Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается вопрос мотивации труда персонала на производстве -один из острых вопросов встающих перед руководителем как крупных предприятий, заводов, фабрик, так и каких-либо отделов и подразделений. Руководитель , ориентированный на результат, действует не на основе своих предположений и слухов. Он не считает себя прирожденным знатоком человеческих душ и снова и снова изучает факторы поведения людей, весьма многопланового и во многих случаях необъяснимого. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и на будущее. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее. Это самым серьезным образом относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и руководителя. Современный трудовой коллектив окажет необходимую поддержку этому активному стремлению к развитию, исходящему непосредственно от начальника.
Так Уильям Оучи
предложил свое понимание этого
вопроса, получившее название "Теория
Z" и "Теория A", чему в большой степени
способствовали отличия в управлении,
соответственно, в японской и американской
экономиках.
Доучи, отмечает
непропорциональное внимание к технике
и технологии в ущерб человеческому
фактору. Поэтому "Теория Z" базировалась
на принципах доверия, пожизненного найма
(как внимание к человеку) и групповом
методе принятия решений ,что дает еще
и прочную связь между людьми ,более устойчивое
их положение.
Однако можно
видеть, что управление развивалось
большей частью в сторону идей, заложенных
в "Теории Y", демократического стиля
управления.
Таким образом,
с определенными допущениями "Теорию
Z" можно назвать развитой и
усовершенствованной "Теорией Y",
адаптированной прежде всего под
Японию. "Теория A" в большей
степени характерна для США.
Однако некоторые
компании западных стран успешно
применяют у себя принципы "Теории
Z ", в том числе корпорация IBM,
опыту которой посвящена
Экономическая
мотивация.
До сих пор
мы рассматривали методы мотивации,
в основном ,в свете психологических потребностей,
воздействий на внутреннюю мотивацию.
Эти методы основаны, посуществу, на "Теории
Y". Однако, применение "Теории X"
то же имеет место сегодня и во многих
случаях полностью оправдывает себя. Это
означает, что обзор методов мотивации
сотрудников был бы не полным без рассмотрения
экономических методов мотивации.
Согласно посылок
"Теории X" люди работают, главным
образом для удовлетворения своих
экономических нужд.
Задача менеджера,
в случае применения экономической
мотивации, заключается в разработке
премиальной схемы выплат за производительность
,системы сдельной оплаты или трудовых
соглашений. Эта задача отнюдь не проста,
так как ситуация в каждой фирме
уникальна и, следовательно, премиальная
система должна быть уникальной для каждого
случая. Она также зависит от специализации
персонала. Так совершенно неэффективно
вводить сдельную премиальную систему
производственным рабочим на фирмах с
динамичным производственным процессом
, ориентированным , главным образом, на
работу под заказ.
Не все способы
экономического поощрения могут
оказать мотивационное
-Премии не
должны быть слишком общими
и распространенными,
-Премия должна
быть связана с личным вкладом
работника в производство, будь
то индивидуальная или
-Должен существовать
какой-либо приемлемый метод
-Работники должны
чувствовать, что премия
-Дополнительные
усилия работников, стимулированные
премией должны покрывать
/8. Стр. 14/
Как уже отмечалось,
способы экономического стимулирования
должны зависеть не только от специфики
фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости
от специализации работников. В приведенной
ниже таблице показаны возможные способы
экономического стимулирования различных
групп персонала:
Персонал Вознаграждения
Торговая группа
" Индивидуальные комиссионные с
об'емов продаж
" Индивидуальная
премия за вклад в общую
прибыль
" Групповые
комиссионные с увеличения об'
" Групповая
система долевого участия в
прибыли
" Продвижение
на более престижные должности
с более высокой зарплатой
Производственные
рабочие " Групповая сдельная система
оплаты труда
" Премии за
досрочное завершение работы
" Премии за
сверхурочную работу
" Общая схема
долевого участия в прибыли
Секретарь " Вознаграждение
за сверхурочную работу
" Общая схема
долевого участия в прибыли
" Повышение
до управляющего офисом
Управляющий производством
" Вознаграждение за сверхурочную работу
" Часть групповой
производственной премии
" Общая схема
долевого участия в прибыли
" Предложение
о долевом участии в бизнесе
Таб. 1.1
Ситуационные, личностные
и другие факторы,
влияющие на мотивацию.
Способ управления
и организационный климат являются
факторами, влияющими на мотивацию
в рамках предприятия. Это так называемые
посреднические переменные, то есть их
влияние либо порождает мотивацию, либо
препятствует ей. Другими такими ситуационными
факторами являются межличностные отношения
на рабочем месте, давление на работе в
данный момент, использовавшийся производственный
метод, а также существующие на предприятии
культура и групповые нормы.
В теории Герцберга
эти моменты относятся к
Одним из препятствий
может быть также недостаточность
собственных способностей по отношению
к данному заданию. По этой причине
исполнение неудачно, и в следующий раз
мотивация при таком задании будет еще
ниже. Успех при исполнении задания, напротив,
стимулирует мотивацию в соответствующей
работе. Следовательно, качество заданий,
даваемых работнику, в соотношении с его
способностями и мастерством также влияет
на мотивацию.
С другой стороны,
личность работника оказывает влияние
в тех случаях, когда видны
причины успеха и неудач. Недооценивающий
себя человек переносит на себя даже
маленький упрек или неудачу,
а другой ищет причину вне себя
- зачастую у него виноваты начальники,
руководство или условия труда.
Следовательно,
"я", или представление о
самом себе, - это такая личностная
черта, которая влияет на опытность
работника, формируемые на этой основе
ожидания и, таким образом, на мотивацию
в работе. Другими подобными факторами,
связанными с человеком, являются личность,
способности и умение, ценности и потребности
работника, а также ожидания, сформированные
на основе его более раннего жизненного
опыта. По сумме этих факторов кого-то
больше мотивируют внутренние потребности
в самовыражении и уважении, то есть потребности
более высокого уровня, а кого-то - потребности,
идущие извне и направленные на избежание
неприятных переживаний и условий и на
получение различных вознаграждений,
удовлетворяющих потребности более низкого
уровня. /1. Стр. 15/
Потребности в
достижении, присоединении
и власти как
фактор поведения на работе.
С точки зрения
управления по результатам основными
являются три типа мотивации:
- Потребность
в достижении цели
Работник, имеющий
значительную потребность в достижении
цели, ставит себе высокие, но реальные
цели. Для него важны хорошие достижения.
- Потребность
в присоединении
Работник, испытывающий
потребность в присоединении, ценит
человеческие отношения и дружбу
и поддерживает их. Такой человек может
быть весьма эффективен при выполнении
заданий, требующих групповой работы.
- Потребность
во власти
Работник, имеющий
потребность во власти, хочет обладать
возможностью влиять на других и поэтому
ищет такие задания и должности,
где у него был бы соответствующий статус,
дающий возможность использовать власть
и авторитет.
Чтобы использовать
свои ресурсы эффективно, предприятия
должны искать для выполнения каждого
задания такого человека, чья основная
мотивация соответствует
Литвинов выделил
два типа мотивации. Один тип проявляется
у руководителей, находящихся на таких
должностях, которые требуют усердия и
предприимчивости, другой - при должностях,
требующих координации и интеграции.
Макклеланд занимался
изучением мотивации
" им нравятся
ситуации, в которых возможно
взять на себя ответственность
за нахождение решения
" однако они
не хотят идти на слишком
большой риск, а ставят себе
умеренные цели, где риск просчитан
и предсказуем;
" имеющие
потребность в достижении цели
хотят конкретной обратной связи, насколько
хорошо они
справляются с
заданием. Может быть, поэтому имеющие
потребность в достижении цели великолепно
чувствуют себя в деловой жизни,
поскольку она постоянно
С точки зрения
сохранения мотивации важно знать
результаты исследования Эдгара Шейна,
которые показывают наличие в мотивации
к работе 5 - 7 -летних отрезков времени.
Если содержание работы не меняется полностью
или значительно, то мотивация явно снижается
через 5 лет. /6. Стр.11/
Для предполагаемый
структуры мотивации на предприятии
предлагается оптимальная схема организации
управления производством. Рис.1.2
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ И
МОТИВАЦИЮ.
Цели собственного
развития - убедиться в том, что
руководители всех звеньев имеют
качества, необходимые в ориентированном
на результат трудовом коллективе,
и мотивацию для деятельности в качестве
эффективного руководителя. Назначение
сказанного - особенно подчеркнуть значение
мотивации эффективного руководителя.
Желание руководить нужно, сохранить тем
или иным способом в течение ряда лет,
пока ты занимаешь руководящие должности.
Практические меры по собственному развитию
как руководителя в значительной степени
увязаны с этапом служебной карьеры данного
человека. Отмечено как факт, что человек
в течение своей трудовой деятельности
проходит различные этапы. По многим причинам
критический этап приходится на середину
карьеры.