Организационные формы международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:15, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса, с учетом действующих объективных и субъективных факторов.
Целью данного реферата, является рассмотрение основных организационных форм осуществления международного бизнеса, опираясь на российскую практику.
Из цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть структуру организационных форм международного бизнеса;
Выявить эффективность организационных форм международного бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
§1. Предприятия с долевым участием иностранных инвестиций………………5
§2. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам…….11
§3. Представительства, филиалы иностранных юридических лиц……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

- возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; достижение синергетического эффекта;

- невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.;

- участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал;

- возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;

- снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;

- формирование органов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органов управления предприятий (фирм) – учредителей СП;

- относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

- восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;

- совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров. [3, c. 274].

Подчеркнув позитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его  недостатках. А самая большая  опасность, которая может ожидать  при создании совместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами. Как показывает практика, они имеют место в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии и тактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Порой возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерям времени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров. СП могут даже потерпеть крах, если партнеры будут преследовать разные цели.

Хотелось бы отметить, что существует некоторое различие между нашим понятием “совместного предприятия” и западным толкованием этого термина. СП за рубежом создаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либо продукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательно иностранное участие. [1, c. 222].

 

§2. Предприятия, полностью  принадлежащие иностранным инвесторам

Как правило, в соответствии с законодательством большинства  стран на их территориях могут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются как юридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.

Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.

Эти компании вынуждены практически  “врастать” в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д. [4, c. 147].

Если говорить о преимуществах  данной организационной формы ведения  международного бизнеса, то следует  отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местных партнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даже незначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих стран по поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцы контрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересах компании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхождений во мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размер дивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли, уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степень сотрудничества с различными государственными учреждениями.

Предприятия, полностью принадлежащие  иностранным юридическим или  физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться  путем регистрации новой компании или путем приобретения местных  предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.

Создание новой компании за рубежом  – это, как правило, самый дорогостоящий  вариант, требующий немало времени  и сопряженный с большим риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компании могут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия, особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой. [4, c. 158].

Второй путь получил в современных  условиях наибольшее распространение, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.

Приобретение действующего иностранного предприятия дает возможность инвестору  сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой компании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы, отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных с регистрацией и организацией деятельности новой компании.

Зачастую ТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной, торговой и финансовой сферах.

Приобретение зарубежных предприятий  – это наиболее распространенный путь, используемый нацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время. Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так, немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежных фирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступает среди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакета акций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группу Rover.

Особенно разгораются сейчас страсти, вокруг объявленной к продаже компании Rolls-Royce Motor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей, помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянский концерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчас звучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей для Rolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”.

Рассматривая негативные стороны  данной организационной формы ведения международного бизнеса, необходимо отметить, что, как правило, создание предприятия со 100%-ным иностранным капиталом требует от иностранного инвестора значительно большей ответственности, связано с большим риском, чем при создании СП, и зачастую предполагает более продолжительный период ожидания прибыли.

В случае целесообразности иностранное  юридическое лицо может передать часть или все управленческие функции на своем иностранном  предприятии сторонней организации  из страны базирования, заключив для  этого с ней контракт. Целесообразность возникает в том случае, если выполнение управленческих функций сторонней организацией (при надлежащем качестве) оказывается дешевле, чем осуществление их собственными силами. [4, c. 177].

Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества (см. Приложение 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовых форм осуществления международного бизнеса приведена в Приложении 2.

 

§3. Представительства, филиалы  иностранных юридических лиц

За рубежом рассмотренные  выше предприятия с иностранными инвестициями в случае, если они  созданы транснациональными корпорациями, обычно называются зарубежными филиалами (англ. foreign affiliates) материнских компаний. К филиалам помимо организационных  форм с закреплением юридического статуса относятся и отделения, в российской терминологии соответствующие представительствам и филиалам иностранных юридических лиц. Напомним, что под иностранным юридическим лицом понимается лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством другого государства.

Отделение (англ. branch, division) хотя и регистрируется в зарубежной стране, но не имеет самостоятельного баланса, его баланс включается в  состав баланса материнской компании. Отделение отвечает по обязательствам материнской компании (она также отвечает по обязательствам отделения), полностью (на 100%) принадлежит материнской компании и не является юридическим лицом. Отделения, организованные фирмами за рубежом, традиционно не включают в прямые (и вообще в зарубежные) инвестиции, хотя они владеют и управляют собственностью за рубежом. [1, c. 226].

С целью избегания  терминологической путаницы в дальнейшем будем опираться на те названия организационных  форм ведения международного бизнеса, которые закреплены в российских законодательных актах.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица с точки  зрения российского законодательства понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое место регулярного  осуществления деятельности, связанное с представлением своих интересов или интересов других юридических лиц и осуществлением деятельности по извлечению дохода на территории соответствующей страны, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции.

Следовательно, постоянное представительство – это регулярная деятельность иностранного юридического лица посредством своего обособленного  подразделения на территории РФ, приводящая к возникновению объекта налогообложения прибыли (дохода). Термин “постоянное представительство” применяется для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.

Главное достоинство  рассматриваемой формы организации  международного бизнеса заключается в том, что материнская компания может полностью контролировать деятельность представительства (филиала). Но эта форма сопряжена с достаточно большой степенью риска и обязательств, недостатком является и невозможность привлечь местных партнеров и их капиталы. Обычно ею пользуются на рынках с наивысшим потенциалом. Крупные транснациональные компании предпочитают, как правило, создавать в странах с бурно развивающимся рынком филиалы, находящиеся в их полной собственности. [4, c. 331].

Выделим наиболее характерные  черты представительства (филиала):

1) Представительство (филиал) не является юридическим лицом, не имеет собственного самостоятельного баланса, устава и действует на основании Положения о представительстве (филиале), утвержденного компетентным органом материнской фирмы.

2) Представительство (филиал) не является резидентом страны базирования.

3) Представительство (филиал) не наделяется хозяйственной самостоятельностью, действует от имени и по поручению материнской компании.

4) Представительство (филиал) наделяется имуществом создавшей его фирмой. Имущество представительства (филиала) учитывается на отдельном балансе и включается в баланс всей фирмы.

5) Представительство (филиал) может открыть в банковском учреждении на территории соответствующей страны текущий счет, с которого осуществляются расчетно-платежные операции по его содержанию.

В обязанности заграничного производственного филиала может  входить выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская  компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит. Филиал действует по инструкциям материнской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках. Когда филиалу предоставляются полномочия на заключение сделок от имени материнской компании, он внешне выступает как обычный агент (т.е. от имени и за счет материнского общества). В обязанности заграничного филиала (представительства), как правило, входит наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им технической помощи, ведение переписки с материнской фирмой. [1, c. 294].

Информация о работе Организационные формы международного бизнеса