Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что в современных условиях особую важность приобретают оптимальность организации управления и процесса принятия решений. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды.
Введение
Глава 1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Глава 2. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента
2.1 Школа научного управления
2.2 Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
Глава 3. Новая управленческая парадигма
Заключение
Список использованной литературы
Основные положения новой парадигмы управления9:
предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
ориентация не на объемы, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей;
ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации;
главные источники добавленной стоимости - люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.
Новой
парадигме соответствуют сформулированные
в 90-е годы принципы управления, в которых
главное внимание обращается на человека
как ключевой
9 Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – С. 46.
ресурс организации, а также создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.
Новые принципы управления:
лояльность к работникам;
ответственность как обязательное условие успешного управления;
коммуникации,
пронизывающие организацию
атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей;
долевое участие каждого в общих результатах;
своевременная реакция на изменения во внешней среде;
методы
работы с сотрудниками, направленные
на создание у них чувства
непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности;
умение
контактировать с поставщиками, покупателями,
исполнителями и
соблюдение этики бизнеса;
честное отношение и доверие людям;
использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
четкое представление о месте и роли организации в будущем;
постоянное совершенствование качества личной работы.
Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения бригадной организации работ, в которой стимулируются как общие, так и индивидуальные результаты с учетом мастерства и ответственности. Сокращается глубина разделения работ между членами бригады, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость.10
Координация и контроль базируются не только на правилах и процедурах, установленных менеджерами, но и на целевых установках самой бригады. Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.
Готовность
менеджера к будущему определяется
соответствием его качеств
К
основным чертам менеджера XXI в. можно
отнести профессионализм управления (определенную
структуру знаний, виды навыков, компетентность
и концептуальность деятельности); методологическую
культуру работы (прогностицизм, креативность
и диалектичность мышления); организационную
культуру деятельности (варьирование
типами организаций, экономия времени,
социальное ориентирование организации);
уровень образования (определенный уровень
сознания, общий уровень культуры, интеллектуальный
капитал и государственное мышление);
типологические черты личности (коммуникабельность,
система ценностей, корпоративность, использование
новых методов мотивации); уровень социальной
ответственности (наличие
10 Англичанинов В.В. Основные подходы к развитию управления предприятием// Экономический анализ: теория и
практика.-2009.-№ 12.
С. 34-41
социально-психологических
установок, определенный
Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим основным направлениям:
Рациональное
сочетание рынка и
Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
Разработка
новых методов и приемов
Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
Таким образом, основными положениями новой парадигмы управления являются: предприятие рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды; ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей; ситуационный подход к управлению; главные источники добавленной стоимости - люди; система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.
Новой
парадигме соответствуют
Генезис управления основан на взаимном проникновении и обогащении концепций, элементов и приемов, возникших в разные периоды в различных школах. На их применении базируется современное управление. Без знания этих основ нельзя решать многочисленные вопросы, возникающие в ходе многообразной управленческой практики.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Подготовка
современных менеджеров-
2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
Теория управления продолжает изучать новые возможности совершенствования управления производством, коллективами и методы воздействия на личность. Современная теория управления большое внимание уделяет человеку, его творческому потенциалу, особенно его способностям к организованной деятельности.
В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организации.
Основными положениями новой парадигмы управления являются: предприятие рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды; ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей; ситуационный подход к управлению; главные источники добавленной стоимости - люди; система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.
Новой
парадигме соответствуют
Генезис управления основан на взаимном проникновении и обогащении концепций, элементов и приемов, возникших в разные периоды в различных школах. На их применении базируется современное управление. Без знания этих основ нельзя решать многочисленные вопросы, возникающие в ходе многообразной управленческой практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. - Москва, 2008.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - 3-е изд. Москва, 2007
3. Коротков Э. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №1. - С.40-46.
4. Кузьмина
Е.А. Этапы управленческой
5. Кундышева
Е.С. Экономико-математическое
6. Основы менеджмента: / Под ред. И.Ю. Солдатовой. - М.: Наука-Пресс, 2009.
7. Веснин В.Р. Менеджмент: - 3-е изд. Москва 2008
8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты качество, 2009.
9. Сафронов И.Т. Экономика послевоенного периода // Управление предприятием. - 2008. - №11. - С.23-24.
10. Ткаченко
А.С. Системный подход в
11. Трофимова С.И. Концепция А. Файоля // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №4. - С.54-55.
12. Филиппова С.И. "Анатомия" менеджера // Управление персоналом. - 2009. - №10. - С. 19-21.
13. Шалимов С.А. Современный взгляд на управление // Управление предприятием. - 2008. - №9. - С.11-12.
14. Яковлева В.Э. Управление как функция // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. - С.54-58.
15. Семенова
И.И. История менеджмента:
16. Англичанинов
В.В. Основные подходы к