Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы - понять концепцию организационной культуры для поддержания стабильности работы организации и сплоченности ее членов, оценить ее влияние на предприятия в условиях конкурентоспособности.
Задачи - рассмотреть основные проблемы формирования культуры в организации; проблемы управления ее изменениями, а также поддержания и осознания этой культуры персоналом.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Концепция организационной культуры…………………………………5
1.1 Понятие организационной культуры и её классификация……………...………………………………………………8
1.2 Свойства и функции организационной культуры………......……..12
1.3 Структура организационной культуры………………….……...….16
Глава 2. Характеристика органицации ООО «Атомпрофлечение»……………19
Глава 3. Аналитическая часть. Оценка организационной культуры ООО «Атомпрофлечение» и её совершенствование…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….……..34
Список использованной литературы…………………………………….……….37
Поскольку все три руководителя объединения женщины, мною сделано предположение, что корпоративная культура в организации «женского» типа. Однако, исходя из анализа анкет и личных наблюдений, мы пришли к прямо противоположному мнению, т.е. что организационная культура в объединении «мужского» типа, а именно, характеризуется авторитарностью и единоначалием в принятии управленческих решений, осуществлением постоянного контроля и наблюдения.
При исследовании процесса отбора и найма новых сотрудников в ООО «Атомпрофлечение», мною была выявлена закономерность представленная на рисунке 2.
Рис. 2 Источники приема на работу в ООО «Атомпрофлечение»
Проанализировав диаграмму, представленную на рисунке 3, можно сделать вывод о том, что в организации хотят видеть в сотрудниках, в первую очередь «своих людей». Мною было отмечено, что руководители стремятся нанимать сотрудников именно по рекомендации знакомых и друзей, поскольку доверяют их оценкам профессионализма кандидата больше, чем мнению кадровых агенств и самого претендента. Кроме того, было замечено стремление руководителей к установлению доверительных связей с некоторыми работниками отделов, для получения информации о ситуации внутри отдела.
Мною был сделан вывод, о том, что по крайней мере половина сотрудников не удовлетворенны своей работой и не получают достаточной обратной связи. Также, лишь 47% указали, что работа дает им чувство собственного достоинства и 73%, (т.е. большинство сотрудников), испытывают потребность в дополнительном обучении. Кроме того, выяснилось, что в коллективе организации развита взаимная требовательность (57%), дисциплинированность (63%) и жесткая регламентация работы (78%). В то же время, среди сотрудников на низком уровне находится взаимопомощь (47%), взаимная ответственность (26%), согласованность в действиях (42%) и привязанность к организации (57%).
Сотрудники указали, что факторами, мешающими им в работе, являются неясность роли и информационная перегрузка (63%), большой объем работы (68%), недостаток понимания со стороны коллег (57%), излишняя критичность руководства (63%) и коллег (68%), постоянное наблюдение и контроль (84%).
При оценке социально-психологического климата в ООО «Атомпрофлечение», основываясь на данных анкет и личном наблюдении, автором были отмечены следующие негативные моменты:
- в коллективе выделяются «старики» и новички, что говорит о плохой проработанности процесса социализации новых работников;
- 47% работников считают, что зачастую оценка их труда происходит на основе эмоций и поверхностных наблюдений, многие отметили, что не знают, по каким критериям оценивается их работа;
- 57% сотрудников отметили, что конфликты возникают чаще всего из-за мелочей;
- в случае неудачи идет активный поиск виновных и, зачастую, первыми о допущенном промахе узнают руководство и коллеги, а не сам работник;
доступ к информации зависит от положения работника в глазах руководства;
начинает проявлять себя «эгоизм» группы, т.е. несогласованность в действиях подразделений и «перетягивание одеяла на себя»;
- 36% работников иногда не относят к себе принятые решения и говорят о руководстве «эти там, наверху»;
- 26% работникам заметили, что спокойно заняться своей работой им удается только после окончания рабочего дня — это говорит или о большой загруженности или о нерациональном распределении рабочего времени;
- 52% работников отметили, что руководители строят управление не на коллегиальной основе, а по принципу «приказ-подчинение»;
- 42% сказали, что зачастую трудно выдвигать новые идеи по усовершенствованию деятельности, некоторые работники не могут применить то, чему их учили;
- 15% заметили, что успешность в работе — редкость;
- 21% работников пытается подстраховаться путем написания докладных записок и т.п.
Хотя данные явления не все выражены в сильной степени, а некоторые носят единичный характер, необходимо предпринять соответствующие меры, чтобы они не приобрели кризисный характер.
Согласно классификации, корпоративную культуру ООО «Атомпрофлечение» можно определить, как:
Нестабильная — по причине отсутствия заданных норм поведения и понятия об адекватном поведении сотрудников.
Дезинтегративная — по причине отсутствия единого общественного мнения и конфликтности в среде сотрудников.
Функционально-ориентированная — по причине осуществления трудовой деятельности и модели поведения, исходя из статуса работника. Хотелось бы заметить, что каждый сотрудник в своей деятельности исходит из личных убеждений о том, как следует себя вести в организации — в силу отсутствия заданных, оптимальных моделей поведения.
Негативная — по причине отсутствия четко прописанных правил и процедур, а также и других элементов корпоративной культуры, оказывающих негативное воздействие на деятельность организации, в целом.
При изучении ценностей организации были отмечены следующие факторы:
- только 31% сотрудников признали в качестве цели работы удовлетворение потребностей клиентов;
- анализ внутренних взаимоотношений дал следующие показатели — недостаток поддержки руководителя (68%) и понимания со стороны коллег (57%), медленный карьерный рост (52%), низкие стандарты качества (47%), отсутствие ритмичности в работе (57%);
На вопрос о существующих разногласиях все сотрудники отметили их низкое участие в создании туристического продукта, непринятие руководством инициативных предложений и инновационных методов, разногласия между сотрудниками в том, как следует выполнять ту или иную функцию. Причинами подобных разногласий работники назвали боязнью руководства и некоторых сотрудников идти на определенный риск, невозможностью проведения самостоятельных действий без ведома руководства и, снова, ограниченные полномочия.
На вопрос об ориентации организации во времени, сотрудники отметили, что организация в большей степени ориентирована на настоящее, т.е. на то, что происходит здесь и сейчас. Это подтверждается отсутствием у руководства сколько-нибудь четкого плана действий на ближайшее будущее, не говоря уже о планировании, а также максимальной ориентацией руководства на обслуживание существующих крупных клиентов и сосредоточенностью на осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
Сотрудники отметили, что при выполнении заданий они абсолютно не ориентированы в сроках. Приказывая, руководство, чаще всего, не указывает временные рамки выполнения задачи. Исходя из этого, сотрудники отметили, что такая ситуация не стимулирует их оперативно выполнять свои функции, из-за чего часто происходит срыв сроков, затягивание решения проблем и даже, что представляется очень важным, затрудняется обслуживание клиентов.
В ходе интервью, работники признали факт низкого использования их творческого и рабочего потенциала и трудного продвижения своих идей. Руководителями среднего звена было отмечено, что квалификация некоторых сотрудников не соответствует требованиям, предъявляемым к ним должностью. В то же время, сотрудниками было высказано мнение о том, что часть руководителей некомпетентна в некоторых вопросах и им приходится втайне менять решение той или иной проблемы. Как видно, налицо ситуация когда руководство и сотрудники противостоят друг другу, образуют две разных команды, зачастую несогласованных в своих действиях, что неизбежно приводит к низкой эффективности объединения.
На вопрос о сотрудничестве, работниками было замечено, что взаимоотношения в объединении строятся на основе жесткой иерархии. Сложно бывает обратиться за советом к руководству, необходимым считается соблюдение всех формальностей приема и беседы сотрудника с одним из руководителей высшего звена. Также был отмечен низкий уровень участия сотрудников при совместном решении проблем некоторых коллег. Каждый сотрудник стремится самостоятельно достичь цели и выделиться перед руководством.
На рисунке 3 отображено мнение сотрудников о типе существующей корпоративной культуры в организации.
Рис. 3 Профиль предпочтительной организационной культуры
На рисунке 4 представлен профиль корпоративной культуры, которая, по моему мнению, может добиться наибольших успехов в туристической сфере. Как видно из рисунка 4, корпоративная культура «идеальной» компании в данной отрасли должна быть, прежде всего, ориентирована на рынок. Также довольно сильно должны быть выражены клановая и адхократическая культуры. Менее всего должна быть выражена бюрократическая составляющая культуры.
Рис. 4 Профиль корпоративной культуры «идеальной» организации
На основании проведенного исследования можно перечислить те изменения, внедрения которых, по моему мнению, необходимы.
Во-первых, следует создать миссию и определить задачи организации. Недостаточное осмысление своей работы, своего места в организации работниками и даже менеджерами требует создания документа, который бы содержал в себе основные стратегические цели организации. Очень важным представляется не только сформулировать задачи и миссию организации, но и довести их до сведения каждого сотрудника.
Во-вторых, необходима децентрализация управления — делегирование больших полномочий руководителям отделов. Для повышения уровня ответственности и информированности руководителей среднего звена, их большей вовлеченности в процесс управления, следует ввести децентрализацию управления.
В-третьих, следует ввести систему бонусовой премии для работников.
Все сотрудники должны осознать, что соблюдение ценностей и норм внедряемой корпоративной культуры отражается на уровне заработной платы. Осознав это факт, сотрудники увидят в ней не скучный набор правил, а удобную систему взаимоотношений в организации.
В-четвертых, необходимо создание технологии подбора и адаптации персонала.
При формировании организационной культуры очень важно, чтобы новые сотрудники, подбираемые в организацию, соответствовали не только по профессиональным качествам для соответствующей должности, но и по лояльности к культуре организации.
В-пятых, необходима организация тренинговых занятий для руководителей, для повышения уровня компетентности руководителей в вопросах практического управления организацией.
Однако, при выполнении всех вышеперечисленных мероприятий, следует понимать, что главный фактор успешного формирования организационной культуры ООО «Атомпрофлечение» - это непосредственное участие топ- менеджмента в проводимых изменениях.
На данный момент организация не является лидером на рынке предоставляемых ею услуг. Я считаю, что это связано в большей степени с её организационной культурой. Организация не может быть успешной, если большинство сотрудников не знают её целей, мисси и стратегии, а инициатива не поощряется. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо изменить организационную культуру, начать её формирование заново.
Параметры желаемой организационной культуры для ООО «Атомпрофлечение»:
70% - Организация похожа на большую семью;
70% - Лидеры или главы организации воспринимаются как воспитатели и, возможно, бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие;
70% - Клановая культура - это наиболее благоприятная для развития лояльности сотрудников культура. Именно в клановой культуре работники в наибольшей степени разделяют цели и ценности, установки и традиции. Лояльность такой культуры основана на семейственности, лежащей в основе и людьми, готовыми рисковать;
70% - Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству;
70% - Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже;
70% - В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов;
70% - Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов или услуг;
70% - Важно быть лидером на рынке продукции или услуг;
70% - Акцент на стремлении побеждать;
70% - Репутация и успех являются общей заботой;
70% - Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей;
70% - Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат;
70% - Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Таким образом, текущее состояние культуры анализируемого предприятия нуждается в преобразовании в сторону клановой и рыночной культур. Определив ее сегодняшнее (фактическое) состояние, можно принять решение о тех действиях, которые позволят перейти из сегодняшнего состояния в желательное.
Для ООО «Атомпрофлечение» очень важно, чтобы люди работали в полную силу, чтобы цели руководства и цели сотрудников совпадали. В этих условиях актуальным становится вопрос о совершенствовании системы мотивации персонала.
Для создания атмосферы клановой культуры в организации, при которой вопросы решаются совместными усилиями, руководителю звена или функциональной группы следует обязательно избегать оправданий сотрудников в случае ошибок и неудач. При оценке подчеркивается не заложенный потенциал, а достигнутые результаты.