Особенности маркетинга в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Концепция маркетинга – это теория, утверждающая, что достижение предприятием своих целей зависит от того, на сколько точно оно определило потребности и желания целевого рынка и удовлетворила их лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Работа содержит 1 файл

Особенности маркетинга в туризме.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

Особенности маркетинга в туризме.

Концепция маркетинга – это теория, утверждающая, что  достижение предприятием своих целей  зависит от того, на сколько точно оно определило потребности и желания целевого рынка и удовлетворила их лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Услуга  —  процесс ,  включающий  серию неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика  услуг .

Услуги имеют 4 характеристики:

  1. Неосязаемость
  2. Неразрывность производства и потребления услуги
  3. Изменчивость (качество зависит от мастера)
  4. Неспособность услуги к хранению (нет спроса – нет услуги)

Ценность услуги для потребителя выражается в  её качестве.

Ценность –  это качество, с т.з. потребителя, предложенное за правильную цену. Удовлетворенность целевого клиента влияет на цели бизнеса, а через них на удовлетворенность предпринимателя.

Критерии качества услуги:

  • Надежность (оказать в срок)
  • Отзывчивость (способность оказать дополнительную услугу)
  • Безопасность
  • Взаимопонимание
  • Очевидность

Маркетинговые исследования рынка  туризма.  

Рынок туризма  – это общественно-экономическое  явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения процесса купли-продажи  тур. продукта в данное время и  в определенном месте.

Функции рынка:

  1. Реализация стоимости и потребления стоимости
  2. Организация процесса доведения тур. продукта до потребителя  
  3. Экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников тур. предприятия  

Субъекты туристического рынка:

  • турагенты и туроператоры
  • их контрагенты (гостиницы и экскурсионные бюро)
  • покупатели тур. продукта

Объектом выступает  турпродукт.

Отношения на рынке  складываются между:

  1. партнерами
  2. покупателем и контактным лицом
  3. работником и работодателем
  4. между работниками внутри предприятия

Классификация туристических рынков:

  1. по отношению к территории:
  • внутреннего туризма
  • въездного туризма
  • выездного туризма
  1. по цели путешествия:
  • рынок рекреационного туризма
  • лечебного туризма
  • культурно-познавательного
  • делового
  • этнического
  • транзитного
  1. по характеру организации путешествия:
  • рынок организованного туризма
  • рынок неорганизованного туризма
  1. по количеству путешествующих:
  • групповой
  • индивидуальный
  1. по соотношению спроса и предложения:
  • рынок продавца
  • рынок покупателя
  1. в зависимости от особенностей и содержания маркетинговой деятельности:
  • потенциальный (формируется потребителями, проявляющими интерес к тур. услуге)
  • действительный (потребители, проявляющие интерес и имеющие возможность приобретать тур. услуги)
  • квалифицированный рынок (потребители, проявляющие интерес, имеющие возможность и право  приобретать тур. услуги)
  • обслуживаемый рынок (потребители, имеющие возможность выбора между данной компанией и компаниями-конкурентами)
  • освоенный рынок (потребители, которые имеют опыт потребления тур. услуги у данного производителя).

Качественная  структура рынка:  

100% численность  населения – 10% потенциального  рынка. 

100% потенциального  рынка – 40% действительного, 20% квалифицированного, 10% обслуживаемого, 5% освоенного рынка.  

Направления исследования рынка туризма:

  1. население: общая численность, половозрастная структура, количество и структура семей, структура населения по категории
  2. социально-экономические условия: сложившаяся структура платежеспособного спроса населения, структура доходов и расходов населения, структура затрат на отдых, уровень социального увлечения, система отпусков и каникул  
  3. отношение населения к туризму: туристическая подвижность населения, мотивация поездок, сезонность поездок, соотношение внутреннего и въездного туризма, средняя продолжительность поездок
  4. туристическая индустрия: наличие и структура туроператоров и турагентов, средства транспорта, банки, магазины, связь, средства размещения и питания, медицинские объекты, использование современных компьютерных технологий
  5. тур. предложение: тур. ресурсы, виды предложений, соответствия предложения международным стандартам, уровень цен
  6. организация и уровень развития туризма: тур. политика государства, статистика туризма, развитие международного туризма, туристический имидж страны, безопасность поездок, туристические формальности, правила въезда и выезда.

Конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения на тур. услуги, а также уровень и динамику цен на них.

Осуществляя исследования конъюнктуры, предприятие получает возможность обеспечить себя объективной  информацией по ситуации на рынке  и спрогнозировать её развитие на будущее.

Конъюнктура рынка  характеризуется системой количественных и качественных показателей, которые  формируются и изменяются под  влиянием различных факторов:

  1. цикличность
  • Факторы, имеющие строго выраженную цикличность: рост, насыщение рынка, спад
  • Нецикличные факторы: научно-технический процесс и краткосрочные циклы: сезонность
  1. предсказуемость
  • Прогнозируемые факторы
  • Непрогнозируемые факторы – катаклизмы  

Конъюнктуру рынка  характеризуют следующие показатели:

  • ёмкость рынка
  • объем продаж тур. продукта
  • число предприятий на рынке
  • соотношение спроса и предложения
  • уровень цен
  • динамика рынка
  • барьеры для входа на рынок
  • наличие сезонных колебаний спроса и т.д.

Емкость рынка  – потенциально возможный объем  реализации тур. услуг в течении определенного промежутка времени (за год).

Ёмкость может  определяться как в натуральном (количество туристов), так и в стоимостном (денежном) показатели.

Е= Кол-во туристов х Стоимость тура х Кол-во поездок  за год 

Е= Кол-во людей  х Платёжеспособность населения  х Удельный вес расходов на тур. услугу

Доля рынка  – это удельный вес объёма продаж турпродуктов данной компании в общем  объёме продаж турпродукта на рынке.

Д = Продажи данной компании/Продажи общие х 100

Относительная доля рынка – определяется сопоставлением продаж предприятия с продажами  конкурентов.

«А» - 10 000 000           23% (доля рынка)

«Б» - 3 000 000             7%

«В» - 20 000 000           46,5%

«Г» - 10 000 000            23%

43 000 000 (общий объем продаж)   100%

От. Д «В» = 46,5/53,5 х 100 = 86,9%  
 

Сегментация рынка.

Сегментация рынка  – это разделение рынка на однородные группы потребителей, отличающиеся схожим поведением и отношением к продукту, и одинаково реагирующие на побудительный мотив маркетинга.  

Главная цель сегментации  – это обеспечение адресности турпродукту, т.к. он не может отвечать запросу сразу всех потребителей.

Посредству сегментации  реализуется основной принцип маркетинка – ориентация на потребителя.

Достоинства сегментации:

  1. является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка
  2. позволяет в мах степени удовлетворить потребности клиентов
  3. помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию, основанную на анализе и понимании поведения потребителей
  4. способствует установлению реалистичных и достижимых целей
  5. обеспечивает повышение конкурентно - способности услуг и предприятия в целом
  6. предполагает рационализацию и оптимизацию маркетинговых затрат
  7. позволяет уклониться от конкурентной борьбы или снизить её остроту

Процесс сегментации  включает следующие этапы:

  • выбор критерия в сегментации
  • сам процесс сегментирования
  • выбор целевого рынка
  • позиционирование тур. услуги

Критериями сегментации  – называют признаки, по которым  группируется совокупность потребителей.

Наиболее полно  современным задачам развития тур. деятельности отвечает сегментация, базирующаяся на использовании географических, демографических, социально-экономических, психографических и поведенческих признаках.  

При сегментации  рынка по географическим признакам  могут быть выбраны два признака сегментации:

  1. страна постоянного проживания туриста
  2. географическая цель туристической поездки

Демографические признаки:

  • возраст
  • пол
  • семейное положение
  • количество членов в семье и другие.

В соответствии с рекомендациями ВТО выделяют следующие  сегментации рынка:

  • дети до 14 лет
  • молодежь с 15 до 24 лет
  • относительно молодые 24-44 года
  • экономически-активные среднего возраста 45-60 лет
  • туристы третьего возраста от 60 лет  

Туристские приоритеты разных возрастных групп населения.  

Порядок предпочтений Молодые одинокие люди Молодые супружеские  пары Семейные пары Возрастная  группа от 45 до 64 лет Пенсионеры 65 лет  и старше
1  
Посещение баров, клубов и дискотек
 
Пассивный отдых
 
Отдых с семьей
 
Экскурсии
 
Экскурсии
2  
Солнечные ванны
 
Вкусная еда
 
Пассивный отдых
 
Пассивный отдых
 
Поездки на природу
3  
Экскурсии
 
Экскурсии
 
Экскурсии
 
Поездки на природу
 
Вкусная еда
4  
Пассивный отдых
 
Отдых с семьей
 
Солнечные ванны
 
Вкусная еда
 
Пассивный отдых
5  
Поездки на природу
 
Солнечные ванны
 
Вкусная еда
 
Солнечные ванны
 
Отдых с близкими и другими

Информация о работе Особенности маркетинга в туризме