Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:52, доклад
Под маркетинговыми исследованиями понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения позволяет фирме успешно развиваться в высококонкурентной среде. Если фирма хочет постоянно отслеживать обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, а не ждать на обочине, она просто обязана проводить маркетинговые исследования. И проводить их системно. Показательна в этом плане зарубежная статистика: в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые исследования для получения информации и аудита своих брэндов
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА «МАРКЕТИНГА И ТУРИЗМА»
Доклад: «Маркетинговые исследования в РК»
Сущность исследований рынка.
Под маркетинговыми исследованиями
понимается системный сбор и анализ
данных по разным аспектам маркетинговой
деятельности. Доскональное знание потребителя,
особенностей и мотивов его поведения
позволяет фирме успешно
Основными направлениями маркетинговых исследований являются:
1. исследование рекламы
2. исследование экономики
бизнеса: прогнозирование,
3. исследование продукта: качество, упаковка и т.д.
4. исследование поведения потребителя
Исследование рынка - действия, направленные на изучение процессов, протекающих в товарном обращении, с целью обеспечения сбалансированного производства и потребления товаров. Они могут быть:
1. целевыми - направленными на решение основных рыночных проблем;
2. текущими - результаты которых используются в повседневной работе: размещение рекламы, смена источников рекламы.
Процедура маркетинговых исследований проходит в 3 этапа:
Этап 1. Определение проблемы, постановка целей МИ, выбор источников информации, расчет бюджета и срока МИ, систематизация итоговых показателей, проведение пилотного исследования. Пилотное исследование - это мини-имитация большого опроса или анкетирования с целью получения впоследствии надежных результатов при наименьших затратах. Такое исследование должно предполагать до 5% стоимости общего бюджета МИ. Оно позволяет выявить недостатки маркетинговых исследований, что-то сократить, подправить.
Этап 2. Сбор эмпирических данных, контроль качества информации, формализация полученных данных, их обработка и анализ.
Этап 3. Формулировка выводов, разработка рекомендаций, составление отчета, презентация данных.
Маркетинговые исследования применяются почти во всех сферах бизнеса. Производителей товаров широкого потребления может интересовать, довольны ли потребители качеством продукта, упаковкой.
Органы общественного самоуправления. Объектом исследования в данном случае может быть выбрано ветхое здание, ожидающее сноса. В ходе опроса жителей могут выяснить, какого объекта городской инфраструктуры им не хватает. Стоит ли попытаться его переоборудовать? Где проложить тротуар, пешеходные дорожки?
Обслуживающий сектор. В последнее время банковские структуры стали интересоваться, какой имидж складывается у клиентов о банке; институты - какие специальности более востребованы. В больницах озабочены вопросом, например, как пациенты воспринимают униформу персонала.
И, конечно же, малый бизнес.
Изучение рынка предполагает:
1. изучение требований рынка к товару;
2. прогнозирование величин
емкости рынка, абсолютного и
текущего потенциалов сбыта по
видам продукции, изучение
3. мониторинг цен, изучение соотношения между спросом и предложением;
4. анализ конкурентной структуры рынка;
5. анализ характера рыночной конкуренции;
6. анализ форм работы,
применяемых в торговой
Принципы проведения маркетинговых исследований:
1. принцип объективности:
учет всех факторов и всей
информации. Не секрет, что производителю
часто кажется, что его товар
- самый лучший. Следуя взгляду
«со своей колокольни», он
2. принцип точности: строго
следовать задачам проводимого
исследования, выбирая адекватные
методы сбора и обработки
3. принцип последовательности:
выражается в планировании, выполнении
и контроле каждой стадии
Информационная база, методы исследования рынка.
Характеризуя информационную
составляющую маркетинговых исследований,
ученые оперируют такими терминами,
как «маркетинговая информационная
система», «система маркетинговой информации»,
«информационная база маркетинга».
Классик маркетинга Ф. Котлер раскрывает
термин «система маркетинговой информации»
как постоянно действующую
Хорошая информация позволяет:
1) получить конкурентное
преимущество при изучении
2)снизить финансовый риск;
3) установить обратную связь с потребителем;
4) избежать снижения
5) повысить доверие к рекламе;
6) повысить эффективность.
Система маркетинговой информации включает:
- внутреннюю отчетность фирмы;
- внешнюю текущую информацию;
- информацию, полученную
в ходе маркетинговых
- анализ маркетинговой информации.
Требования, предъявляемые к маркетинговой информации:
простота: в исследовании должна отсутствовать лишняя информация;
однозначность в понимании сущности вопросов исследования;
наглядность: данные представляются в виде таблиц, схем, графиков;
достоверность источников информации, материалов для маркетинговых исследований и обработки полученных данных;
преемственность: анализ вторичных данных;
актуальность данных (возраст маркетинговой информации должен быть младенческим - до 1 года);
целенаправленность.
Для сбора информации используются группы методов:
1) методы кабинетного
исследования: предполагается сбор
информации из вторичных
2) методы внекабинетные:
опрос, наблюдение, эксперимент,
имитация. Опрос в свою очередь
может проводиться по телефону,
по почте и при личной встрече.
Сегментация.
Углубленное деление рынка на сегменты позволяет компании выделить круг заинтересованных лиц и целенаправленно с ними работать. Как правило, такой подход включает в себя:
¦ первичная сегментация
(учитываются технологическая
¦ создание баз данных по выделенным сегментам, в которых потребители ранжируются по статусу, темпам потребления, поведенческим различиям
¦ анализ баз сегментации, отбор наиболее привлекательных, классификация и определение сегментов
¦ выделение и ранжирование лучших сегментов, разработка плана маркетинговой кампании
Преимущества сегментации:
1. легче планировать работу
2. сокращаются расходы на программы по продвижению товаров или услуг на рынках
3. создается более ясное
и полное представление о
4. возможность повысить
эффективность рыночных
5. концентрация ресурсов
на прибыльных направлениях
6. осуществляется вскрытие
потенциальных неблагоприятных
возможностей на основе
Сегментация рынка является
сегодня необходимым
Для проведения сегментации
полезно применять правило
Характерными признаками, по которым можно осуществить сегментацию, кроме тех, которые определяет правило Парето, является:
искомые преимущества;
тип и область применения изделия;
размер компании;
подход к принятию решения о покупке.
Выделяют виды сегментации:
географическая
демографическая
социально-экономическая (профессия, доход, уровень образования, финансовый статус, занятость)
психографическая (в зависимости от социального слоя, жизненного стиля, личностных характеристик)
поведенческая (уровень знания продукции, отношение к продукту)
Кроме того, можно отметить, что поведение потребителей различных социальных групп связано с их полом:
* женщины при покупке
товара стремятся получить
* мужчины, напротив, ищут
качественный товар, стремясь
минимизировать время,
Данные утверждения
При выборе целевого рынка учитываются: размер рыночного сегмента и скорость его изменения; структурная привлекательность, размер фирм; цели и ресурсы организации, осваивающей данный рыночный сегмент. Выбирая целевой рынок, производитель может:
концентрировать усилия на одном продукте в одном рыночном сегменте;
предложить один продукт всем рыночным сегментам;
предложить все продукты одному рыночному сегменту;
предложить различные продукты некоторым рыночным сегментам;
запустить на весь рынок всю продукцию.
После проведения сегментации
необходимо определить позиции продукта
на отдельных рыночных сегментах. Позиция
продукта - мнение определенной группы
потребителей относительно важнейших
характеристик продукта. Процесс
определения позиций продукта называется
позиционированием и
Позицию продукта можно определить
с помощью анкетирования, и здесь
предъявляются серьезные