Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей развития маркетинга в оптовой торговле
Объектом исследования является маркетинг.
Предмет – развитие маркетинга в оптовой торговле.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие оптовой торговли
Охарактеризовать маркетинг в оптовой торговле
Рассмотреть маркетинговые решения в оптовой торговле
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие оптовой торговли…………………………………………….4
2. Маркетинг в оптовой торговле…………………………………….…10
3. Маркетинговые решения в оптовой торговле…………………...…..13
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………....22
2. Маркетинг в оптовой торговле
Дадим характеристику инструментам маркетинга в оптовой торговле, которые необходимо принять оптовому продавцу в отношении целевого рынка, товарного ассортимента и комплекса услуг, цен, стимулирования и места размещения своего торгового предприятия.
Целевой рынок. Подобно розничным торговцам, оптовикам необходимо определить свой целевой рынок, а не пытаться обслужить сразу всех. Оптовик может выбрать целевую группу клиентов по признакам их размеров (например, только крупные розничные торговцы), их вида (например, только магазины продовольственных товаров), остроты их заинтересованности в услуге (например, клиенты, нуждающиеся в кредитовании) и на основании прочих критериев. В рамках целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов, разработать для них заманчивые предложения и установить с ними более тесные отношения. Он может предложить таким клиентам систему автоматической выдачи повторных заказов, организовать курсы для обучения руководства и консультационную службу и даже выступить в качестве спонсора добровольной сети. Одновременно оптовик может отвадить от себя менее выгодных клиентов, установив более высокие объемы минимальных заказов или надбавки к цене за заказы небольшого объема.
Товарный ассортимент и комплекс услуг. «Товаром» оптовика является предлагаемый им ассортимент. На оптовиков оказывают сильное давление, чтобы они предлагали полный ассортимент и поддерживали достаточные запасы товаров для немедленной поставки. Но это может отрицательно сказаться на прибылях. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товаров заниматься, и отбирают только наиболее выгодные для себя товарные группы.
Одновременно оптовики снова задумываются над тем, какие именно услуги помогают добиваться наиболее тесных отношений с клиентами, а от каких услуг следует отказаться или сделать их платными. Основное - сформировать четко выраженный комплекс услуг, наиболее ценных с точки зрения клиентов.
Цены. Для покрытия своих издержек оптовики обычно производят определенную наценку, скажем 20%, на первоначальную стоимость товаров. Издержки могут достигать 17% суммы валовой прибыли, и тогда чистая прибыль оптового торговца составит всего около 3%. В оптовой торговле бакалейно-гастрономическими товарами чистая прибыль часто не достигает и 2%. Оптовые торговцы начинают экспериментировать с новыми подходами к проблемам ценообразования. Они, например, могут сократить размеры чистой прибыли на какие-то товары, чтобы завоевать себе больше нужных клиентов. Они могут обратиться к поставщику с предложением установить низкую льготную цену, если у них есть возможность добиться благодаря этому увеличения общего объема сбыта товаров этого поставщика.
Методы стимулирования. Большинство оптовых торговцев не слишком задумываются о стимулировании. Использование ими рекламы на сферу торговли, стимулирования сбыта, пропаганды и методов личной продажи носит в основном случайный характер. Особенно отстает у них техника личной продажи, поскольку оптовики до сих пор рассматривают сбыт как переговоры одного коммивояжера с одним клиентом, а не как коллективные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с этими клиентами и удовлетворению их потребностей в услугах. Кроме того, оптовикам необходимо взять на вооружение и некоторые приемы неличного стимулирования, применяемые розничными торговцами. Оптовикам необходимо разработать всеобъемлющую стратегию стимулирования. Им следует шире пользоваться в своих интересах материалами и программами стимулирования, которыми пользуются поставщики.
Местонахождение
оптового предприятия. Оптовые торговцы
обычно размещают свои предприятия в районах
с низкой арендной платой и низким налогообложением
и тратят минимум средств на благоустройство
территории и оборудование помещений.
Нередко применяемые ими методы грузообработки
и прохождения заказов отстают от уровня
современной техники и технологии. Для
борьбы с растущими издержками передовые
оптовики разрабатывают новые методы
и приемы деятельности. Одной из таких
разработок стало создание автоматизированных
складов с записью поступающих заказов
на перфокарты, которые затем вводятся
в ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения
с помощью механических устройств и подаются
транспортером на отгрузочную платформу,
где происходит комплектование заказа.
Складская механизация, равно как и механизация
многих конторских работ, развивается
очень высокими темпами. Многие оптовые
торговцы обращаются к компьютерам и текстовым
процессорам, используя их для бухгалтерских
операций, выставления счетов, управления
товарно-материальными запасами и прогнозирования.
3. Маркетинговые решения в оптовой торговле
Положение оптовой компании или предприятия-производителя, занимающегося оптовой торговлей, существенно зависит от выбранной маркетинговой стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений.
Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи маркетинга в системе оптовой торговли
Задачи маркетинга | Содержание |
Разработка маркетинговых стратегий | удержание и
увеличение рыночной доли;
проектирование сбытовых каналов; разработка конкурентного поведения. |
Проведение маркетинговых исследований | исследование
профессионального рынка сбыта: конкурентов,
мелкооптовую и розничную сети;
исследование потребителей; исследование рынка поставщиков. |
Сегментирование рынка сбыта | сегментирование
профессиональных покупателей-посредников;
сегментирование потребителей; выбор целевых сегментов. |
Маркетинг закупок | определение связи
между характером товарного спроса
и требованиям к закупкам;
маркетинговая оценка поставщиков; разработка политики в сфере закупки. |
Маркетинг-логистика | определение требований
покупателей к логистической структуре
системы сбыта оптовика;
поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта. |
Маркетинговые решения сбыта | ценовая политика
оптовой компании;
товарная и ассортиментная политика; сбытовая политика; сервисная политика; коммуникативная политика. |
Организация мерчендайзинга | организация мерчендайзинга
по инициативе производителя;
организация мерчендайзинга по инициативе оптовой компании. |
Маркетинг-аудит системы сбыта | организация работы
с рекламациями розничной торговли;
организация работы с претензиями покупателей; разработка программы маркетинга-аудита сбыта. |
Маркетинговые стратегии в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатываются в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектирование новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система сбыта перестала быть эффективной.
В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию между собственными каналами сбыта (по горизонтальному или вертикальному типам).
По
отношению к внешним
Масштаб
конкурентного соперничества
Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт. В таб. 2 приведен план сбытовой стратегии предприятия при его выходе на российский рынок.
Маркетинговые исследования, проводимые оптовым предприятием, охватывают три наиболее важные сферы:
-
исследование профессиональных
субъектов рынка сбыта:
-
исследование потребителей - населения
с целью получения от них
информации о товарах,
-
исследование рынка поставщиков для
решения собственных проблем, связанных
с закупками.
Таблица 2.
Пример плана сбытовой стратегии предприятия при выходе на российский рынок
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||||||||
IIIкв | IVкв | I кв | II кв | IIIкв | IVкв | I кв | II кв | IIIкв | IV кв | ||
Санкт-Петербург | |||||||||||
Москва | |||||||||||
Города-миллионники | |||||||||||
Прочие | |||||||||||
СНГ | |||||||||||
Охват в млн.человек | 0.5 | 1 | 3 | 6 | 12 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
Количество охваченных розничных точек | 50 | 100 | 350 | 800 | 1500 | 3000 | 5000 | 8000 | 10000 | 12000 | |
Потенциальный оборот при данном охвате в розничных ценах, млн. $ | 1 | 2 | 7 | 14 | 30 | 60 | 90 | 130 | 170 | 210 | |
Среднее потребление на человека в год, кг/ год | 0.05 | 0.07 | 0.1 | 0.15 | 0.2 | 0.25 | 0.3 | 0.5 | 0.7 | 0.9 | |
Доля на рынке в % | 3 | 5 | 10 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 60 | 58 | |
Количество сбытового персонала, чел | 3 | 7 | 10 | 27 | 60 | 110 | 190 | 300 | 310 | 315 | |
Кол-во оптовых баз | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 10 | 20 | 45 | 50 | 52 |
Могут проводится другие исследования исходя из стратегических целей компаний.
Организация маркетинговых исследований зависит от квалификации и наличия маркетологов. В случае их отсутствия могут быть привлечены сторонние исследователи или куплен уже готовый отчет, составленный маркетинговой фирмой на основании ранее проведенных исследований.
По инициативе поставщика-производителя возможно проведение различных экспериментальных исследований по оценке потребительских качеств товара.
Сегментирование рынка сбыта является обязательной функцией маркетинга оптового предприятия. Например, чтобы выбрать целевые сегменты покупателей-профессионалов и знать покупательские предпочтения разных слоев населения и их реакцию на поставляемый товар.
Профессиональный рынок сбыта сегментируют по таким критериям, как: объемы закупок, широта ассортимента, деловая репутация, платежеспособность, проводимая ценовая политика и т.д.
Если потребителем является население, то применяют различные системы показателей, выбирая из них те, которые в наибольшей степени характеризуют потребительский сегмент (социальные, демографические, экономические, поведенческие и другие показатели).
Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.
В этом случае решаются следующие задачи:
- закупать товар, пользующийся спросом у потребителя;
- процесс закупки должен давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);
-
в случае некондиционного
Предприятие-
Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:
а)
определение потребностей в конкретном
товаре, конкретной торговой марке
с установлением его
б) определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;
Информация о работе Маркетинговые решения в оптовой торговле