Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:44, реферат
Целью данной работы является подробное изучение видов и технологии производства импортных крепких спиртных напитков, а также их ассортимента, представленного на российском рынке.
2.2 Требования к качеству
и экспертиза крепких
При экспертизе алкогольных напитков проводят их идентификацию на соответствие наименования товара, указанного на маркировке и товаросопроводительных документах, установленным требованиям.
Качество крепких алкогольных напитков оценивают по показателям потребительских свойств, предусмотренным действующими стандартами (ГОСТами, ОСТами) и техническими условиями.
Показатели
потребительских свойств
Органолептические показатели – цвет, вкус и аромат алкогольных напитков должны быть свойственными определенному наименованию изделий.
Так, для крепких спиртных напитков прозрачность – это показатель правильно проведенной перегонки и чистоты воды, которая была использована для их производства. Цвет говорит о выдержке напитка.
Физико-химические показатели:
Крепость – показатель массовой доли этилового спирта. Выражается в объемных процентах или градусах (количество мл спирта на 100 мл напитка). Этот показатель является определяющем для всех алкогольных напитков. В стандартах нормируются значения крепости и допустимые значения крепости и допустимые отклонения.
Массовая концентрация сивушных масел, альдегидов и сложных эфиров в стандартах предусматривается лишь для спирта питьевого и водки.
Массовая концентрация общего экстракта (в г/дм3) предусматривается для всех ликеро-наливочных изделий и колеблется в пределах от 0 до 60 г.\дм3.
Массовая концентрация сахара и кислот (в г/дм3) нормируется для всех ликеро-наливочных изделий, кроме бальзамов. Кислотность устанавливается в пересчете на лимонную кислоту.
Физико-химические показатели каждого наименования напитка должны соответствовать величинам, предусмотренным рецептурой.
На импортные настойки, аперитивы, бальзамы и джины распространяется действие ГОСТ Р 52192 – 2003 «Изделия ликеро-водочные. Общие технические условия».
Согласно этому ГОСТу, показатель массовой доли спирта в джинах должен лежать в пределах 40–55% об., массовая концентрация общего экстракта – 0- 2 г/100 см3, сахара – 0–2 г./100 см3.
Кальвадос должен соответствовать ГОСТ Р 52135–2003 «Плодовые водки. Общие технические условия».
По этому ГОСТу массовая концентрация метилового спирта должна быть не более 3,5 г/дм3, объемная доля этилового спирта – 37,5–55% об., массовая концентрация железа – не более 1,5 мг/дм3. По внешнему виду напитки должны быть прозрачными без посторонних включений.
Водки починяются требованиям стандарта ГОСТ Р 52194 – 2003 «Водки и водки особые. Общие технические условия». В соответствии со стандартом, водка должна быть прозрачной, бесцветной жидкостью с характерным для данного типа напитка вкусом и ароматом.
В зависимости от вида используемого спирта крепость должна составлять 40–50% об., массовая концентрация альдегидов в водках составляет 3–8 мг/дм3, сивушного масла 2–4 мг/дм3, эфиров 18–30 мг/дм3. Объемная доля метилового спирта не более 0,03–0,05%.
Существующая нормативная база и методы идентификации алкогольной продукции не всегда позволяют с высокой степенью достоверности идентифицировать видовую или типовую принадлежность алкогольных напитков.
Алкогольные напитки идентифицируют преимущественно по показателям, предусмотренных стандартами. Однако по ним зачастую не удается идентифицировать напитки, так как характеристика напитков не ограничивается стандартными показателями. В своем составе они содержат множество специфических веществ, некоторые из которых являются типичными для данной группы изделий и могут использоваться для подтверждения подлинности продукции.
Идентификация водок проводится по таким стандартным показателям как: крепость, массовая концентрация альдегидов, сивушного масла, эфиров, объемная доля метилового спирта. В стандарте примеси учитываются на доминирующий компонент: массовая концентрация альдегидов контролируется в пересчете на уксусный альдегид; сивушного масла – смесь изоамилового и изобутилового спиртов; эфиров – уксусно-этиловый эфир. Однако помимо общего содержания примесей важное значение имеет их качественный состав, так как токсичность отдельных из них неравнозначна. Кроме того, при использовании стандартных методов определения примесей, некоторые из них не выявляются количественно, например, этилформиат, н-пропанол, изопропанол.
Необходимым критерием
идентификации для крепких
Для установления качественного и количественного содержания примесей используется газохроматографический метод определения токсичных микропримесей.
Идентификация ликероводочных изделий проводится по органолептическим показателям, крепости, массовой концентрации общего экстракта, сахара и кислот.
Физико-химическими
Таким образом, надежная
идентификация алкогольных
3. Маркировка и хранение импортной алкогольной продукции
Маркировка алкогольных напитков производится в соответствии с требованиями закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции» и ГОСТ Р 52194 – 2003 «Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».
На бутылку, графин наклеиваются этикетка, контрэтикетка и кольеретка, а также производится наплавливание текста на стекле огнестойкими, несмывающимися красками, на графине этикетку привязывают к горлышку цветными шнурами или лентами.
Маркировка потребительской тары с продукцией должна иметь следующую информацию [4]:
Дополнительно наносятся наименование организации – разработка рецептуры, другие надписи рекламного и информационного характера.
Маркировка экспортируемой продукции осуществляется на русском и иностранном языке.
На оборотной стороне этикеток специальной краской проставлен семизначный шифр: первые две цифры – индекс завода; третья – индекс внеэкономической организации; последующие две – месяц розлива; оставшиеся две – последние цифры года изготовления ликеро-водочного изделия.
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке[1]:
Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции на русском языке:
Безусловно, крепкий алкоголь, как любой пищевой продукт требует особых условий хранения, которые позволят сохранить его основные качества.
Хранят алкогольные напитки в помещениях без искусственного охлаждения, но с отоплением. Это обусловлено тем, что при низких температурах возможно замерзание напитков, что ухудшает их качество, а также образующийся лед приводит к разрушению стеклянных бутылок и безвозвратной потере продукции.
Относительная влажность воздуха при хранении должна быть не более 85%. Однако для герметично укупоренных полиэтиленовыми или металлическими колпачками бутылок влажность особого значения не имеет, но бутылки, укупоренные корковыми пробками, могут усыхать при низкой относительной влажности воздуха и впитывать влагу при высокой относительной влажности воздуха.
Бутылки должны находиться в горизонтальном положении во избежание высыхания корковой пробки и нарушения герметичности упаковки. Бутылки абсента хранят в горизонтальном положении, время от времени переворачивая, чтобы пробка оставалась пропитанной напитком. Бутылки с виски следует хранить в вертикальном положении, чтобы напиток не соприкасался с пробкой.
Помещения для
хранения алкогольных напитков должны
иметь умеренную вентиляцию, стабильный
температурно-влажностный
Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на окрашенные напитки, причем даже при кратковременном хранении, так как это приводит к разрушению красящих и других ценных веществ напитков.
Температура хранения алкогольной продукции зависит от группы напитков. Водки и водки особые хранят при температуре от минус 5 до плюс 25˚С, ликероводочные – от 10 до 20˚С. Оптимальный температурный режим – это 16 – 18°С. Исключение составляет абсент – его можно хранить и при 13 – 18°С [2]
Алкогольные напитки не входят в перечень продуктов, на которые установлен срок годности. В нормативных документах на напитки предусматривается срок хранения. В течение этого срока предприятие-изготовитель несет ответственность за качество продукции при соблюдении условий хранения, а по истечении указанного срока – организация, реализующая продукцию.
Действующими стандартами предусмотрены следующие сроки хранения алкогольных напитков: водки и водки особые – не менее 12 мес., ликероводочные изделия – 2–8 мес., коньяки – не менее 24 мес.