Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Эффективное экономическое развитие предполагает производство и реализацию продукции предприятий на рынке по цене и качеству, удовлетворяющим как производителя, так и потребителя. Ключевым фактором в этом процессе является фактор конкурентоспособности. Это сложная проблема, решение которой связано с совершенствованием всего комплекса разработки, изготовления и продажи, то есть связано с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня качества и конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции, а также конкурентоспособности фирмы в целом.
Введение
Эффективное экономическое развитие предполагает производство и реализацию продукции предприятий на рынке по цене и качеству, удовлетворяющим как производителя, так и потребителя. Ключевым фактором в этом процессе является фактор конкурентоспособности. Это сложная проблема, решение которой связано с совершенствованием всего комплекса разработки, изготовления и продажи, то есть связано с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня качества и конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции, а также конкурентоспособности фирмы в целом. Товар - главный объект на рынке и точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. Оценка качества и конкурентоспособности являются исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базовой оценкой конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований рынка.
При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает потребительские свойства товаров, выясняет степень соответствия собственным запросам. Каждая потребность обладает определенными свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют сущность потребности, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров совершается покупка.
Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать как его потребностям по техническим параметрам, так и финансовым возможностям (цена потребления товара), при этом покупатель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара. Поскольку требования к каждому отдельному товару складываются под воздействием обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения определенной общественной потребности, получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Обеспечение
конкурентоспособности
Внимание предприятия должно быть сосредоточено не только на удовлетворении потребностей покупателей, но и на конкурирующих силах рынка, то есть для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. Таким образом, конкурентное преимущество для предприятия – это обладание определенной ценностью, дающей предприятию превосходство над его конкурентами в течение определенного времени.
Различают два типа конкурентных преимуществ:
Конкурентные преимущества низкого порядка, как правило, недолговечны, преимущества высокого порядка, напротив, более устойчивы во времени. При таком толковании конкурентных преимуществ существует несколько стратегий их достижения:
1. Стратегия массового маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения предприятия должны быть направлены на снижение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис), хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего. С этой целью предлагаются товары, которые могут быть восприняты положительно максимально широким кругом покупателей.
Необходимые
предпосылки использования
- большая доля рынка или другие существенные
преимущества (например, доступ к дешевому
сырью);
- cтроительство
производственных сооружений эффективной
величины;
- строжайший контроль расходов;
- использование возможностей снижения затрат (например, отказ от прямых поставок небольших партий товара, снижение расходов на исследования, сервис, рекламу).
2. Стратегия дифференцированного маркетинга состоит в том, что предприятие производит различные виды одного товара, отличающиеся от продукции конкурентов и имеющие нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут служить улучшенное качество, специфические сырьевые материалы, оригинальное внешнее оформление, упаковка и т.д. Это позволяет удовлетворять запросы различных групп потребителей на рынке, то есть работать на достаточно большом количестве сегментов. Для каждого из них предлагаются разнообразные товары. Наличие у них уникальных достоинств позволяет сформировать лояльность к товарной марке и установить сравнительно высокие цены.
Необходимые
предпосылки использования
- достаточная известность
предприятия;
- возможность
проведения широких маркетинговых исследований;
- применение материалов высокого качества
и соответствующего дизайна;
- интенсивная работа с потребителями;
- учет соотношения «цена – качество».
3. Стратегия
концентрированного
маркетинга предполагает, что предприятие
концентрирует свои усилия на одном или
нескольких немногочисленных сегментах
рынка и предлагает товары в расчете на
удовлетворение потребностей именно этих
групп покупателей. Лидерство в специфическом
сегменте достигается через низкие затраты
и цены или уникальность товара, или того
и другого вместе. Для этого предприятие
может контролировать издержки, концентрируя
усилия на нескольких ключевых товарах,
предназначенных для специальной группы
потребителей, создавая высокую репутацию
при их обслуживании.
Оценка конкурентоспособности продукции
Оценка
конкурентоспособности
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ, или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее, насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ
конкурентоспособности
Результаты
оценки конкурентоспособности
Проанализируем уровень конкурентоспособности на примере конкретного продукта - смартфона LG P 970 Optimus Black. В России продается более 70 различных смартфонов. Набор приложений и функционала у них примерно одинаковый, но общее качество смартфона зависит от ряда параметров. За основу конкурентоспособности принимаются показатели качества и продажная цена. Цена - немаловажный фактор при выборе любого товара, но все же ведущим показателем является качество товара, который является тождественным понятию конкурентоспособность.
Чтобы
провести анализ конкурентоспособности
смартфона, выберем несколько товаров-
Определим критерии выбора смартфона:
1. Тактовая частота процессора;
2. Размер оперативной памяти;
3. Размер встроенной памяти;
4. Разрешение камеры;
5. Размер и разрешение экрана;
6. Емкость батареи;
7. Заявленное время работы батареи в режиме ожидания/разговора;
8. Габаритный размер;
9. Средняя цена.
Анализ
конкурентоспособности
Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия