Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, реферат
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:
Цели, как правило, бывают двух видов: цели развития и стабилизации.
В свою очередь цели фирмы могут быть классифицированы по нескольким признакам: экономические, социальные, экологические, «эгоистические» и др.
Цели должны иметь ряд характеристик: конкретность, обозримость, реальность, количественную определенность, логичность, эффективность, должны быть построены по иерархическому принципу (ранжированы).
И самое главное, цели предприятия и маркетинга не должны быть противоречивы, а должны эффективно дополнять друг друга, согласовываться, доводы их выработки и представления должны быть убедительными.
Можно выделить несколько принципов, которые следует использовать российским предприятиям при планировании своей маркетинговой деятельности:
Необходимо
понимание всеми принимающими участие
в планировании маркетинга принципов
его планирования.
3.Маркетинговое исследование конкурентов.
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Сфера данного
взаимодействия выделяет конкурентную
среду рынка. Она оказывает прямое
воздействие на действия менеджмента
фирмы. А это непосредственно
сказывается на позиции каждого
участника сегмента рынка — то
есть видении им своего места на
рынке и усилиях по его закреплению.
Для объективности
анализа взаимодействия соперничающих
фирм на рынке необходимо выделить
выбранные ими формы
конкуренции из нижеперечисленных.
Активная конкуренция — форма конкурентной борьбы, при которой применяются целенаправленные действия, мощный прессинг с одной задачей — победить конкурента.
Пассивная конкуренция предполагает сосредоточение усилий на внимательном, профессиональном изучении положения конкурента на рынке.
Целенаправленная конкуренция — форма, предполагающая проведение предварительной работы перед непосредственным включением в конкурентную борьбу.
Хаотическая конкуренция случается, когда соперник не подготовлен к борьбе..
Временная конкуренция проявляется от случая к случаю, обычно под влиянием сезонных особенностей спроса или погодных условий.
Постоянная — непрекращающаяся конкуренция. Однако интенсивность соперничества может меняться. При такой форме конкуренции различают фазу активности, фазу ожидания, фазу покоя, фазу столкновения и другие.
Реальная конкуренция — форма, которая вызвана действительными событиями и действиями, происходящими на рынке.
Мнимая же — конкуренция, при которой происходит имитация каких-либо действий без применения реальных, практических шагов в направлении потенциальных конкурентов.
Ценовая (финансовая) конкуренция — форма конкурентной борьбы, в ходе которой применяются в основном стоимостные инструменты давления на конкурента: цена, процент, зарплата, размер комиссии, налоги, курсовое соотношение валют, неустойка, аренда и ряд других. Такая форма конкуренции наиболее ощутимо влияет на спрос и предложение, на поведение клиентов при потреблении услуг или товаров, на отношения с постоянными деловыми партнерами.
Неценовая
— форма конкуренции, связанная с подрывом
деловых отношений и сформировавшихся
связей соперничающей фирмы, оказанием
существенного влияния на менеджмент
этой компании в ходе принятия им решений
и дискредитацией конкурента.
Конкуренция
в рамках закона — форма конкуренции,
осуществляемая без нарушения действующего
законодательства: уголовного, административного,
финансового, гражданского и иного.
Тотальная
конкуренция, напротив, предполагает
использование всех доступных средств,
включая методы, выходящие за рамки закона:
шпионаж, разнообразные махинации и иные
уголовно наказуемые деяния.
Элементами
системы конкуренции
являются:
1. конкурентная
среда;
2. конкурентоспособность;
Существует
множество методик
анализа конкуренции.
Я выделю лишь самые
распрастраненные:
Метод
определения позиции
фирмы среди конкурентов.
Конкуренция — это механизм формирования новых рыночных ниш и наиболее эффективное использование существующих. Поэтому освоение таких ниш компанией должно сопровождаться изучением конкурентных механизмов на данном рынке.
Место сегмента
рынка, в котором участник рынка
развивает свою деятельность, называется
рыночной нишей. Организации, действующие
в рыночной нише, обслуживают маленькие
рыночные сегменты, которые другие
организации – конкуренты или
не заметили, или не приняли в
расчет. Рыночная ниша – это, по сути
дела, сегмент в сегменте.
Позиция есть результат целенаправленной
работы участника рынка по определенному
функциональному виду деятельности в
рыночной нише. Чем больше ниша, тем лучше
идут дела, больше доходность, больше влияние,
а значит, крепче позиция. Позиция может
быть сильной или слабой, устойчивой или
неустойчивой.
Выбрать позицию фирмы — означает прежде всего определение результатов деятельности участника рынка, которые могут быть достигнуты при работе в конкретной нише. Рассмотреть позицию соперника — значит оценить его действия по определенному направлению деятельности с учетом различных экономических и финансовых показателей. Положение компаний на рынке есть общая результирующая позиций, достигнутых участником рынка по осуществляемой деятельности.
Тем самым положение — по сути, признание рынком деятельности того или иного участника и придание ему координат в системе рыночных отношений на данном сегменте рынка.
Целью
проведения маркетинговых
исследований позиции
фирмы в конкурентной
борьбе и конкурентоспособности
ее отдельных продуктов является
сбор и анализ информации, необходимой
для выбора конкурентных стратегий.
Метод анализа позиции конкурента.
Для каждого
рынка товара должны быть идентифицированы
наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.
Так в зависимости от своей
роли в конкурентной борьбе все организации
могут быть разделены на четыре группы:
рыночный лидер, претендент, последователь
и организация, нашедшая рыночную нишу.
Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Для того чтобы остаться рыночным лидером организация должна действовать на трех фронтах.
Во-первых, она
старается расширить рынок. Во-вторых,
стараться увеличить свою
Выделяют следующие виды оборонительной стратегии: позиционная оборона, фланговая оборона, упреждающая оборона, оборона с контрнаступлением, мобильная оборона, сжимающая оборона.
Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.
Рыночный претендент может достигать свои цели, используя различные атаковые стратегии.
Атаковая стратегия – стратегия конкурентной борьбы, используемая рыночным претендентом в борьбе за рынки сбыта.
Выделяют
пять типов атаковые
стратегий: фронтальная атака, фланговая
атака, атака с окружением, обходная атака,
партизанская атака
Рыночный
последователь – организация в отрасли,
которая проводит политику следования
за отраслевыми лидерами, предпочитает
сохранять свою рыночную долю, не принимая
рискованных решений. Рыночные последователи,
обычно в первую очередь атакуются рыночными
претендентами.
В современной концепции маркетинга ярмаркам и выставкам придается особое значение. Многие американские фирмы более 20 % всех средств, выделенных на маркетинг, используют в качестве затрат на подготовку и участие в ярмарках и выставках. Еще более значителен удельный вес последних затрат для европейских фирм. Он достигает 25 %.
Такое положение обусловлено тем, что многие фирмы видят в ярмарках и выставках важный инструмент маркетинга, позволяющий им успешно решать существующие проблемы, обусловленные прежде всего необходимостью обеспечения эффективной товарной и ценовой политики, политики распределения и продвижения.
Именно на решение
последних проблем и должно быть
направлено участие каждой фирмы
в той или иной ярмарке или
выставке.
В настоящее
время наиболее часто ярмарка
(торговая ярмарка или ярмарка-выставка)
рассматривается как кратковременное
мероприятие, периодически проводимое,
как правило, в одном и том же месте, в целях
привлечения значительного числа фирм
(экспонентов) одной или нескольких отраслей,
представляющих образцы своих товаров
(экспонатов) для их демонстрации, ознакомления
и заключения торговых сделок.
В то же время
выставка обычно рассматривается как
кратковременное мероприятие, периодически
проводимое обычно в одном в том же месте,
в рамках которого значительное число
фирм (экспонентов) с помощью образцов
(экспонатов) демонстрируют новые товары,
идеи или услуги одной или нескольких
отраслей для информирования потенциальных
потребителей о своей фирме и ее продукции
в целях содействия продажам. Из приведенного
определения выставки следует, что основной
ее задачей является демонстрация достижений
в одной или нескольких областях человеческой
деятельности. Поэтому, например, говорят
о выставке книг, обуви, одежды, продуктов
питания и др., подчеркивая тем самым, о
демонстрации каких товаров, идей или
услуг идет речь.