Новая управленческая парадигма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что в современных условиях особую важность приобретают оптимальность организации управления и процесса принятия решений. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды.

Содержание

Введение

Глава 1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Глава 2. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента

2.1 Школа научного управления

2.2 Классическая (административная) школа в управлении

2.3 Школа психологии и человеческих отношений

2.4 Школа науки управления (количественная школа)

Глава 3. Новая управленческая парадигма

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Школы управления.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава 1.  Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Глава 2. Возникновение,  формирование и содержание школ менеджмента

2.1 Школа научного управления

2.2 Классическая (административная) школа в управлении

2.3 Школа психологии и человеческих отношений

2.4 Школа  науки управления (количественная  школа)

Глава 3. Новая управленческая парадигма

Заключение

Список  использованной литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

      Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

      Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

      Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к  истории часто происходило в  критические, судьбоносные периоды  жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

      Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный  с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

      Актуальность  темы исследования связана с тем, что в современных условиях особую важность приобретают оптимальность организации управления и процесса принятия решений. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды.

      Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

      Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.1

      Однако  роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу.

Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать –

     Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 2003.

тоже  вопрос эффективного менеджмента.

      Термин  «менеджмент» применим к любым типам  организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

      Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

      В соответствии с данной целью в  курсовой работе мною решаются следующие  задачи:

1.Выявить  основные стадии развития науки  управления и проследить попытки  классификации подходов и школ менеджмента.

2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

      Объектом  исследования в курсовой работе являются школы управления.

      Предмет исследования - эволюция и содержание школ управления.

      Анализ  литературы по теме исследования говорит о том, что в настоящее время вопросы управления предприятиями являются предметом полемики среди ученых. Данный вопрос особенно актуален в условиях мирового финансового кризиса. Особенности системы управления отечественными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Новая экономическая реальность, с которой сталкиваются предприятия России при переходе к рыночной системе хозяйствования, предполагает внедрение принципиально новых подходов, технологий и методов работы в нестабильной экономической ситуации.

Глава 1. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 

      Практика  управления так же стара, как и  человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п. В этом случае какой-либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей.2

      Как только люди заселили землю и стали  жить племенами, то сразу же появилась  потребность в науке и искусстве  управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой сформировалась потребность в политическом управлении. Совместный труд (охота, рыболовство, приготовление и распределение пищи, устройство жилищ, изготовление одежды, орудий труда и оружия), защита от врагов и диких зверей стимулировали зарождение экономического и военного управления.

      Итак, менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной - защита от врагов и диких зверей. 

     2 Основы менеджмента:  / Под ред. И. Ю. Солдатовой. – М.: Наука-Пресс, 2009. – С. 29.

      Возникновение управления относят к пятому тысячелетию  до нашей эры и выделяют в истории  его развития пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями.

      Первая  управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000-2000 гг. до н.э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.3

      Вторая  управленческая революция - светско-административная относится к 1792-1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.

      Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.

      Четвертая управленческая революция сопряжена  с зарождением капитализма и  началом индустриального прогресса  европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление. Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв.

     3 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли.  Современные теории управления. – М.: Изд-во БЕК, 2004. – С. 12-13.

Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления - менеджмент.

      До  начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.4

 
 
 
 
 
 
 

     4 Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 199 с. 

ГЛАВА 2. ВОЗНИКОНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.

2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

      Возникновение современной науки управления относится  к началу XX в. и связано с именами  Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

      Этот  метод исследования впервые был  применен к отдельно взятому предприятию  американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

      Термин  «научное управление» впервые был  предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После  смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

      Метод исследования Тейлора заключался в  расчленении процесса физического  труда и его организации на составные части (труд исполнительский  и труд распорядительский) и последующем  анализе этих частей. Целью Тейлора  было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Информация о работе Новая управленческая парадигма