Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:12, контрольная работа
Основными задачами банковского маркетинга являются:
1) прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту;
2) изучение спроса на банковский продукт;
3) выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям
покупателей;
4) установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции;
5) повышение имиджа банка;
6) повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком
Таким образом, банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.
Маркетинг осуществляет:
- аналитическую (изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия) функцию,
- производственную (организация производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление качеством продукции) функцию,
- сбытовую (организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса, организация стимулирования сбыта, организация сервиса, ценовая политика) функцию,
- функцию управления и контроля маркетинга (организационные принципы управления и контроля, планирование, информационное обеспечение, управление рисками, внешний и внутренний контроль).
В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:
- выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг,
- выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение потребностей клиентов в этих сферах,
- установление кратко- и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов услуг,
- предложение услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при соблюдении условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их реализации.
В итоге, банковский маркетинг требует обязательного сегментирования финансового рынка, т. е. разбивки рынка на четкие группы покупателей банковского продукта (вкладчиков) по разным признакам и позиционирования банковских продуктов. В конечном итоге вся деятельность банковского маркетинга направлена на создание новых банковских продуктов и финансового рынка (рынка банковских продуктов и услуг), на удержание своей доли рынка и ее расширение. От этого зависят объем деятельности банка, уровень рентабельности, норма прибыли на вложенный капитал и другие показатели.
В последнее время многие западные специалисты и эксперты указывают на настоятельную необходимость повышения стратегической и организационной роли банковского маркетинга, который базируется на эффективном использовании новой информационной технологии. В основе современного банковского маркетинга лежит стратегия максимального удовлетворения потребностей клиентов, которая, в свою очередь, приводит к существенному повышению рентабельности деятельности банков.
Французские специалисты Ж.-Э. Мерсье и Ж.-Э. Писини, сотрудники фирмы “A. T. Kearney, Paris”, считают, что в настоящее время в области банковского маркетинга происходит настоящая революция, связанная с разработкой и реализацией стратегии удовлетворения потребностей клиентов. По их оценкам, розничные банки, способные осуществлять подобную стратегию, могут повысить рентабельность своих операций в расчете на одного клиента на 50—100%, в том числе за счет таких факторов, как:
-маркетинг, учитывающий жизненный цикл клиента, — на 25—50%;
-стратегия привлечения и удержания клиентов — на 20—40%;
- использование альтернативных каналов сбыта — на 5—10%.
До сих пор, однако, во многих розничных банках действуют факторы, ограничивающие эффективность маркетинга. Важнейшим из них являются низкие расходы на маркетинг, которые у розничных банков составляют менее 2% общих издержек против 15% у компаний, производящих товары массового потребления. Кроме того, традиционная организационная структура банков не позволяет им осуществлять стратегию маркетинга, ориентированную на клиента. Недостатки нынешней структуры банка проявляются на всех уровнях:
дирекция маркетинга и другие подразделения маркетинговой службы банка, как правило, структурированы по отдельным типам банковских продуктов, по которым и разрабатываются планы маркетинга, часто не скоординированные с соответствующими планами по другим банковским продуктам, хотя все эти планы могут быть ориентированы на одни и те же группы клиентов;
многочисленные сети распределения и сбыта банковских продуктов и услуг (отделения, агентства, системы подписки и др.) часто преследуют конкурирующие между собой коммерческие цели;
каждый отдел банка, непосредственно контактирующий с клиентами, концентрирует усилия на "своих" операциях и контроле над "своими" издержками, не координируя деятельность с другими подразделениями.
Предлагаемые западными специалистами направления действий, которые могут существенно повысить эффективность банковского маркетинг, так или иначе связаны с введением новых методов организации и управления отношениями банка с клиентами.
На данном этапе развития банковского маркетинга новые тенденции включают:
Новые методы управления отношениями банков с клиентами
Создание баз данных, ориентированных на клиента.
Новые методы привлечения и удержания банковских клиентов
Утверждение образа торговой марки банка
Оптимизация банковских сетей распределения
В настоящее время в развитии европейских банков главенствующую роль, бесспорно, играют новые информационные и коммуникационные технологии. Предоставляя широкие возможности в области сбора и обработки огромных массивов информации, новые технологии вместе с тем позволяют устанавливать тесные доверительные отношения с клиентами, акционерами и персоналом, а также развивать новые типы отношений с ними. Это подрывает основы и механизмы традиционного банковского маркетинга. М. Бадок, профессор Высшей коммерческой школы (Париж), один из авторов вышедшей в 1999 г. книги "Э-маркетинг в банках и страховании" (E-Marketing de la banque et de l'assurance. - P.: Ed. d'Organisation, 1999), рассматривает в своей статье новый тип банковского маркетинга - электронный маркетинг (e-marketing), при котором особое значение должно придаваться таким основополагающим факторам, как информация, технология, логистика/распределение, коммерческий и человеческий потенциал сотрудников банка.
Переход европейских банков и других финансовых институтов к новому типу маркетинга будет иметь для них многочисленные последствия. Прежде всего он затронет сферу управления коммерческой информацией, позволяя банкам проводить более продуманную политику привлечения и удержания клиентов, что предполагает выявление наиболее интересных сегментов (категорий) клиентов, продвижение к более персонализированному подходу к клиенту, возможность проникать на международные рынки с минимальными издержками и т. д. Ускорится разработка новых продуктов и услуг, непосредственно связанных с новыми технологиями, расширится использование виртуальных каналов сбыта, изменится политика ценообразования, клиенты будут получать качественные услуги в режиме он-лайн и т. д.
Однако успех нового типа маркетинга не предопределен заранее. Он потребует серьезных размышлений о структуре и менталитете европейских банков и других финансовых институтов. И успех будет во многом зависеть от тесного сотрудничества между службами маркетинга и информации, что позволит создать структуру, в которую будут интегрированы и внутренние коммуникации банка.
Список используемой литературы:
1. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. — М.:ИНФРА–М, 1995. —300 С.-раздел II Организация маркетинга в коммерческих банках, § 1. Специфика банковского маркетинга.
2. Основы банковского менеджмента. Под ред. Лаврушина О.И. - М., 1995-с12-19
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М., 1995.
4.Журнал «Маркетинг в России и за рубежом№1 \2000 »,статья «Новые тенденции в развитии банковского маркетинга» под ред. Зубченко Л.А.
5.Хабаров В.И.,Попова Н.Ю. «Банковский маркетинг» -М.2005 ,стр.28-31
Информация о работе Общая характеристика банковского маркетинга