Оптовые рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:42, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений возможно создание организованных оптовых рынков, которые успешно проявили себя в странах с развитой рыночной экономикой при реализации сельхозпродукции, скоропортящихся и других товаров. Эти рынки позволяют облегчить сбыт продукции крестьянским и фермерским хозяйствам, малым торговым, производственным и сервисным предприятиям. В Методических рекомендациях по формированию оптовых рынков в единой системе товародвижения, разработанных научно-исследовательским и маркетинговым центром Комитета Российской Федерации по торговле определено, что ОПТОВЫЙ РЫНОК- это самостоятельная правовая, организационная и экономическая хозяйственная структура, выражающая интересы ее добровольны

Работа содержит 1 файл

Оптовые Рынки.doc

— 369.00 Кб (Скачать)
 

  В условиях рыночных отношений возможно создание организованных оптовых рынков, которые успешно проявили себя в странах с развитой рыночной экономикой при реализации сельхозпродукции, скоропортящихся и других товаров. Эти рынки позволяют облегчить сбыт продукции крестьянским и фермерским хозяйствам, малым торговым, производственным и сервисным предприятиям. В Методических рекомендациях по формированию оптовых рынков в единой системе товародвижения, разработанных научно-исследовательским и маркетинговым центром Комитета Российской Федерации по торговле определено, что ОПТОВЫЙ РЫНОК- это самостоятельная правовая, организационная и экономическая хозяйственная структура, выражающая интересы ее добровольных учредителей и образованная для проведения оптовых торговых операций на постоянной основе и в оперативном режиме.

    Основные функции оптовых рынков:

  • концентрация конкретных потребительских товаров;
  • упрощение и ускорение процесса движения товаров к конечному потребителю;
  • упрощение и ускорение финансовых взаиморасчетов и платежей;
  • формирование реальной рыночной цены на конкретные потребительские товары;
  • концентрация информации о спросе и предложении на эти товары для производителей и потребителей.

  Оптовые рынки классифицируются по административно-территориальному признаку (региональные, межрегиональные), ассортиментному профилю (специализированные, универсальные), форме организации и форме собственности.

  Для организации оптового рынка допустимы различные организационно-правовые формы (государственное предприятие, муниципальное, частное; товарищество - полное, смешанное или с ограниченной ответственностью; акционерное общество открытого или закрытого типа). Выбор организационной формы зависит от главного инициатора создания оптового рынка и его финансовых возможностей, но наиболее предпочтительной в переходный период к рынку является форма акционерного общества. Его участник (в отличие от участника товарищества может выйти из АО лишь продав свой пакет акций. Кроме того, АО, расширяя деятельность, может привлекать дополнительные финансы, выпустив новые серии акций.

  Товары  на оптовом рынке продает либо сам производитель, либо оптовый посредник. Поэтому в мировой практике оптовые рынки специализированы на одном товаре (товарной группе): овощи, фрукты, мясо, птица, рыбопродукты и т. п.

  Одной из задач оптового рынка является сглаживание несовпадающих по времени циклов производства и обращения товаров. Поэтому целесообразно привлекать в качестве учредителей предприятия, осуществляющие складирование и хранение товаров, специализированные транспортные предприятия, коммерческие финансовые организации.

Оптовый рынок должен предоставлять:

  • подъемно-транспортное оборудование;
  • складские, торговые и офисные помещения;
  • площадки для парковки автотранспорта и транспортные средства.

  Внутреннюю  инфраструктуру оптовый рынок может формировать сам или предоставить это право коммерческим структурам.

  Состав  руководящих и исполнительных органов оптового рынка зависит от его организационно-правовой формы и системы обслуживания процесса (рис. 1.2.).

  Оптовый рынок - одна из перспективных структур рыночной экономики. Например, в Германии имеется 28 оптовых рынков, во Франции - 17.

  ТОРГОВЫЙ  ДОМ ~ частное коммерческое предприятие нового поколения в значительной мере приспособленное к условиям современного рынка.

  В экспортно-импортных операциях торговые дома составляют конкуренцию государственным внешнеэкономическим структурам.

  В мировой практике торговым домом принято считать крупную оптово-розничную фирму, связанную со сферой производства и финансами. В странах СНГ понятие торгового дома не определено, поэтому под его вывеской рабагают торгово-посреднические учреждения различного типа и профиля (торговые кооперативы, малые предприятия, АО и т. п.) Торговые дома создаются для организации мелкооптовой торговли. Они несут имущественную ответственность по договорам, заключенным с их участием. Торговые дома имеют возможность закупать товары крупными партиями со значительной скидкой, приспособлены вести операции с различными товарами (продуктами питания, бытовыми приборами, электроникой, одеждой и др.) предлагают простую схему их движения.

  Развитие  торговых домов поддерживается биржевыми структурами, которые видят в них перспективную сферу вложения капитала. Торговые дома могут выполнять не только посреднические, но и производственные операции - оказывать коммунально-бытовые услуги, заниматься прокатом оборудования и транспортных средств, транспортировкой, тароупаковкой, складированием и т. п. В перспективе большая часть торговых домов намеревается обзавестись сетью производственных и транспортных предприятий, магазинов, хранилищ и складов, информационных центров и выставок-продаж.

  Зарубежный  опыт свидетельствует, что торговые дома могут строить свою деятельность, рационально сочетая операции на внутреннем и внешнем рынке.

  Таким образом, переход к рыночным отношениям требует новых подходов к созданию оптового рынка товаров народного потребления. Эффективное функционирование оптового торгового звена возможно лишь при условии, что оно будет представлено разнообразными организационно-функционный зал, может представить для продажи образцы всех имеющихся товаров.'

  Оптовые коммерческие структуры, специализирующиеся на перепродаже товаров одной группы, (например, канцелярских принадлежностей), заинтересованы представить покупателю весь ассортимент. Для этого оборудуются демонстрационные или торговые залы.

  Одни  предприятия предпочитают торговые залы, в которых на стеллажах располагают товар, подготовленный к продаже оптовыми партиями, и здесь же образец представленного товара с указанием информации о товаре.

  Другие  предприятия выбирают реализацию товаров через складские помещения. Для этого либо на территории склада, либо в другом месте оборудуется демонстрационный зал, в котором представляются образцы реализуемой продукции, где покупатель составляет заказ. Персонал продавца оформляет соответствующие документы и решает вопросы выполнения заказа.

  Оптовым рынкам отдают предпочтение те предприятия, которые специализируются на торговле продовольственными товарами. Однако выбор этой формы зависит не только от специфики предприятия, но и от финансового потенциала, товарных оборотов, стратегии сбыта, пр.

  В настоящее время уже получила распространение торговля по каталогам и приобретает популярность и экономическую привлекательность электронная торговля.

1.1. Торговля на оптовых рынках

I Понятие «оптовый рынок» употребляется в двух смыслах: Первый — под оптовым рынком понимается юридическое лицо, которое обеспечивает условия для осуществления оптовой торговли на определенной территории.

  Второй  — под оптовым рынком подразумевается место проведения торговых операций.

Следует отметить, что на федеральном уровне нормативным актом, определяющим правила торговли на оптовом продовольственном рынке, является совместный приказ Минсельхозпрода России и Роскомторга от 1 декабря 1994 года №№ 292, 95, которым утверждены «Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке». Законодательные органы субъектов федерации используют указанные Правила в качестве основы при разработке документов, которые регламентируют деятельность оптовых рынков, расположенных на территории субъекта. Так, правительством Москвы 25 ноября 1997 года одобрен проект Закона города Москвы «Об оптовых продовольственных рынках»1.

  И в федеральном нормативном акте и в проекте Закона города Москвы понятие «оптовый рынок» употребляется в двух смыслах. С целью разделения этих понятий в настоящем параграфе обозначим, что под оптовым рынком понимается место проведения оптовых торгов, а понятие «оптовый рынок» как хозяйствующий субъект заместим понятием «администрация оптового рынка».

 Как уже отмечалось, ряд предприятий осуществляет оптовую торговлю на оптовых рынках. Рассмотрим преимущества этой формы.

  1. В одном месте сосредоточены товары одного вида. Предприятия-покупатели предпочитают делать закупки товара в одном месте. Наличие одного вида товара на определенном оптовом рынке 
    является определяющим фактором для совершения стабилизационных закупок товаров. Это позволяет упростить и ускорить процесс продвижения товаров.
  2. Оптовые продавцы обеспечиваются торговым местом в соответствии с современными технологиями торговли. Предприятию нет необходимости оборудовать собственные торговые или демонстрационные залы — торговые секции уже подготовлены для эксплуатации и оснащены необходимым оборудованием, остается заключить с администрацией договор аренды и вовремя вносить арендную плату.1

  Аренда  торгового места может быть долгосрочной либо краткосрочной. Допустим, предприятие решило реал изо вывать свои товары на определенном оптовом рынке. Для этого оно заключает договор краткосрочной аренды. На начальном этапе можно только прогнозировать объемы товарооборота. Если результаты деятельности неудовлетворительные, по окончании срока действия договора предприятие может сменить оптовый рынок. Если же прогнозы подтвердились, и предприятие в целом удовлетворено, можно заключить договор долгосрочной аренды.

На оптовых рынках есть возможность и разового участия с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Такая форма является привлекательной для предприятий, реализующих сезонный товар; предприятий, решивших «проверить» товарный рынок на предмет покупательского спроса; предприятий, которые хотят реализовать небольшие партии товаров.

 ; 3. Оптовым продавцам предоставляется возможность временного хранения товаров. Как правило, продавцу в аренду передается торговое место со складским помещением закрытого типа, для продавцов сезонной продукции предоставляются временные складские помещения. Это избавляет предприятие от постоянного вывоза непроданных партий товара^

  В настоящее время оптовые рынки «обрастают» хранилищами, расположенными в непосредственной близости к территории рынка. Более того, строительство новых осуществляется с учетом доступа к терминальным комплексам. Использование складов общего пользования позволяет снизить транспортные издержки по доставке товаров.

  4. На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы. Это означает, что вопросы подвоза и выгрузки товаров в пределах рынков; тепло-, энерго-, и водоснабжения; охраны общей территории; вывоза мусора и отходов; обеспечения весоизмерительными приборами; связи не решаются продавцом. Этиуслуги оказывает администрация оптового рынка и общесистемные службы.

  Основные  положения организации общесистемных служб оптовых рынков разработаны специалистами Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы. На данном этапе они восприняты органами исполнительной власти других субъектов федерации как эффективно работающие и, что немаловажно, — опробованные на территории России.

  5. Продавцы и покупатели обеспечиваются информацией о конъюнктуре и спросе, как на данном оптовом рынке, так и на другихрынках.

  Сбор, хранение и передачу рыночной информации (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т. д.) осуществляет информационная служба оптового рынка.

  • На практике сбор информации осуществляется следующими способами:ведется оперативный учет коньюнктуры рынка реализуемых товаров. Оперативный учет коньюнктуры рынка реализуемых 
    товаров основан на оценке соотношения спроса и предложения при складывающихся в конкретных условиях ценах;
  • выявляется динамика цен на товары. Выявление динамики цен на реализуемые товары осуществляется на основе ежедневного анализа зарегистрированных оптовыми продавцами 
    объемов продаж;
  • регистрируется общее состояние спроса реализуемых товаров. Регистрация общего состояния спроса реализуемых товаров проводится на основе оценки общего объема реализованных товаров за определенный промежуток времени при сложившемся в этом периоде уровне цен.

  Полученная  информация обобщается по отдельным товарным позициям на основе учета числа оптовых продавцов отдельных товаров и объемов завезенной на оптовый рынок продукции, объемов ее реализации отдельными продавцами.

Информация о работе Оптовые рынки