Новая управленческая парадигма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что в современных условиях особую важность приобретают оптимальность организации управления и процесса принятия решений. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды.

Содержание

Введение

Глава 1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Глава 2. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента

2.1 Школа научного управления

2.2 Классическая (административная) школа в управлении

2.3 Школа психологии и человеческих отношений

2.4 Школа науки управления (количественная школа)

Глава 3. Новая управленческая парадигма

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Школы управления.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

      Основные  положения новой парадигмы управления9:

предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;

ориентация  не на объемы, а на качество продукции  и услуг, удовлетворение потребителей;

ситуационный  подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования  организации;

главные источники добавленной стоимости - люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;

система управления, ориентированная на повышение  роли организационной культуры и  нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.

      Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления, в которых главное внимание обращается на человека как ключевой 

     9 Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – С. 46.

 ресурс  организации, а также создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.

      Новые принципы управления:

лояльность  к работникам;

ответственность как обязательное условие успешного  управления;

коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;

атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей;

долевое участие каждого в общих результатах;

своевременная реакция на изменения во внешней  среде;

методы  работы с сотрудниками, направленные на создание у них чувства удовлетворенности  от своей деятельности;

непосредственное  участие менеджеров в групповой  работе как условие достижения согласованности и целостности;

умение  контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;

соблюдение  этики бизнеса;

честное отношение и доверие людям;

использование в работе фундаментальных основ  менеджмента;

четкое  представление о месте и роли организации в будущем;

постоянное  совершенствование качества личной работы.

      Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения бригадной организации работ, в которой стимулируются как общие, так и индивидуальные результаты с учетом мастерства и ответственности. Сокращается глубина разделения работ между членами бригады, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость.10

  Координация и контроль базируются не только на правилах и процедурах, установленных менеджерами, но и на целевых установках самой бригады. Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

      Готовность  менеджера к будущему определяется соответствием его качеств комплексу  предъявляемых к нему требований, которые отражают изменения в области менеджмента. Они касаются образования менеджера (оно должно быть креативным, непрерывным, профессиональным и сбалансированным); коммуникаций (акцент на информационные ресурсы, усиление человеческого фактора, глобализацию идей); управления персоналом, т.е. человеческим капиталом (упор на профессионализм, ценности, качество жизнедеятельности); культуры менеджмента (которая должна быть деловой (организационной), методологической, информационной и направленной на социальное поведение); функциональной и ролевой деятельности менеджера (преобладание партнерства, мотивации, качества, стратегии).

      К основным чертам менеджера XXI в. можно отнести профессионализм управления (определенную структуру знаний, виды навыков, компетентность и концептуальность деятельности); методологическую культуру работы (прогностицизм, креативность и диалектичность мышления); организационную культуру деятельности (варьирование типами организаций, экономия времени, социальное ориентирование организации); уровень образования (определенный уровень сознания, общий уровень культуры, интеллектуальный капитал и государственное мышление); типологические черты личности (коммуникабельность, система ценностей, корпоративность, использование новых методов мотивации); уровень социальной ответственности (наличие 

10 Англичанинов В.В. Основные подходы к развитию управления предприятием// Экономический анализ: теория и

      практика.-2009.-№ 12. С. 34-41 

 социально-психологических  установок, определенный организационный  статус, информационная база ответственности).

      Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим основным направлениям:

      Рациональное  сочетание рынка и государственного регулирования.

      Широкое использование стратегического  планирования и управления в деятельности организаций.

      Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

      Достижение  стратегических и оперативных целей  организации за счет оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

      Разработка  новых методов и приемов управления, позволяющих организации более  гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

      Резкое  повышение уровня квалификации и  искусства менеджеров в управлении организацией.

      Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

      Совершенствование структур управления за счет большей  децентрализации функций.

      Постоянная  забота о повышении квалификации работников организации.

      Максимальное  использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

      Таким образом, основными положениями новой парадигмы управления являются: предприятие рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды; ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей; ситуационный подход к управлению; главные источники добавленной стоимости - люди; система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.

      Новой парадигме соответствуют принципы управления, в которых главное  внимание обращается на человека как  ключевой ресурс организации, а также  создание условий для реализации его потенциала и способности  к совместной эффективной работе.

      Генезис управления основан на взаимном проникновении и обогащении концепций, элементов и приемов, возникших в разные периоды в различных школах. На их применении базируется современное управление. Без знания этих основ нельзя решать многочисленные вопросы, возникающие в ходе многообразной управленческой практики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная  экономика требует адекватной  ей системы управления, которая  должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

      Теория  управления продолжает изучать новые  возможности совершенствования  управления производством, коллективами и методы воздействия на личность. Современная теория управления большое внимание уделяет человеку, его творческому потенциалу, особенно его способностям к организованной деятельности.

      В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организации.

      Основными положениями новой парадигмы управления являются: предприятие рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды; ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей; ситуационный подход к управлению; главные источники добавленной стоимости - люди; система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.

      Новой парадигме соответствуют принципы управления, в которых главное  внимание обращается на человека как  ключевой ресурс организации, а также  создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе.

      Генезис управления основан на взаимном проникновении  и обогащении концепций, элементов  и приемов, возникших в разные периоды в различных школах. На их применении базируется современное управление. Без знания этих основ нельзя решать многочисленные вопросы, возникающие в ходе многообразной управленческой практики.

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. - Москва, 2008.

2. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - 3-е  изд. Москва, 2007

3. Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №1. - С.40-46.

4. Кузьмина  Е.А. Этапы управленческой мысли  // Проблемы теории и практики  управления. - 2009. - №1. - С.41-42.

5. Кундышева  Е.С. Экономико-математическое моделирование:  - М.: Экономика, 2008.

6. Основы  менеджмента: / Под ред. И.Ю. Солдатовой. - М.: Наука-Пресс, 2009.

7. Веснин  В.Р. Менеджмент: - 3-е изд. Москва 2008

8. Репин  В.В., Елиферов В.Г. Процессный  подход к управлению: моделирование  бизнес-процессов. - М.: Стандарты качество, 2009.

9. Сафронов И.Т. Экономика послевоенного периода // Управление предприятием. - 2008. - №11. - С.23-24.

10. Ткаченко  А.С. Системный подход в менеджменте. - М.: Экспресс, 2009.

11. Трофимова  С.И. Концепция А. Файоля // Проблемы  теории и практики управления. - 2006. - №4. - С.54-55.

12. Филиппова  С.И. "Анатомия" менеджера // Управление  персоналом. - 2009. - №10. - С. 19-21.

13. Шалимов  С.А. Современный взгляд на  управление // Управление предприятием. - 2008. - №9. - С.11-12.

14. Яковлева  В.Э. Управление как функция // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. - С.54-58.

15. Семенова  И.И. История менеджмента: учебн.  пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. –  199 с.

16. Англичанинов  В.В. Основные подходы к развитию  управления предприятием // Экономический  анализ: теория и практика. – 2009. – № 12. – С.34-41.

Информация о работе Новая управленческая парадигма