Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:04, доклад
Организация маркетинга существенным образом зависит от размера предприятия и его управленческой ориентации:
крупные компании, ориентированные на маркетинг, создают отделы маркетинга с достаточно детализированной структурой и большим числом работников;
малые предприятия выполняют все виды маркетинговой деятельности (продуктовую, коммуникативную, исследовательскую и др.) силами штатных менеджеров по маркетингу.
Тема 4. Организационные структуры маркетинга
4.1. Виды организационных структур маркетинга.
Организация маркетинга существенным образом зависит от размера предприятия и его управленческой ориентации:
Организация маркетинга на малых предприятиях возможна в следующих направлениях:
—> возложение маркетинговых функций на одного из наиболее подготовленных работников предприятия;
—> проведение некоторых маркетинговых мероприятий (рекламной кампании, исследования рынка и т.д.) совместно с другими малыми предприятиями;
—> приглашение консультантов и экспертов для совместного решения некоторых проблем предприятия.
4.2. Задачи отдела сбыта и
Цель
отдела сбыта заключается в
Таблица 1.7
Задачи отделов сбыта и маркетинга на предприятии
Задачи |
Отдел сбыта |
Отдел маркетинга |
В области маркетинговых исследований: — исследование рынка — исследование товара — исследование потребителя — исследование рекламного рынка — исследование в области науки |
нет нет нет нет нет |
да да да да да |
В сфере управления маркетингом: — обслуживание потребителя — выбор производственной
политики, — прогнозирование
и долгосрочное — организация рекламной деятельности — предложение новых видовпродукции — участие в ценообразовании — организация распределения товаров и их продвижения — организация выставок и ярмарок — организация технологической и сбытовой деятельности — разработка плана-программы |
частично
нет
нет частично нет нет
да слабо
да нет |
да
да
да да да да
да да
да да |
4.3. Организационные структуры маркетинга.
Существуют
различные организационные
Директор маркетинга |
отдел исследований и рекомендаций |
отдел контроля, проектирования и производства |
отдел рекламы и организации сбыта |
отдел цен и финансирования |
аналитический отдел |
Рис. 1.7а. Функциональная структура
Директор маркетинга
Директор маркетинга по товарам группы А | ||
| ||
отдел исследований и рекомендаций | ||
отдел контроля, проектирования и производства | ||
отдел рекламы и организации сбыта | ||
отдел цен и финансирования | ||
аналитический отдел |
Рис. 1.76. Структура по признаку товарной номенклатуры
Директор маркетинга
Сводный
отдел
маркетинга
Региональный директор маркетинга в Южной Америке
Региональный директор маркетинга в Азии
отдел исследований и рекомендаций
отдел исследований и рекомендаций
отдел контроля, проектирования и производства
отдел контроля, проектирования и производства
отдел рекламы и организации сбыта
отдел рекламы и организации сбыта
отдел цен и финансирования
отдел цен и финансирова-ния
аналитический отдел
аналитический отдел
Рис. 1.7в. Региональная структура
Желательно использование дивизионального подхода к управлению, когда предприятие работает на нескольких рынках, в результате чего формируются самостоятельные «точки прибыли» (дивизионы, отделения). Создается комплекс рыночных направлений, внутри которых образуется собственная структура маркетинговой службы.
Сравнительный анализ различных организационных структур маркетинга представлен в табл. 1.8.
4.3. Сравнительный анализ
Структура |
Характер специализации |
Преимущества |
Недостатки |
Примечания |
Функциональная |
Специализация в определенных областях маркетинговой деятельности |
Приобретение специалистами конкретных профессиональных навыков. Четкая формулировка задач и объектов маркетинга |
Возможно ослабление централизованного контроля, а также игнорирование способов непосредственного контакта |
Явное преобладание одного из элементов, например рекламы. Отсутствие больших различий между группами товаров. Преобладание определенного ассортимента |
Товарная |
Специализация на товаре (группе товаров) |
Большое внимание со стороны управленцев к соответствию различных товаров рыночным требованиям |
Слишком большая товарная ориентация. Двойная отчетность. Дополнительные управленческие звенья. Конфликты |
Продажа уни-версифицированной продукции достаточно однородной группе потребителей через схожие каналы сбыта |
Региональная |
Специализация на рыночной конъюнктуре |
Сосредоточение на нуждах потребителей. Быстрая реакция на рыночные колебания |
Координация проблем. Дублирование функций. Дополнительные управленческие звенья |
Ограниченный стандартный ассортимент товаров. |
Смешанная товарно-рыночная |
Специализация на товарах и рынках |
Совершенствование профессиональных навыков специалистов |
Трудность разделения обязанностей. Дублирование, снижающее эффективность маркетинга |
Различные продукты и разнородные рынки |
Цели отдела маркетинга должны гармонично сочетаться с целями других подразделений предприятия, чтобы способствовать достижению общей цели предприятия (табл. 1.9).
Таблица 1.9
4.4. Взаимодействие службы
Службы предприятия |
Документация из отдела маркетинга |
Документация в отдел маркетинга | |
Руководство |
Данные о тенденциях развития рынка, позиции предприятия, оценка конкурентов, исследование сравнительной доли рынка, анализ продаж |
Стратегические установки и цели предприятия | |
Финансово-экономическая служба |
Прогноз продаж, предложения по ценам и скидкам, планируемый бюджет отдела маркетинга, отчет о расходовании средств |
План производства и продаж, данные о рентабельности по товарным группам, цены и проекты цен, фактический бюджет отдела маркетинга | |
Инженерно-технические службы |
Анализ конкуренции, позиционирование товара, пожелания потребителей, предложения по товарной политике, качеству продукции и упаковке |
Документация на технические условия и разрабатываемые товары (на согласование), оценка конкурентоспособности товаров | |
Производственные службы |
Прогноз продаж и информация о конъюнктуре рынка по товарным группам |
Возможные изменения плана производства | |
Коммерческие службы |
Прогноз продаж, позиции товара, сведения о динамике цен, анализ конкуренции |
Данные о продаже продукции, потребителях, другая информация о рынке |
Специалисты в области маркетинга занимают на предприятии особое положение, обеспечивая связь с внешней средой, рынком, потребителями, посредниками и т.д. Требования, предъявляемые к таким специалистам, делят на три уровня:
Любая выбранная предприятием организационная структура должна отвечать следующим требованиям:
Для мотивации персонала службы маркетинга можно рекомендовать использование модели «4С» (рис. 1.8).
Соратники (единомышленники)
Стратегия
Содействие
(действительность)
Стимулы
Рис. 1.8. Модель мотивации персонала
4.5.Должностные функции менеджера по маркетингу
Каждое предприятие должно разработать должностные инструкции для работников службы маркетинга. Основные должностные функции менеджера по маркетингу включают;
Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления маркетингом повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного управления (табл. 1.10).
Таблица 1.10
Сравнительная характеристика стратегического и конъюнктурного управления предприятием
Особенности стратегического управления |
Особенности конъюнктурного управления | |||
1 |
2 | |||
Стремление управленческой команды к увеличению доли рынка и постоянному обновлению ассортимента за счет разработки и внедрения принципиально новых подходов |
Стремление управленческой команды к сбыту обновляемого ассортимента в зависимости от давления потребительского1 рынка | |||
Получение прибыли в перспективе |
Ситуационное получение прибыли | |||
Работа предприятия на развитие рынка при инвестировании средств в наиболее перспективные товары |
Приспособление предприятия к текущим колебаниям на рынке | |||
Относительно стабильное развитие предприятия |
Аритмичное развитие предприятия |
|||
Максимизация прибыли по жизненному циклу товара при увеличении доли рынка |
Максимизация прибыли при точной адаптации к изменениям конъюнктуры рынка |
|||
Основной критерий
оценки деятельности менеджеров —
повышение прибыли при |
Основной критерий оценки деятельности менеджеров — повышение прибыли в течение года |
|||
Относительно длительная отдача от инвестиционного проекта |
Относительно быстрая отдача от инвестиционного проекта |