Организация службы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 01:54, реферат

Описание работы

Планированием маркетинга в компании и реализацией его целей занимается маркетинговая служба. Размер, состав, функции и степень самостоятельности маркетинговой службы компании зависят от типа, величины фирмы на рынке и ее целей.

Работа содержит 1 файл

Система организации службы маркетинга.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

  Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ 

Кафедра экономики 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине: «Маркетинговый менеджмент»

    на  тему: «Организация службы маркетинга» 
 
 
 

Выполнили:

Студентки группы 772202                                                      Кубарко В.С.

                                                                                                   Трепачева Е.В. 
 
 

Проверил:                                                                                   Соколов. Н.М. 
 
 
 

Минск 2010

Организация службы маркетинга

    Планированием маркетинга в компании и реализацией  его целей занимается маркетинговая  служба. Размер, состав, функции и  степень самостоятельности маркетинговой  службы компании зависят от типа, величины фирмы на рынке и ее целей.

    Можно выделить несколько различных подходов к осуществлению маркетинговой  деятельности в компании:

  1. Вся маркетинговая деятельность осуществляется самостоятельно собственными подразделениями фирмы.

    Такой подход характерен для средних по размеру фирм, либо для компаний-гигантов, ориентированных на рынок  товаров  промышленного назначения (в ситуации, когда помимо специальных маркетинговых  знаний и навыков необходимо понимание  специфики отрасли).

    ПРИМЕР 

    Крупные нефтяные компании (ЮКОС, ТИК, ЛУКОЙЛ, Сибнефть) осуществляют свою маркетинговую  деятельность самостоятельно, без вмешательства  третьих лиц. 

   
  1.  В ходе решения маркетинговых задач используются специализированные маркетинговые компании, оказывающие консалтинговые  услуги  (проведение  рекламных кампаний,  маркетинговых исследований) и имеющие необходимых специалистов.

    Такой подход чаще всего используется крупными компаниями, ориентированными на рынок товаров народного потребления и оперирующих на многих национальных/региональных рынках.  

  
  1. Маркетинговую деятельность фирмы осуществляет специализированный посредник, выполняющий все стратегические и тактические маркетинговые функции.

     Такая  организация  маркетинговой  деятельности  свойственна  небольшим отраслевым фирмам, объединенным в ассоциации по маркетингу.

     В Российской Ассоциации Маркетинга была разработана программа консультации и сопровождения средних и  мелких предприятий по отраслям. 

  
  1. Ряд маркетинговых  функций выполняют по совместительству другие подразделения фирмы.

    Такой подход использует большинство мелких и малоприбыльных фирм. 

    Строгих стандартов организации службы маркетинга не существует, поэтому каждая компания  самостоятельно подходит к решению этой задачи, понимая, что основное требование к структуре управления маркетингом - ее эффективность, гибкость и экономичность. 

    СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА. Сегодня  отделы маркетинга могут быть организованы на разных основах. Каждая фирма создает  отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал  достижению ее маркетинговых целей. 

    Функциональная  организация. Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются вице-президенту по маркетингу, который координирует их работу. В схеме на рис. 1 представлены пять таких специалистов: управляющим службой маркетинга, управляющий службой рекламы и стимулирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследований и управляющий по новым товарам. Кроме них, могут быть еще управляющий службой сервиса для клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.

    Основным  достоинством функциональной организации  является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного  ассортимента и рынков фирмы эта  схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все  труднее разрабатывать особые планы  для каждого отдельного рынка  или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы  в, целом.

    Подобная  структура маркетинговой службы свойственна большинству российских компаний.

Рис. 1.Функциональная организация 

    Организация по географическому  принципу. В компаниях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по географическому принципу. В схеме на рис. 2 показаны: один управляющий общенациональной службой сбыта, четыре управляющих региональными службами сбыта, 24 управляющих зональными службами сбыта, 192 районных управляющих по сбыту и 1920 торговых агентов. При организации по географическому принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

    Организация по товарному производству. Фирмы с широкой товарной номенклатурой и/или разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного товара (см. рис. 3). Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты, а при необходимости и пересматривает эти планы. 

    Рис.2.  Организация по географическому принципу 
 

    Рис.3. Организация по товарному производству 

    Организация по товарному производству оправдывает  себя в тех случаях, когда выпускаемые  фирмой изделия резко отличаются друг от друга и/или разновидностей этих товаров так много, что при  функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой  уже не под силу.

    Организацию по принципу товарного производства впервые применила в 1927 г. фирма  «Проктер энд Гэмбл». Ее новое мыло «Камей» неважно шло на рынке, и одному из молодых руководителей ¾ Нейлу X. Макэлрою, впоследствии ставшему президентом компании, ¾ поручили целиком сосредоточиться на доработке этого товара и стимулировании его сбыта. Работа увенчалась успехом, и вскоре в компании появились и другие управляющие по товарам.

    С тех пор организация по товарному  производству нашла распространение  во многих фирмах, особенно в пищевой  промышленности, производстве мыла, парфюмерно-косметических и химических товаров. Например, корпорация «Дженерал фудз» ввела организацию по товарному производству в своем отделении «Пост». Теперь там существуют отдельные управляющие по группам товаров ¾ изделиям из дробленого зерна, кормам для животных и напиткам. В рамках группы изделий из дробленого зерна есть управляющие по производству питательных хлопьев, подслащенных хлопьев для детей, «семейных» хлопьев и разных блюд из хлебных злаков. Управляющий по производству питательных хлопьев в свою очередь руководит работой управляющих по товарным маркам5.

    У организации по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий  по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию. Во-вторых, управляющий по товару может быстрее  отдельных специалистов реагировать на возникающие на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара ¾ прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы.

    Однако  преимущества эти связаны и с  издержками. Во-первых, система управления по товарному производству  порождает  ряд конфликтов и разочарований. Нередко управляющие по товарам  не обладают достаточными правами для  эффективного исполнения своих обязанностей. Во-вторых, становясь экспертами во всем, что касается их изделия, управляющие по товарам редко становятся специалистами в   функциональных   областях   деятельности.   В-третьих, система управления по товарным производствам часто обходится дороже, чем первоначально предполагалось, из-за возросших расходов на оплату труда большего числа работников.

    Организация по рыночному принципу. Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках. К примеру, компания «Смит-Корона» продает свои электрические пишущие машинки на трех рынках ¾ индивидуальных потребителей, деловых предприятий и государственных учреждений. Фирма «Ю. С. стил» продает свою сталь железнодорожным компаниям, строительной промышленности и коммунальным отраслям промышленности и услуг. Использование организации по рыночному принципу желательно в тех случаях, когда у разных рынков разные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

    Организация по рыночному принципу аналогична системе  организации по товарному производству, представленной на рис. 3. Управляющий по рыночной работе руководит деятельностью нескольких управляющих по отдельным рынкам. Управляющий по работе с рынком отвечает за разработку перспективных и годовых планов по сбыту и прочим видам функциональной деятельности. Основное достоинство этой системы заключается в том, что фирма строит свою работу применительно к нуждам потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

    Многие  фирмы уже перестраивают свою структуру по этому принципу. Компания «Ксерокс» отказалась от коммерческой деятельности по географическому принципу в пользу принципа продаж по отраслям. Компания «Хайнц» разбила свою маркетинговую службу на три отдела: отдел по обслуживанию бакалейно-гастрономической торговли, отдел по обслуживанию предприятий общепита и отдел по обслуживанию учреждений. В каждом отделе имеется группа собственных специалистов по рынку. Например, в отделе обслуживания учреждений есть специалисты по работе со школами, колледжами, больницами и тюрьмами.

    Организация по товарно-рыночному  принципу. Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема: воспользоваться ли системой организации по товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или применить у себя систему организации по рыночному принципу, при которой управляющие по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках. А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т.е. применить так называемую матричную организацию. 

      Товарно-рыночная система организации

    на  примере фирмы  «Дюпон»

    В отделении текстильных волокон  фирмы «Дюпон» есть как служба управляющих по товарам, так и  служба управляющих по рынкам.

    Управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи  волокон своих производств. Они  сосредоточивают внимание, прежде всего, на краткосрочных результатах торговой деятельности и использования волокон. Они должны связаться с управляющими по рынкам и запросить у каждого из них данные об ожидаемых объемах продаж своего изделия на каждом отдельном рынке. С другой стороны, управляющие по рынкам отвечают за развитие выгодных рынков для существующих и потенциально возможных волокон «Дюпон». Они производят перспективную оценку рыночных нужд и заботятся в первую очередь не о продвижении конкретных волокон, а о создании для каждого рынка соответствующих его запросам товаров. Готовя план работы на рынке, они связываются со всеми управляющими по товарам и получают от каждого из них информацию о планируемых ценах и объемах выпуска различных материалов. Окончательные прогнозы сбыта, сделанные управляющими по рынкам и управляющими по товарам, должны дать при сложении один и тот же общий итог.

Информация о работе Организация службы маркетинга