Особенности социально-экономических и политических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования методов научных исследований в своей практической управленческой деятельности;
пробудить и развить творческие способности, перспектив перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов………..5
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений………….11
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации……………………………..15
2.1 Методики сбора первичных данных………………………………………..15
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация……………………………23
ГЛАВА 3. Методы социального прогнозирования……………………………29
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования…………………………………………………………………29
3.2 Классификация методов прогнозирования………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ Исследование социально-экономических и политических процессов.rtf

— 318.34 Кб (Скачать)

     С другой стороны, методы экстраполяции - не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции.

     Конструктивная классификация позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком.

     На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.

     Фактографические базируются на фактической информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. В экспертных методах используется информация, которую доставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения их мнений. В свою очередь, классы экспертных и фактографических методов подразделяются на подклассы по методам обработки информации.

     Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов)20. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог -- самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

     Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.

     Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

     По оценкам различных экспертов, эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20-30%. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью.

     Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов. 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1982.
  2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1993.
  3. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 1996.
  4. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1999
  5. Бессонов Б.Н. Человек. - Л., 1999.
  6. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.-М.: Прогресс, 2009.
  7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов.- Гаударика, 1998.
  8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.,  2005.
  9. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.
  10. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.
  11. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. - М., 1999.
  12. Исследования социально-экономических и политических процессов. О.М.Рой. 2007
  13. Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб., 1998.
  14. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007
  15. Логика социологического исследования. - М., 1997
  16. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997
  17. Маркин В.В. Социальное программирование. - Пенза, 1998.

Информация о работе Особенности социально-экономических и политических процессов