Мораль и ее роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть мораль и ее роль в жизни общества.
Задачи работы:
1. Дать понятие морали, рассмотреть ее интерпретации.
2. Раскрыть специфичность морали, ее принципы и функции.
3. Дать анализ морали современного общества, ее роли в жизни современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Понятие и интерпретации морали.……………………………………………4
2. Специфичность морали, ее принципы и функции…………..……………….9
3. Мораль современного общества, ее роль в жизни современного общества…………………………………………………………………….……13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………...…19

Работа содержит 1 файл

К.р..doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Принцип альтруизма — бескорыстная любовь и забота о бла­ге другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), го­товность к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб другим.

Принцип толерантности, опирающийся на признание со­зидательной роли индивидуализма в его положительном, гума­нистическом смысле, предполагает проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма терпимость к инако­мыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических, религиозных и межнациональных отношений. С терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может превращаться в принцип нейтрального поведения, веду­щий к подлости и предательству.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.

Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и сле­дование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.

Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах че­ловеческого бытия через противоречия доброго и злого, должно­го и сущего, справедливого и несправедливого. Причем обяза­тельность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществля­ется добровольно, на основе свободного выбора человека и само­стоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общест­венное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внут­ренний). В связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается прежде всего через саморегуля­цию и самоуправление личности.

Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует по­требность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в про­цессе освоения личностью нравственного опыта предшествую­щих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие мо­рали на личность осуществляется с помощью различных прие­мов — от убеждения и принуждения до самодисциплины и са­мовоспитания.

С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание — не­обходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в от­личие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а все­гда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формооб­разующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали. С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных ус­ловиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превра­щаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дру­желюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складывают­ся и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.

 

3. Мораль современного общества, ее роль в жизни современного общества

Нравственность современного общества основана на простых принципах:1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей. 2) Права всех людей равны.

Поскольку главный лозунг современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям. Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается современной нравственностью.

Концепция современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты. Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации».

Мораль современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда, как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

У современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные): «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»; «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции (о роли доверия см. книгу Ф.Фукуямы «Доверие»). Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.  Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, современная мораль уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная мораль жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное — современная мораль делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает современного человека.  В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.

Религиозные деятели, осуждая нравственность современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Как показывают исследования, наименьшая степень, как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит, не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно.

Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

 

 

 

 

 

Заключение

Становление морали и ее развитие – процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Основные социальные функции морали: гуманизирующая, регулятивная, познавательная, воспитательная.

Мораль представляет собой саморегуляцию личности в обществе с помощью требований, имеющих всеобщее значение.

Нравственные правила формулируются обобщенно, проникают во все сферы жизни и выполняются бескорыстно.

Целью нравственной регуляции поведения является возвышение отдельного человека и общества к идеалам гуманизма.

Информация о работе Мораль и ее роль в жизни общества