Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:51, реферат
Формирование имиджа - это достаточно сложный и длительный процесс. В теории и практике создания образов организаций, политических партий или отдельных людей применяются множество различных инструментов и методов. Приём мифологизации является одним из таких инструментов. Его суть можно хорошо проследить в книге Кондратьева и Абрамова. В общих чертах авторы объясняют мифологизациию как обращение к уже имеющимся в сознании человека имиджам с последующим их усилением в целях продвижения. То есть, до общественности доносится не новое информационное сообщение, а происходит апелляция к уже имеющемся в сознании образам.
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
СЕВЕРНЫЙ
(АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени
М. В. ЛОМОНОСОВА
Институт
управления и регионологии
Кафедра
общего и специального
менеджмента
Реферат
По курсу: «Имиджелогия»
Тема: «Мифологизация
как инструмент формирования имиджа
(политика, шоу-бизнес)»
Выполнил: студент IV курса |
очной формы обучения |
института управления и регионологии |
специальность «общего и специального менеджмента» |
Глухов Антон Павлович |
Научный руководитель: |
старший
преподаватель кафедры |
Дубенкова Марина Викторовна |
АРХАНГЕЛЬСК
2012
Формирование имиджа - это достаточно сложный и длительный процесс. В теории и практике создания образов организаций, политических партий или отдельных людей применяются множество различных инструментов и методов. Приём мифологизации является одним из таких инструментов. Его суть можно хорошо проследить в книге Кондратьева и Абрамова. В общих чертах авторы объясняют мифологизациию как обращение к уже имеющимся в сознании человека имиджам с последующим их усилением в целях продвижения. То есть, до общественности доносится не новое информационное сообщение, а происходит апелляция к уже имеющемся в сознании образам.
Само понятие «миф» рассматривается многими специалистами. Свои интерпретации можно встретить в имиджелогии, психологии, истории, философии и других дисциплинах. Вследствие этого существуют и различные точки зрения на само определение термина, природу и функции мифов.
Например, для Клода Леви-Стросса миф – как язык, который работает «на самом высоком уровне, на котором смыслу удается, если можно так выразиться отделиться от языковой основы, на которой он сложился».
В работах Ролана Барта всячески подчёркивается, что у каждого мифа есть своя история, своя география, «поскольку миф созревает по мере своего распространения». Так же он считает, что мифы не могут быть вечными: «человеческая история может превратить реальность в слово, только от нее одной зависит жизнь и смерть мифического языка». То есть, помимо создания и изменения мифов, они могут разрушаться и исчезать совсем, ведь «история может их упразднить».
Почепцов Г.Г., напротив, придерживается позиции устойчивости мифа. Миф, по его мнению, – это залог успешности и эффективности, поскольку он строится на заранее заданной истинности: «Мифологическое не проверяется. Если ему нет соответствия в действительности, то в этом вина действительности, а не мифа. Тогда начинает препарироваться и подгоняться действительность, а не миф».
Каждое из мнений имеет право на существование, но лично мне более обоснованным и современным представляется взгляды Георгия Георгиевича Почепцова. К тому же оно более близко к пониманию с точки зрения имиджелогии, ведь таким образом имидж, с использованием приёмов мифотворчества, становится реальным средством воздействия на массовое сознание.
Массовое сознание – по большей части всегда консервативно, те, кто готовы воспринимать новые идеи в обществе, составляют ничтожно малые пять процентов от общего числа. Таким образом, в подавляющем большинстве люди предпочитают не рисковать и дорожат тем, что уже имеют. Их восприятие таково, что, увидев или услышав нечто новое, мозг ищет этому соответствие, нечто подобное или схожее. Происходит поиск уже существующих в нашем сознании неоспоримых образов реальности – что по своей сути представляет собой миф.
Роль поставщиков новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни символов и мифов в массовом сознании отводится средствам массовой информации. В газетах, на радио и телевидении нам предлагают фигурантов, будь то политик или представитель шоу-бизнеса, на уже прописанные в сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого «героем», – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая существует у нас в сознании. В сочетании с выработанными правилами эффективного общения с массовым сознанием такой инструмент как мифологизация при формировании имиджа становится крайне эффективным. Можно назвать, например, определенную последовательность сообщений, контроль потока информации, многократное повторение, ограничение доступа журналистов со стороны или приём, когда все СМИ должны говорить в один голос. Таким образом, в СМИ и при специально проводимых многочисленных PR-акциях для формирования доброжелательного отношения умело пользуются стереотипностью и символичностью массового сознания.
Мифологизация при формировании имиджа в политике.
Важным критерием общего восприятия и оценки политических деятелей есть впечатление, которое они производят, то есть их имидж. Основной особенностью работы в области публичных отношений для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, поэтому реагирует как раз-таки на его образ, имидж, на телевизионную картинку. И выбор избирателя относится именно к образу, а не к человеку, поскольку почти ни у кого из них не было и не будет контактов с кандидатом. Решающим фактором станет не то, что есть на самом деле, а то, что видят на экране. Поэтому важно изменить не кандидата, а получаемое от него впечатление. Для реализации своей главной цели – победить на выборах политически лидеры предстают перед избирателями в том образе, при помощи которого они имеют на это наибольшие шансы.
На имидж политика влияют такие факторы как его, внешний вид, выбранный им политический курс, и его соответствие ожиданиям людей, но главное – репутация, которая отражена в слухах и историях про него, передаваемых устно и через СМИ. Здесь и имеет смысл обратиться к такому инструменту как миф.
Имиджмейкеры начинают сами выступать как создатели нужных им событий. Такой эксперт, как утверждает Брендан Брюс, "не только знает, какова ценность новости, но, зная это, находится в состоянии заставить новости "происходить". Он сам является создателем события". Например, в случае Юрия Андропова, который оставил после себя легенду: "Миф об убежденном, хотя и осторожном реформаторе, который, проживи он дольше, смог бы не только стать Спасителем советского государства, но и успешно завершить строительство административного социализма в "одной отдельно взятой стране".
Зачастую, общественность становится потребителем совсем выдуманных историй подобной реинкарнации Николая II, однако даже такие информационные сообщения способны «засесть» в головах людей, влияя тем самым на мнение о той или иной личности:
Конечно, были лидеры, повлиявшие на политическую реальность своими важными и судьбоносными решениями. Например, Никита Хрущев, который изменил нашу страну и мир значительно сильнее Че Гевары. Автор «сингапурского чуда» Ли Кван Ю сделал для управления экономикой больше, чем Джон Кеннеди. Но они не стали героями фильмов, книг, мультфильмов, песен и анекдотов. Влияние непосредственно на личность современного человека и общественного лидера оказали люди, ставшие впоследствии частью мировой массовой культуры через яркий имидж.
Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди
Имидж: моральная мощь добра
Атрибут: Дхоти (традиционная для индийских мужчин набедренная повязка) и посох, с которым Ганди в 1930 году ходил в 3−недельный «соляной поход»
Политический поступок: Добился независимости Индии с помощью идеологии сатьяграха (противостояние тирании путем массового гражданского неповиновения) и ахимса (ненасильственного сопротивления). Не занял ни одного официального поста в образовавшейся демократии, но стал считаться «Отцом народов». 30 января в Нью-Дели во время богослужения к 78−летнему Ганди подошел фанатик-индус, поклонился ему и дважды выстрелил в упор из пистолета. Слабеющий Ганди за несколько секунд до смерти жестами показал, что прощает убийцу.
Миф: Считается, что политика — дело, может, и не всегда кровавое, но уж как минимум грязное, и не замараться в ней невозможно. Это правило не имеет исключений, кроме Махатмы Ганди. Его политический путь больше походил на миссию пророка. Он боролся с противниками только мирными средствами — покидая посты или объявляя голодовки. Он признавал свои ошибки, не имел властных амбиций, проповедовал нестяжательство, отказался от секса и был вегетарианцем.
Все это сделало его эталоном политического деятеля. После его смерти политическая практика в большинстве стран мира пережила небывалый прогресс, но и сегодня ни одному политику не удалось приблизиться к стандарту, заданному Ганди. Секрет превращения в великого политического лидера с помощью риторики и практики, которые любого другого политика гарантированно обрекли бы на роль шута и городского сумасшедшего, Ганди унес с собой.
Джон Фицджеральд Кеннеди
Имидж: Несбывшаяся мечта об идеальной свободе.
Атрибут: Песня «Happy Birthday, Mister President», спетая Мэрилин Монро 19 мая 1962 года на гала-концерте в честь 45-летия Джона Кеннеди.
Политический поступок: Самый молодой американский президент был сторонником расовой десегрегации и идей Мартина Лютера Кинга, форсировал космическую программу; выступал за ослабление холодной войны и усиление контроля над финансовой системой страны. Загадочное убийство Кеннеди на исходе третьего года президентства не позволило ему совершить многое из задуманного, зато придало ему ореол мученика, человека, страстно желавшего изменить мир к лучшему, но павшего жертвой таинственных закулисных сил.
Миф: Для поколения битников Кеннеди стал олицетворением эпохи свободы, которую вдруг свернули, запретив ЛСД и разогнав демонстрации. Во время выборов 1960 года Норман Мейлер написал о нем: «Ну вот он, твой первый хипстер… который родился богатым». Но надежды на президента-хипстера не оправдались: интервенция на Кубу и усиление вьетнамской войны заставили Мейлера и других идеологов любви и свободы схватиться за голову. В 1963-м в предисловии к «Запискам для президента» Мейлер напишет: «Президент не был обычным шерифом — он был из тех редких шерифов, которые сами готовы преступить закон… Он и был убит нарушителем закона. Что трагично, но не неожиданно». Преждевременная смерть Кеннеди породила в Голливуде «кеннедиану». Любой убиенный президент обладал его чертами: носил водолазку под пиджаком, обаятельно улыбался, зачесывал волосы набок или тайно любил актрису-блондинку. Регулярность появления киноклонов Кеннеди вызвала и волну пародий: тут можно вспомнить «Остина Пауэрса», анимационный фильм «Робоцып» или бессмертную фразу «Они убили Кенни!» из мультсериала «Южный парк». Кенни убивают, а в новой серии он появляется вновь, ибо мученик демократии должен быть бессмертным.
Голда Меир
Имидж: смертельное оружие в теле доброй бабушки.
Атрибут: Ожерелье. Без своих круглых бус она не появлялась ни на одной важной встрече — именно они стали частью образа «еврейской бабушки».
Политический поступок: Отдала приказ об убийстве 13 лиц, причастных к расстрелу сборной Израиля на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Операция «Гнев Божий» завершилась успехом МОССАДа. Готовила и выиграла войну Судного дня (1973) против Египта и Сирии вопреки давлению со стороны не только врагов, но и союзников Израиля.
Миф: На мемориальной доске в Киеве она выглядит обычной старенькой еврейкой с бусами, отлитыми в бронзе. А вот на памятнике в Нью-Йорке она — воительница. Кинематограф и литераторы подхватили образ «доброй еврейской бабушки», который сама Голда Меир активно использовала в политике. И здесь и там работал абсурдный контраст: слабая старушка, которая вдруг принимает решения о войне и мире, жизни и смерти.
Нельзя упустить такой факт, как формирование мифа не только вокруг отдельной личности, но и в целом для страны. В те или иные периоды своей истории государства несут в себе такие "корневые" модели героики, от которых исходит вся их мифология. Для США — это модель свободного человека, для Англии прошлого века - это была модель "бремени белого человека". Мы в СССР строили наш "новый мир" с "бронепоездом на запасном пути".
Информация о работе Мифологизация как инструмент формирования имиджа