Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:12, реферат
Сущность маркетинга. Место маркетинга в обществе. Цели и принципы маркетинга.
(сущность, принципы)
Говорить о сущности маркетинга достаточно сложно: в обширной западной, да и отечественной экономической литературе содержится несколько сотен определений этого явления. Маркетинг как экономическая категория обладает очень емким содержанием, и многие путают его сущностные характеристики с функциональными, что особенно показательно для отечественных маркетологов. В связи с этим представляется важным говорить о нескольких сторонах маркетинга, базируясь на системном подходе к определению его сущности.
1.1. Сущность маркетинга
1.
Маркетинг — это любая
В этой ипостаси маркетинг существует по крайней мере 7 — 8 тыс. лет, т.е. с того момента, когда в разных регионах мира того времени происходило третье общественное разделение труда: отделение купца, негоцианта, коммерческого посредника от производителей товаров — ремесленников, подкрепленное появлением денег в качестве всеобщего эквивалента стоимости.
2.
Маркетинг — это новая
Новый
подход к предпринимательской
Этот новый подход к предпринимательству столкнулся со старой традиционной концепцией бизнеса, а именно, со стремлением к максимализации прибыли за счет массового производства и интенсификации усилий по сбыту произведенной продукции.
Концепцию
интенсификации усилий по сбыту и
концепцию современной
«Коммерческие
усилия по сбыту — это сосредоточенность
на нуждах продавца, а современная
маркетинговая ориентация — это
сосредоточенность на нуждах потребителей.
Коммерческие усилия по сбыту —
это забота об интересах продавца
по превращению его товара в наличные
деньги, а современная маркетинговая
ориентация — забота об удовлетворении
нужд потребителя путем
Сравнение
этих двух подходов иллюстрирует рис.
1.1, заимствованный у Ф.Котлера [14]. Объект
основного внимания в концепции
интенсификации сбыта — произведенный
предприятием товар. Обеспечение прибыльной
реализации требует напряжения коммерческих
усилий, эффективных мер по продвижению
товара и стимулированию сбыта. В
новой концепции
Рис. 1.1. Сопоставление концепции интенсификации сбыта с концепцией современного маркетинга
По сути своей концепция современного маркетинга как новой предпринимательской философии — это ориентация на нужды и потребности носителей платежеспособного спроса (потребителей), построенная на интегрированном маркетинге, нацеленном на обеспечение удовлетворенности потребителей в качестве основы для достижения целей предприятия.
Концепция современного маркетинга как новая философия предпринимательства отражает приверженность предприятия теории и практике суверенитета потребителя. Предприятие производит то, что нужно потребителю, и получает прибыль за счет наиболее полного удовлетворения его нужд.
Очевидно, что выполнение этих требований возможно только в том случае, если предприятие вполне самостоятельно в хозяйственном отношении, а управление его основано на гуманных принципах, позволяющих преодолевать коллективный эгоизм. Коллективный эгоизм базируется, в частности, на коллективных формах управления предприятием, когда нет и быть не может персональной ответственности за конечные результаты хозяйственной деятельности, за вред, нанесенный обществу.
3.
Маркетинг — это научная
4.
Маркетинг — это хозяйственная
концепция управления
5.
Маркетинг имеет отношение к
маркетингу конкретных товаров
и услуг и выражается в
В
рамках рассматриваемой темы мы будем
пользоваться в основном двумя понятиями
маркетинга — как рыночной концепцией
управления производством и реализацией
товаров, услуг, работ, ориентированной
на изученный и понятый
12. Место маркетинга в обществе
Необходимо уточнить, где и когда может иметь место маркетинг во всех его проявлениях, о которых сказано выше. Очевидно, это уровень предприятия, любого хозяйствующего субъекта. Многие авторы за рубежом и в нашей стране — Дж. Маккарти, X. Ланге-Проллиус, Р. Недер, Э. Мерле, Г.Г. Абрамишвили, А.А. Браверман и некоторые другие — придерживаются мнения, что маркетинг, помимо уровня предприятия, присутствует как государственная концепция управления экономикой на макроуровне (макромаркетинг). Более того, известно высказывание крупного экономиста ФРГ Эриха Меркле:
«Государство
на основе маркетинга явилось бы альтернативой
государству на основе власти. В
таком государстве маркетинг
должен заботиться о том, чтобы государство
и его институты были полны
сознания необходимости выполнения
своих задач, направленных на службу
человеку, чтобы предложение товаров
определялось потребностями населения.
Таким образом государство
Так
и хочется добавить к высказыванию
уважаемого профессора Э Меркле: в
каждом государстве не мешало бы завести
свой Госплан, да и Госснаб бы не
повредил! Такая позиция сторонников
концепции макромаркетинга нам
представляется по крайней мере не
совсем оправданной. Государством невозможно
управлять как предприятием. В
условиях развитых товарно-денежных отношений
государство изначально призвано регулировать
общественные, в том числе и
производственные отношения в интересах
граждан, подчеркнем — регулировать,
а не управлять. Маркетингом и
хозяйственной деятельностью
Для
понимания глубинных причин развития
современного рынка товаров, услуг,
интеллектуального продукта и его
своеобразной философии следует
хорошо разобраться в специфике
сегодняшних общественных отношений,
на которые главное влияние
По мнению Д.Коцци1, предложившего подобную макросхему современного мира, науку и технику с производственно-экономической системой соединяет технология, т.е. особая форма знаний, нацеленная на решение практических задач, возникающих при производстве товаров и сопутствующих услуг.
Систему
потребления с производственно-
Принимая
в целом предложенную схему общественных
отношений на глобальном макроуровне,
мы хотели бы внести в нее определенные
коррективы, построенные на исключительно
маркетинговом подходе к
Из
схемы видно, что основная связь
системы науки и техники с
системой потребления обеспечивается
через производственно-
В
то же время, упоминая технологию как
связующее звено между системой
науки и техники и
Однако у Коцци не просматривается сколько-нибудь активных язей между системами науки и техники и потребления. Хотя определенное взаимодействие легко заметить и между этими системами. С одной стороны, через научную пропаганду и просвещение система науки и техники постоянно готовит общество к будущему потреблению и ожиданию нового. С другой стороны, на науку и технику постоянно действует закон возвышения потребностей, т.е. своего рода социальный заказ общества на разработку новых, более совершенных систем машин, материалов, лекарств, продуктов питания, экологически чистых систем потребления и т.п.