Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования методов научных исследований в своей практической управленческой деятельности;
пробудить и развить творческие способности, перспектив перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов………..5
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений………….11
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации……………………………..15
2.1 Методики сбора первичных данных………………………………………..15
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация……………………………23
ГЛАВА 3. Методы социального прогнозирования……………………………29
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования…………………………………………………………………29
3.2 Классификация методов прогнозирования………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов является научное сообщество -- сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель -- определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.
Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.
Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.
Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.
Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:
Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.
В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:
1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы;
2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит;
3
группа - связывает политические изменения
с деятельностью харизматических лидеров.
Однако в последнее время на 1 план выдвигается
концепция, которая рассматривает в качестве
основного источника политических и экономических
изменений конфликт, под которым они понимают
один из вариантов взаимодействия политических
и экономических субъектов между собой
по поводу достижения ими определенных
значимых целей при помощи воздействия
(как правового, так и не правового) на
объект взаимодействия, который также
стремится достичь тех же целей. В результате
этого происходят изменения в поведении
взаимодействующих между собой субъектов,
трансформация властных структур, а тем
самым придается определенная динамика
происходящим в обществе политическим
и экономическим процессам. Тем самым
конфликт рассматривается не в качестве
«разрушительной силы», а в качестве необходимого
элемента, который вызывает динамику политических
и экономических систем4.
Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:
1. Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей.
В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических - использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.
2. Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).
3. Упадок - при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис).
Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:
А) их ненормативный характер, т.е. происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.
Б) каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны.
В) любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления5.
Существует несколько классификаций политических и экономических процессов:
1 классификация подразделяет процессы на внутренние и международные. Они различаются между собой не только пространственными характеристиками, но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования институтов и закономерностями, которые им присущи.
2 - подразделяет процессы на базовые и периферийные. В качестве такого критерия выступает значимость тех или иных изменений для общества в целом. Базовые процессы - это те, в ходе которых совершаются изменения основных фундаментальных систем и институтов; периферийные при которых изменения не затрагивают фундаментальных характеристик систем и институтов (регулирование ЦБ курса национальной валюты).
3 классификация: явные и скрытые процессы. К явным относятся те, в которых интересы группы граждан систематически объявляются в их публичных открытых притязаниях и дискуссиях, а поэтому они доступны для общественного контроля ещё на стадии подготовки, принятия и выполнения политических решений. Скрытые - основаны на деятельности публично не оформленных теневых центров и институтов, которые не доступны в основной своей деятельности для какого-либо общественного контроля6.
4 - подразделяет процессы на открытые и закрытые. Закрытые процессы это такой тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценён в рамках «лучше - хуже» для тех или иных субъектов, т.е. этот процесс обладает строго ограниченным количеством факторов, которые будут влиять на его протекание, следовательно, может быть точно просчитан, спрогнозирован и хорошо регулирован. Открытый процесс - характеризуется неограниченным числом факторов, показателей и сил, которые могут воздействовать на его ход, а значит, является трудно прогнозируемым, а последствия его не могут быть оценены однозначно в рамках понятия «лучше - хуже», «выгодно - невыгодно».
5 классификация делит процессы на стабильные и переходные. В стабильных процессах можно проследить чёткую направленность изменений, в них преобладают определённые типы взаимоотношений между субъектами, и внешне они характеризуются отсутствием каких-либо серьёзных для общества потрясений и катаклизмов. В переходных процессах преобладающую направленность выявить сложно, между субъектами складываются разные типы отношений и при этом допустимы серьёзные кризисные ситуации в ходе их протекания.
6
- выявляет процессы на цивилизационной
основе, в качестве критерия выделяется
тип цивилизации, в рамках которого протекают
экономические или политические изменения.
В зависимости от критерия выделяют несколько
типов цивилизаций. В качестве базовых
типов по отношению к политике и экономике
выделяют западную и восточную цивилизации.
ГЛАВА
2. Методы сбора и анализа информации
2.1
Методики сбора первичных данных
В начале конкретного социологического исследования, на его разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.
Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта.
Социологи используют в своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.
Круг социологических документов очень широк и, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию7.
Так, по статусу документы классифицируются на официальные и неофициальные.
По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).
По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература).
По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы общественно-политических организаций).
По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).
Существует множество методов анализа документов. Все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.
Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).
Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.
Информацию о трудовой ситуации и поведении в ней работников можно получить, используя метод наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений.
Информация о работе Особенности социально-экономических и политических процессов