мест покупки растительного масла
Вывод
Рассмотрев данные по потреблению растительного масла в целом, можно прийти к выводу, что растительное масло – продукт питания, потребляемый в каждом доме и необходимый всем как хлеб и соль. Потребление растительного масла находится на низком уровне – около 6,5кг на человека в год, в то время естественный уровень потребления растительного масла в России составляет 11кг на душу населения, причем с явной тенденцией роста, в странах Европы – 15-15,5 кг на душу населения.
В ближайшие годы сложно ожидать очень высоких темпов роста продаж растительного масла. Практически все домохозяйства являются потребителями растительного масла, и, таким образом, рост возможен за счет увеличения частоты потребления. В этих условиях для продвижения своей продукции компаниям-производителям следует изменить тематику рекламы. Объективным фактором, который и в дальнейшем может способствовать развитию рынка растительного масла, является стремление бийчан к здоровому образу жизни.
В адрес производителей масел были высказаны следующие пожелания: разработать более удобную упаковку, на упаковку наносить более полную информацию, не вводить в продукцию консерванты, снизить цены.
Практически ни одно из торговых предприятий города не ведет четкий мониторинг динамики развития рынка растительного масла, как в целом, так и своих собственных продаж. Поэтому отмечается некоторая несбалансированность между спросом и предложением растительного масла.
Для принятия корректных бизнес – решений и достижения уверенной конкурентоспособности торговые предприятия должны регулярно осуществлять планомерный сбор и структурирование маркетинговой информации.
В заключение необходимо сказать несколько слов относительно прогнозов развития рынка растительного масла. Эксперты отмечают, что в настоящее время в России производственные мощности превышают сырьевые. Другими словами, производители растительного масла в первую очередь будут конкурировать между собой за сырье, а уже только потом – за покупателя. Такая ситуация за последние несколько лет складывается впервые. Очевидно, стоит ожидать, что новые веяния внесут свои коррективы и в розничный рынок. Скорее всего, дефицит сырья приведет к тому, что с рынка уйдет часть малых и средних производителей, и, следовательно, охват рынка крупнейшими производителями будет увеличиваться. С другой стороны, крупные ритейлеры склонны создавать так называемые private labels. Продавая такую продукцию по специальным – более низким – ценам, эти компании начинают ценовые войны с крупными производителями. Таким образом, ценовая конкуренция также имеет все шансы для развития.
Литература
Рецензия
Информация о работе Потребительские предпочтения бийчан в отношении растительных масел