Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе мы особое внимание уделяем прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП.
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Понятие прогнозирования и планирования…………………………………4
Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4
Планирование целей предприятия………………………………………5
Этапы и принципы планирования……………………………………….7
Виды планирования………………………………………………………9
Методы планирования…………………………………………………..12
Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию общественного питания……………………………………………………………………….15
Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…..15
Прогнозирование валового дохода…………………………………….21
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.docx

— 39.66 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………3

Понятие прогнозирования  и планирования…………………………………4

Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…….4

Планирование  целей предприятия………………………………………5

Этапы и принципы планирования……………………………………….7

Виды планирования………………………………………………………9

Методы планирования…………………………………………………..12

Прогнозирование валового дохода и спроса на продукцию  общественного питания……………………………………………………………………….15

Прогнозирование спроса на продукцию общественного  питания…..15

Прогнозирование валового дохода…………………………………….21

Заключение………………………………………………………………26

Список использованных источников…………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов  как средства познания будущего. В  данной курсовой работе мы особое внимание уделяем прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного  питания, обоснованию основных направлений  экономической политики, предвидению  последствий принимаемых решений. Прогнозирование является одним  из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП. 

Актуальность  данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что  уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность  планирования и управления экономикой и другими сферами. 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования  и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных  методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие  задачи: определить сущность прогнозирования  и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии  прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.  

Разработкой данной темы занимались такие известные  зарубежные экономисты, как В. Хойер, Р. Акофф, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор и российские ученые – Ю.Осипов, Р. Валевич, Г. Давыдов  и Р. Шпицнер. 

Понятие прогнозирования  и планирования 
 

Планирование  и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение  приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией  планов. Процесс планирования и прогнозирования  базируется на знании и использовании  объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики. 
 

1.1 Классификация  прогнозов, функции и методы  прогнозирования 

Прогноз – научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в  целом или ее составных частей при определенных условиях. 

Прогноз как  процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с  этим можно выделить два этапа  прогнозирования:  

- поисковый этап  – рассмотрение будущего состояния  отрасли при неизменности влияния  на нее; 

целевой этап - прогноз  того, что нужно предпринять, чтобы  выйти на тот уровень состояния  отрасли, который считается приемлемым. 

Прогнозы также  имеют классификацию по различным  признакам: 

По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы. 

По временным  горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет). 

По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз  более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура  явлений. 

По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические. 

Прогнозирование выполняет следующие функции:  

 количественный  и качественный анализ тенденций  развития предприятия – здесь  должны быть выявлены позитивней  и негативные тенденции; 

 вероятностное,  альтернативное предвидение развития  предприятия, учитывающее сложившиеся  тенденции и поставленные цели; 

 оценка возможностей  и последствий активного действия  на прогнозные процессы. 

Принципами прогнозирования  являются: 

 системность; 

 адекватность; 

 альтернативность; 

Методы прогнозирования  делятся на две группы: 

качественные  методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов; 

количественные  методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении. 
 

1.2 Планирование  целей предприятия 

Научно-аналитической  стадией прогнозирования является планирование.  

Комплексно-целевые  прогнозы – план. 

План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов. 

Планирование  – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих  определение конкретных целей развития организации, способов и методов  достижения этих целей, установление порядка  и сроков выполнения для этого  работ, контроль за их выполнением. 

Отправной точкой планирования является планирование результатов. 

Классификация результатов: 

«идеал» - результат, который в принципе не достижим, но к которому можно и нужно  стремиться.  

Планирование  ориентированное на идеал называется нормативным планированием. 

«цель» - результат, которого можно достигнуть в обозримом  будущем. 

Планирование, ориентированное  на глобальную цель принято называть стратегическим планированием. 

«задачи» («подцели») – результат, который имеет конкретную форму и достигается в конкретные промежутки времени. 

Планирование, ориентированное  на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием. 

Временной аспект планирования связан с выбором целей, обеспечивающих непрерывность планирования. Между целями всегда существует жесткая  зависимость. 

Можно выделить следующие виды целей: 

Конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке); 

Высшие (получение  прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг); 

Промежуточные (увеличение пропускной способности  ресторана); 

Подцели (увеличение количества услуг). 

По возможности  измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические. 

К экономическим  относятся: объем услуг, прибыль  и рентабельность, ликвидность, структура  капитала и т.д. Количественные тесно  связаны с экономическими. 

Качественные  цели ПОП – это уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым  стандартам. 

Основные стратегические цели ПОП в условиях рыночной экономики  можно сформулировать так: 

Завоевание и  расширение доли рынка, на котором работает предприятие; 

Рост прибыли  на вложенный капитал; 

Завоевание доверия  клиентов; 

Эффективность функционирования. 
 

1.3 Этапы и  принципы планирования 

Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре: 

Разработка общих  целей; 

Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени; 

Определение путей  и средств достижения целей; 

Контроль за достижением поставленных целей, путем  сопоставления плановых показателей  с фактическими. 

Процесс планирования может быть расширен до шести этапов, к вышеуказанным добавляется: анализ ситуации и планирование реализации. 

Многие авторы считают, что следует выделять формулировку проблемы в качестве первого этапа  планирования. 

Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. 

К основным принципам  планирования относятся следующие: 

Гибкость (адаптивность) – реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта – это значит, что предприятие  должно иметь некоторый запас  прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади). 

Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс  разработки плана работников предприятия. 

Холизм –  объединяет два направления координацию  и интеграцию. Принцип координации  устанавливает, что деятельность любой  части организации нельзя планировать  эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что  в организации существуют разнообразные  относительно обособленные подразделения  со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать  исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более  высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. 

Оптимальность – выбор из альтернативных вариантов  развития такого, который обеспечит  максимальную эффективность функционирования предприятия. 

Комплексность – взаимосвязь взаимозависимость  всех элементов системы планирования. 

Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей. 

Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для  успешной реализации плана и в  какой позволяют внутренние возможности. 

Существуют другие принципы планирования. Процесс планирования должен быть встречным, то есть « сверху вниз» и «снизу вверх», когда задействованы  все звенья управления: от руководства  до структурных подразделений. 
 

1.4 Виды планирования 

Различают виды планирования по следующим признакам: 

По уровням: планирование на макроуровне, микроуровне, мезоуровне; 

По характеру: индикативное, директивное, регулятивное, равновесное. 

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания