Организационные формы международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:15, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса, с учетом действующих объективных и субъективных факторов.
Целью данного реферата, является рассмотрение основных организационных форм осуществления международного бизнеса, опираясь на российскую практику.
Из цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть структуру организационных форм международного бизнеса;
Выявить эффективность организационных форм международного бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
§1. Предприятия с долевым участием иностранных инвестиций………………5
§2. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам…….11
§3. Представительства, филиалы иностранных юридических лиц……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

По данным государственных  налоговых органов число иностранных  компаний, действующих на территории России через свои постоянные представительства  и вставших на налоговый учет, постоянно  возрастает и составило уже порядка 12 тысяч. Одна из причин активности иностранных юридических лиц кроется в том, что, несмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются иностранные фирмы, для них продолжает действовать более льготный режим, чем для российских предприятий. Льготы эти, безусловно, носят временный характер, ведь наша страна стремится закрепить принцип национального режима по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, к иностранным юридическим лицам, действующий в развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так, принятая ОЭСР еще в июне 1976 года Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях рекомендует странам – членам ОЭСР “предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена ... режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям”.

Принцип национального  режима по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, к иностранным  юридическим лицам означает установление такого же объема прав и обязанностей, что и для российских компаний, то есть:

- иностранные инвесторы могут создавать свои компании и вести хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг, вступая с ними в полнокровную конкуренцию;

- иностранные инвесторы могут выбирать любую возможную в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности;

- зарубежные предприниматели могут пользоваться большинством местных льгот;

- иностранные инвесторы получают доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже – к природным ресурсам и т.д.

Учитывая, что в нашей  стране существовали достаточно льготные условия для функционирования иностранных  юридических лиц, закрепление для  них национального режима приведет к ужесточению регламентации их деятельности. Уже сейчас для иностранных фирм и их представительств существенно урезаны льготы в области налогообложения. Рассмотрим, не претендуя на комплексность, какие основные преимущества существовали для представительств иностранных фирм по сравнению с компаниями-резидентами РФ и как они видоизменились за последнее время. [4, c. 302].

В законодательном порядке  до недавнего времени представительствам иностранных юридических лиц  не была установлена обязанность  вести бухгалтерский учет в строгом  смысле слова и сдавать баланс. Вместо баланса один раз в год сдавалась налоговая декларация обо всех доходах и расходах. При этом включались и расходы, понесенные за границей, но связанные с деятельностью в России, которые достаточно трудно проверить. Считалось юридически неприемлемым вменять в обязанность представительству иностранной компании, не являющемуся юридическим лицом и представляющему интересы инофирмы, вести бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательством. Сейчас же все изменилось, и впервые в нашей стране сфера действия Закона “О бухгалтерском учете” (№ 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года) распространена на представительства и филиалы иностранных юридических лиц. Правда, необходимо подчеркнуть, что одно дело – продекларировать принцип, а совсем иное – добиться его выполнения, особенно в условиях, когда большинство представительств очень малочисленно и состоит из одного-двух человек (по Москве такие представительства составляют 80%).

Представительства (филиалы) иностранных юридических лиц платят практически все те же налоги, что и компании, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Но определенные льготы инофирмы получают даже за счет различающихся сроков уплаты налогов. Так, если расчеты по налогу на имущество представительствами (филиалами) иностранных компаний производятся ежеквартально, то налог на прибыль они платят один раз в год, в то время как российские предприятия платят ежеквартально, причем авансом. Налоговая декларация сдается не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, сам же налог платится не раньше июня месяца. Учитывая официально признаваемый уровень инфляции, иностранные юридические лица платят в России налог на прибыль, по крайней мере, на 20% меньше, чем российские компании. [4, c. 305].

Валютная выручка представительств (филиалов) иностранных фирм не подлежит обязательной продаже в размере 50%, как у резидентов.

У иностранных юридических  лиц нет необходимости представлять статистическую отчетность.

Валютные банковские счета представительств (филиалов) инофирм могут быть открыты в иностранных банках без разрешения ЦБ России.

Амортизационные отчисления представительствам (филиалам) иностранных  юридических лиц разрешается  считать по нормам страны регистрации, тем самым существует возможность занизить налог на имущество и налог на прибыль.

Иностранные юридические  лица освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при  аренде жилых и служебных помещений (за исключением некоторых стран).

Ряд дополнительных льгот  предоставляется представительствам (филиалам) иностранных юридических лиц в соответствии с конвенциями об устранении двойного налогообложения: инофирмы некоторых стран освобождаются от уплаты налога на имущество, действуют нулевые ставки на дивиденды, проценты и роялти, почти целиком относятся на себестоимость некоторые виды расходов.

До сих пор в законодательстве недостаточно урегулированы вопросы, касающиеся ответственности представительств (филиалов) иностранных фирм за непостановку на налоговый учет, за неперечисление налога на доходы от источников в России.

Представительство (филиал) иностранного юридического лица, действующее  на территории России, обязано:

1. Пройти регистрацию  в налоговых органах (по месту  нахождения представительства и  не позднее 30 дней с даты  начала осуществления деятельности). Для целей регистрации и налогообложения не важно, имеет ли иностранное юридическое лицо разрешение на открытие представительства (аккредитацию) или нет. Из 12 тысяч зарегистрированных налоговыми органами представительств инофирм получили аккредитацию (по данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ) только 4 тысячи. Ответственность инофирмы за отсутствие аккредитации на территории РФ в настоящий момент законодательством не установлена.

2. Ежегодно представлять  отчет и декларацию о доходах, заверенные аудиторской организацией. После анализа представленной декларации, отчета и заключения аудитора специалистами налогового органа принимается решение о налоговом статусе иностранного юридического лица, в частности об освобождении от налога на прибыль (доход). [5].

Контрактная форма совместной деятельности в области международного бизнеса не обладает в полной мере всеми перечисленными выше чертами  организационных форм с закреплением их юридического и налогового статуса. Она применяется чаще всего в государствах, хозяйственные и правовые системы которых законодательно ограничивают частную собственность на средства производства. Данная форма совместного предпринимательства имеет объектом соглашения сторон предоставление финансовых и материальных ресурсов в обмен на право участия в прибыли, получение продукции, разработку полезных ископаемых и др. Иногда контрактная форма используется партнерами как предварительная стадия перед созданием совместной компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем итог всему вышеизложенному. Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:

1) организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);

2) организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);

3) организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что  они могут быть созданы путем  учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.

Из первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две группы компаний:

    • предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;
    • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).

Кроме того организационные  формы осуществления международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в  виде дочерней, ассоциированной или  полностью самостоятельной компании.

Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет другая компания (основная, материнская) в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. В России компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании).

Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, так  как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.

Существенное значение для выбора организационной формы  международного бизнеса с закреплением ее юридического статуса имеют основные мотивы его осуществления, среди которых наибольшее влияние оказывают следующие:

- создание за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т.д.), то есть товаро- и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере;

- организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров и особенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто единственный способ продать услугу покупателю – это произвести услугу на месте;

- организация производства товаров и услуг за рубежом в случае, если это производство на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания данного зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличия дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или в случае, когда эта страна оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций;

- организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание, консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто более выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белоусов А.С. Международный менеджмент / Под ред. А.С. Белоусова. – М.: Высшая школа, 2007 – 315 с.
  2. Кузьмина Т.И. Международный менеджмент / Под ред. Т.И. Кузьминой. – М.: Новое знание, 2005 – 286 с.
  3. Мескон М. Современный бизнес / Под ред. Л.А. Минц. – М.: Республика, 1996 – 400 с.
  4. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент / Под ред. С.Э. Пивоварова. – СПб.: Питер, 2007 – 356 с.
  5. Аналитические данные с сайта http://www.cfin.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Организационные формы международного бизнеса