Основы потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

I. Охарактеризуйте игровые моменты в потребительском поведении.
1. СТАТУСНАЯ ПОЗИЦИЯ И РОЛЬ

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа-потребитель.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      Соответственно, взгляд со стороны на ту или иную беседу, в которой предпринимается  попытка манипуляции, вполне может  помочь нам обнаружить некоторые разнородности неспецифических защит. Например: жертва манипуляции желает сменить окружающую обстановку: “Вы не против, я закрою форточку - сквозит…” (Уход); жертва атакует манипулятора - многочисленные колкости, вызов взаимного раздражения (Изгнание); рассеянность жертвы в беседе - постоянная забывчивость, просьбы повторить уже сказанное (Блокировка) и т.д.

     Однако  все эти многочисленные виды неспецифических  защит могут иметь разную эффективность  в деле противостояния манипулятору. Так уход или изгнание (дистанцирование) могут действительно ограничить манипулятивное влияние, а игнорирование угрозы наоборот способно только усилить оказываемое влияние.

Специфические защиты.

     Среди специфических психологических  защит психологи выделяют три  основных подвида в зависимости от уровня, на котором они осуществляются. К первому подвиду относят защиты против манипуляции, которые осуществляют протекцию личностных структур, ко второму - защиты против использования автоматизмов, и к третьему - защиты, которые ориентированы на используемые манипулятором средства.

     В отношении протекции личностных структур можно отметить следующие  особенности.

     Основной  деструктивный эффект в таких  манипуляциях заключается в расщеплении  личностных структур. Можно сказать, что манипулятор стремится создать в личности реципиента своего союзника. Начало создания внутриличностного союзника происходит в момент актуализации мотива, конкурирующего с существующими на данный момент. В результате порождается внутриличностный конфликт, в котором сталкиваются субъекты, претендующие на один и тот же ресурс. Например, манипулятор адресуется к одной ролевой позиции, искусственно изолируя ее: “Ну ты же мужик, бизнесмен, нормальный человек…”. Сопротивление в таком случае заключается в попытке жертвы ввести другие ролевые позиции: “Но я еще и…”. Таким образом, защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности, сопротивление созданию в себе союзников манипулятора, уничтожение или изгнание “перебежчиков” - особых психических структур, объективно работающих на пользу агрессору. Основная же задача - остаться психически целостным, отодвинуть на задний план все внутренние противоречия и выступить, можно сказать, единым фронтом перед лицом противника.

     Другой  аспект борьбы - борьба за автоматизмы  человека и использование ответных атак, ответных манипуляций или просто собственных средств манипулятора в целях защиты. Скорее всего, их можно отнести преимущественно уже к практическим аспектам борьбы, так как их количество огромно, поэтому перейдем к очень важному и подробному анализу автоматизмов с некоторыми практическими рекомендациями по защите.

2 стратегии защиты

     Анализируя  возможности противостояния манипулятору с учетом применяемых средств  влияния, мы приходим к двум возможным  стратегиям защиты.

     Первая  стратегия защиты. В основе первой стратегии лежит стремление противопоставить манипуляции ответную атаку, агрессию, разрушающую влияние, обращенное на реципиента.

     Среди основных реакций на влияние можно  отметить устойчивое стремление вскрыть  манипуляцию (“Куда вы клоните? Да скажите прямо?”), но может быть построена целая схема вскрытия “заговора” или просто выведение партнера из себя с целью “вскрыть карты”.

     Противодействие влиянию может выражаться в поисках  равносильных ответных ходов, способных  дать преимущества тому, кто защищается. Как правило, это привычные для него измерения: заготовленные темы и сюжеты разговора, вставляемые невпопад паузы, навязываемый особый тон разговора. Но могут быть также применены смена темпа разговора, неполная включенность в разговор и другие средства дестабилизации манипулятора, испытывающего тяжелые, острые переживания в попытках сдержать проявляющиеся чувства.

     Вторая  стратегия защиты. В основе этой стратегии лежит желание целенаправленно трансформировать манипуляцию так, чтобы ее эффект соответствовал интересам адресата воздействия.

     Если  реципиент чувствует, что манипулятор  уводит разговор в сторону, то может  неожиданно переключиться на совсем отвлеченную тему, которая выгодна  адресату, или, петляя, вновь упорно возвращаться к старой теме.

     Если  адресат начинает подозревать манипуляцию, он может прямо спросить, правильно  ли он понял манипулятора. Если цель его неблаговидна, манипулятор, скорее всего, ответит отрицательно, а, значит, не станет настаивать далее на этом же.  
 
 

     Заключение

     Несомненно, книга Чалдини достойна внимания отечественного читателя. Хочется подчеркнуть, что ее нельзя отнести к числу  популярных американских изданий по психологии, многочисленные переводы которых уже начинают приедаться многим.

     Книга Чалдини - серьезная научная работа, основные положения которой достаточно аргументированы, подкреплены данными исследований со ссылками на соответствующие публикации. При этом она написана живо, хорошим литературным языком. С полным основанием можно сказать, что в этой книге найдут для себя много интересного и поучительного все те, кому по роду профессиональной деятельности приходится постоянно общаться с широким кругом самых разных людей. Более того, на мой взгляд, эту книгу полезно прочитать каждому интеллигентному человеку, желающему улучшить свои возможности влияния на других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

 
  1. Е.Л.Доценко  “Психология манипуляции”, ЧеРо, Москва, 2000.
  2. Р. Чалдини “Психология влияния”. – СПб.: Питер, 2004. – 286 с.
  3. Ю.Щербатых “Искусство обмана”, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Ю.Б. Гиппенрейтер “Введение в общую психологию”, ЧеРо, Москва, 1998.
  5. Р.Грин “48 законов власти”, Рипол-Классик, Москва, 2001.
  6. “В мире мудрых мыслей” - энциклопедия, ОЛМА-ПРЕСС, Москва, 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Информация о работе Основы потребительского поведения