Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:22, контрольная работа
В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга повысилась роль маркетинговых коммуникаций. Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги – для увеличения объемов их продаж и получения прибыли нужно донести до сознания потребителей выгоды от использования продуктов и услуг. Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории.1
1. Маркетинговые коммуникации……………………………………………..….2
2. Методы сбора первичной информации…………………………………….……5
3. Раскройте подход к выбору показателей для оценки конкурентоспособности на примере бытовой техники………16
Содержание
1. Маркетинговые коммуникации…………
2. Методы сбора первичной информации…………………………………….……5
3. Раскройте подход к выбору показателей для оценки конкурентоспособности на примере бытовой техники…………………………………………………….16
1. Маркетинговые коммуникации – понятие и сущность
В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга повысилась роль маркетинговых коммуникаций. Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги – для увеличения объемов их продаж и получения прибыли нужно донести до сознания потребителей выгоды от использования продуктов и услуг. Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории.1
Предприятия постоянно продвигают свою деятельность, пытаясь реализовать несколько целей:
– проинформировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж;
– убедить покупателя отдать
предпочтение именно этим товарам и маркам;
– сделать покупки в определенных магазинах,
посетить именно эти увеселительные мероприятия
и т.д.;
– заставить покупателя действовать, т. е. купить то, что рынок предлагает в данный момент, а не откладывать покупку на будущее.
Эти цели достигаются с
помощью рекламы, продавцов, названий
магазинов, оформления витрин, упаковки,
рассылки литературы, раздачи бесплатных
образцов, купонов, пресс-релизов и
других коммуникационных и продвиженческих
видов деятельности. Совокупность вышеупомянутых
способов достижения целей называется управлением продвижением или маркетинговым
Рассмотрим понятие управление продвижением. В английской транскрипции термин «продвижение» звучит как «промоушн» и в самом широком значении означает «продвижение вперед». В маркетинге это значение сохраняется в смысле «подвинуть» покупателя к действию. Управление продвижением имеет в своем арсенале разнообразные средства достижения целей: рекламу, паблисити, стимулирование сбыта, рекламу в местах продажи, использование мероприятий спортивного и увеселительного характера, персональные продажи.
Реклама связана или с использованием средств массовой информации – газет, журналов, радио, телевидения и других (например, рекламных щитов), или с прямым обращением к покупателю с помощью почтовых отправлений. Оба вида рекламы оплачиваются рекламодателем, но считаются безличными, так как фирма одновременно обращается к многочисленным получателям, может быть, миллионам, а не беседует с одним индивидуумом или небольшой группой.2
Паблисити – это не персональное обращение к массовой аудитории, за которое, в отличие от рекламы, компания не платит. Паблисити – это обычно сообщение новостей или комментариев редактора в прессе о продуктах или услугах компании. Эти сведения или комментарии получают бесплатное газетное место или эфирное время, так как представители СМИ считают эту информацию своевременной или полезной для своей читательской и телевизионной аудитории. Постепенно маркетологи пришли к выводу, что целесообразно использовать более широкий арсенал средств связей с общественностью (паблик рилейшнз), чем паблисити. Поэтому третьим элементом коммуникационного комплекса стали считать паблик рилейшнз, а паблисити включили в его состав.
Стимулирование сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на стимулирование действий покупателя, другими словами, способные стимулировать незамедлительную продажу продукта. По сравнению со стимулированием сбыта реклама и паблисити предназначены для достижения других целей, в данном случае таких, как доведение до потребителя информации о новой марке и оказание влияния на отношение потребителя к ней.
Стимулирование сбыта направлено как на торговлю (оптовую и розничную), так и на потребителей. Ориентированное на торговлю стимулирование сбыта включает использование различных видов дисплеев (выставок, витрин), скидок и вспомогательных средств, которые направлены на активизацию ответных действий оптовиков и розничных торговцев. Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей, включает использование купонов, премий, раздачу бесплатных образцов, конкурсов, скидок и многое другое.3
Реклама в местах продажи осуществляется при помощи дисплеев, плакатов, надписей и ряда других средств, призванных оказывать влияние на покупательское решение в месте продажи.
Практика продвижения интересов компании и ее марок с помощью ассоциирования компании с каким-либо особым событием (теннисный или шахматный турнир, фестиваль и др.) или благотворительной акцией называется событийным маркетингом.
Персональные продажи за последнее время находят все большее применение как эффективное средство продвижения и продажи. Персональные продажи – это коммуникации личного характера, в ходе которых продавец пытается убедить возможных покупателей в необходимости приобрести продукты или услуги компании.
Соединение данных элементов продвижения называется комплексом продвижения.
Тенденция к интегрированию маркетинговых коммуникаций, т. е. совместное использование рекламы, паблик рилейшнз, стимулирования сбыта, прямой продажи, коммуникаций в местах продажи и событийного маркетинга с другими элементами комплекса маркетинга – одно из наиболее значительных маркетинговых достижений 90-х годов ХХ века.
2.Методы сбора первичной маркетинговой информации
Система сбора первичной
информации предусматривает проведение
специальных маркетинговых
Основными методами сбора
первичных маркетинговых данных
являются:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- имитационное моделирование.
Опрос позволяет выявить
систему предпочтений, на которые
ориентируется целевой рынок по
Опрос основан на устном или письменном
обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых
представляет проблему исследования.
В зависимости от источника (носителя)
первичной информации различают опросы
массовые и специализированные.
В массовом опросе основным
источником информации выступают различные
категории населения, профессиональная
деятельность которых не связана
с предметом анализа. Участников
массовых опросов принято называть
респондентами (от латинского слова
гезропаео - отвечаю). В свою очередь в
специализированных опросах главным источником
информации являются компетентные лица,
чья профессиональная деятельность тесно
связана с предметом исследования. Отсюда
еще одно широко используемое название
таких опросов - экспертные. К ним чаще
всего обращаются на начальных этапах
маркетинговых исследований, когда необходимо
выявить проблему, и на заключительном
этапе, когда требуется проверить полученную
информацию и принять решение (см. параграф
4.5).
В зависимости от частоты проведения опросы
могут быть точечные (разовые) и повторные.
Последние позволяют выявить жизненный
цикл запросов и предпочтений и основные
тенденции их изменений с течением времени
для своевременного принятия решений
о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных покупателей опро
Сплошные исследования могут
проводиться, например, среди посетителей
фирмы или ее стенда на выставочных
мероприятиях.
На практике количество потенциальных
клиентов, как правило, велико, что определяет
невозможность проведения сплошных опросов.
В связи с этим наиболее приемлемы выборочные
опросы, сущность которых заключается
в том, что опрашивается часть всей изучаемой
совокупности населения, отобранная специальными
научно обоснованными приемами. Если выборочная
совокупность достаточно полно отражает
свойства генеральной совокупности, она
называется представительной (репрезентативной).
Особая роль в маркетинге при проведении
выборочных опросов отводится методу
так называемых фокус-групп.
В практике маркетинга применяются две
основные формы опроса: анкетирование иинтервь
При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно Опросить большое количество людей (например, коллектив предприятия, студенческую группу). Анкетирование бывает также очным и заочным. Самой распространенной формой последнего является почтовый опрос. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении ответов на них по почте.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).
Личные интервью позволяют реализовать гибкую
тактику опроса, дополнять ответы наблюдениями интервьюера. Дост
Если необходимо в кратчайшие сроки получить
ответы на немногочисленные и несложные
вопросы, можно использовать интервью
по телефону. Оно часто применяется при
осуществлении предварительных исследований,
дающих информацию для последующих личных
опросов. Достоинствами телефонного интервью
являются быстрота и высокая результативность
(на вопросы соглашаются отвечать 80-90%
респондентов), а также незначительные
затраты времени и средств. В то же время
отсутствие личного контакта с опрашиваемым
часто затрудняет работу интервьюера.
Таким образом, опрос как метод получения
первичной маркетинговой информации может
быть проведен в различных формах и разновидностях.
Критерии оценки для выбора той или иной
из них приведены в табл.4.4.
Особенностью опроса как метода сбора
первичной маркетинговой информации является
достаточно высокая степень отказа респондентов
от участия в исследовании. Можно выделить
две группы причин отказа. Первая связана
с некими обобщенными чувствами подозрительности
и стремлением никого не допускать в свою
личную жизнь. Определенная категория людей
не хочет участвовать ни в каких обследованиях. Вторая определяется специфическими
обстоятельствами проведения конкретного
опроса. Например, некоторые респонденты
не желают обсуждать определенные темы.
Выбранная форма опроса также влияет на
степень желания участвовать в обследовании.
Так, люди находят более затруднительным
отказаться от участия в личном интервью,
чем в почтовом опросе. Обычно используются
методы стимулирования желания принять
участие в исследовании путем предоставления
небольших подарков (ручки, брелоки, зажигалки, рекламные сувениры и т.п.).
Точность результатов
опроса, проводимого в любой форме,
в значительной степени зависит
от качества инструментария (анкеты или
бланка интервью).
Анкета (или опросный лист) - это объединенная
единым исследовательским замыслом система
вопросов, направленных на выявление количественно-качественных
характеристик объекта и предмета исследования.
При составлении анкеты следует принимать
во внимание ряд обстоятельств:
- эффективность проведения анкетирования
зависит от того, какие вопросы заданы,
в какой последовательности, какие возможные варианты ответов заключены в них. Все
вопросы должны быть проанализированы
на предмет их уместности и целесообразности;
- форма вопроса в значительной степени влияет на ответ;
- анкета должна строиться
таким образом, чтобы
На первом листе в анкете всегда стоит
вводная часть. В ней указывается, кто
проводит опрос; с какой целью проводится
опрос; дается инструкция по заполнению
анкеты. Вводная часть должна подчеркивать
уважительное отношение к опрашиваемым
и создавать у них желание отвечать на
вопросы.
Далее в анкете располагаются контактные
вопросы. Их задача - заинтересовать собеседника,
ввести в курс изучаемых проблем, провести
«разминку» респондентов. Эти вопросы
являются относительно простыми, легкими
для ответов. Они должны убедить респондентов
в том, что они вполне могут справиться
с ответами на вопросы анкеты. Контактный
вопрос может быть сформулирован, например,
следующим образом: «Любите ли Вы путешествовать?
«.
Каждой поставленной задаче должен соответствовать
блок основных вопросов, которые можно
подразделить на закрытые и открытые.
Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете.
Открытые вопросы в отличие от закрытых
не содержат подсказок, не «навязывают»
тот или иной вариант, а рассчитаны на
получение неформальных(
При этом обработка результатов представляется
более сложной. Однако постановка открытых
вопросов в ряде случаев оказывается предпочтительной,
так как возможная находка неожиданного решения в данном
случае в состоянии сполна компенсировать
затраты.
Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопрос