Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:42, реферат
Развитие международных экономических отношений на современном этапе характеризуется усилением процесса глобализации. Его важнейшими проявлениями являются транснационализация предпринимательской деятельности фирм и стремительное развитие информационных технологий, во многом определяющих конкурентоспособность субъектов мирового хозяйства.
Направления достижения международной конкурентоспособности товара и предприятия.
Развитие международных
экономических отношений на современном
этапе характеризуется
Многие национальные предприятия
становятся международными в силу,
как своей
Таким образом, цель работы
состоит в выработке
1. Международная компания и конкурентоспособность
как экономическая категория
Существуют разные подходы
к оценке экономического состояния
государства. Однако на данном этапе
многие количественные показатели, такие
как ВНП, весь ВВП, ВВП на душу населения,
представляются недостаточно эффективными,
а подчас даже и устаревшими, так
как не включают многие важные аспекты,
которые сами люди считают неотъемлемым
элементом своего благосостояния. Это
относится к вопросам состояния
окружающей среды, личной безопасности,
образования и т.д. Современное
понятие устойчивого
В своей оценке конкурентоспособности
наций классики опирались на изучение
факторов производства: земли, капитала,
природных ресурсов и труда. В
соответствии с этой теорией развитие
международной торговли основывается
на различии абсолютных издержек, т.е.
в ее основе лежит тезис о том,
что следует импортировать
Впоследствии экономисты
пришли к выводу, что не все можно
объяснить факторами
На протяжении всего XX в. многие ученые внесли свой вклад в изучение понятия конкурентоспособности. Джозеф Шумпетер особо отмечал роль предпринимательства как двигателя экономического развития (позднее Питер Друкер применил ту же теорию к менеджменту). Нобелевский лауреат Роберт Солоу изучал факторы роста американской экономики между 1948 и 1982 гг. В своей работе он подчеркивал колоссальное значение технологических инноваций и ноу-хау в экономике. Майкл Портер написал книгу «Конкурентоспособность наций», в которой на основе статистического анализа 100 отраслей восьми промышленно развитых стран он создал теорию «национального ромба». М. Портер выделил систему факторов, определяющих конкурентоспособность: традиционные факторы (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации), инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.). Впоследствии все большее значение придается так называемому фактору знаний.
В 1965 г. два американских ученых, Р. Фармер и Б. Ричмэн, предприняли попытку охарактеризовать конкурентоспособность с помощью использования матрицы. Для этого они выделили четыре группы факторов:
– политические и правовые;
– образовательные;
– социально-культурные;
– экономические.
Это явилось попыткой определения
международной
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.
Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.
Конкурентоспособность компании
– это способность использовать
свои сильные стороны и
Субъекты хозяйствования
в мировой экономике
В различных экономических
источниках нет четких различий между
понятиями «предприятие», «фирма»
и компания. Так компания чаще всего
рассматривается как
Исходя из выше сказанного, можно выделить основные параметры дифференциации терминов «предприятие», «фирма» и «компания» – производственный, организационный и правовой.
Понятие «компания» является более обобщающим и верным для определения субъектов мирового хозяйства и может включать все три элемента. Предлагается следующее определение: компания – хозяйствующий субъект, осуществляющий коммерческую и производственную деятельность в качестве юридического лица в конкретной организационно-правовой форме.
Компания – это экономическая
категория, выражающая отношения между
работниками, предприятием его различными
структурными звеньями, предприятием
и государством, проявляющиеся в
самостоятельном хозяйственном
и правовом взаимодействии. Понятие
«фирма» и «предприятие» можно
считать конкретными
В современной немецкой экономической литературе обоснованны следующие критериальные признаки международной компании:
– одновременная деловая активность за границей и в стране базирования материнской компании;
– разработка глобальной предпринимательской стратегии. При этом материнская компания является высшим центром принятия решений, а дочернее общество функционирует в рамках определенных материнской компании направлений;
– количественные критерии включают: количество стран, в которых имеются филиалы;
– ориентация предпринимательской политики предприятия (продуктовой, ценовой, коммуникационной) на зарубежный рынок;
– контроль экономической деятельности более чем в одной стране;
– использование компанией преимуществ стран (географических, ресурсных);
– направленность организационной структуры фирмы на заграничную деловую активность в различных формах: экспорт товаров, передача лицензий, франчайзинг, управление по контракту и др.;
– специализация персонала и структурных подразделений в международном бизнесе.
К международным компаниям относят те компании, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы.
В последнее десятилетие достижение конкурентных преимуществ международными компаниями увязывается с глобализацией хозяйственной жизни. Это выражается в дерегулировании рынков и либерализации осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики. Процесс глобализации сопровождается усилением конкуренции, что приводит к созданию различных стратегических альянсов между компаниями, а также к увеличению слияний и поглощений. Причем современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Для международных компаний процесс глобализации хозяйственной жизни дает возможность диверсификации, специализации, использования преимуществ дерегулирования посредством осуществления крупных инвестиций на любых рынках, привлечения различных финансовых средств, снижения издержек производства за счет выпуска стандартизированной продукции и экономии на масштабах, использования более тесных деловых связей с другими предприятиями, банками для создания предпринимательских сетей и т.д. Все это неизбежно ведет к повышению конкурентоспособности таких компаний. Для того, чтобы использовать преимущества глобализации, компании прежде всего необходимо знать степень глобализации отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность. К основным критериям оценки степени глобализации отрасли относятся такие показатели, как однородность спроса, использование международного разделения труда, экономия на масштабах производства, конкуренция в мировом масштабе, высокая доля расходов на научные исследования и разработки, международные альянсы, слияния и поглощения.
Так, к глобальным отраслям можно отнести автомобильную промышленность, авиаперевозки, производство компьютеров, телекоммуникации. К многонациональным относятся такие отрасли, как производство искусственных волокон, научных и медицинских приборов, удобрений, переработка пищевых продуктов и т.д.
Международная компания, работающая
в какой-либо области производства
и реализации товаров и услуг,
должна знать основные факторы достижения
конкурентоспособности. При этом необходимо
учитывать, что конкурентные условия
в различных отраслях промышленности
на мировом рынке не одинаковы. Например,
при производстве технически сложной
продукции важнейшими факторами, определяющими
успех компании, являются использование
принципиально новой технологии
и передовых методов
Национальные факторы
Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. Все четыре фактора (сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология), а также эффективный менеджмент определяли успех компаний данной страны.
С развитием научно-технического
прогресса и государственной
системы регулирования
Необходимо отметить, что для обеспечения конкурентных позиций компании на мировом рынке ей прежде всего необходимо обладать конкурентными преимуществами на национальном рынке. Компания должна обладать прочным положением на внутреннем рынке, умело использовать все его ресурсы и возможности.
Конкурентоспособность компании
на международных рынках также во
многом зависит и от поддержки
и содействия со стороны государства
путем предоставления различных
льгот, кредитов, субсидий, обеспечения
необходимой информацией о
Информация о работе Направления достижения международной конкурентоспособности товара и предприятия.