Маркетинговые исследования чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком.
Родиной чая являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг.

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТ.ИСЛ. ЧАЯ МОЯ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Характеристика  чая как продукта.

     Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком.

     Родиной чая являются Юго-Западный Китай  и прилегающие к нему районы Верхней  Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

     В России чай стали употреблять  с 1638 года. В XVIII веке популярность чая  в России возросла, ввоз увеличился и стали изыскивать возможность  его возделывания в стране. В 1864 г. впервые демонстрировались образцы “Кавказского чая”. В России чай выращивают в Краснодарском крае.

     Чайное  растение - вечнозеленое дерево. Для  выработки чая в основном используют листья растения. Собирают молодые  неогрубевшие побеги с двумя-тремя верхними нежными и сочными листочками и нераспустившейся почкой. Старые грубые побеги дают чай низкого качества. Собранный зеленый чайный лист имеет сложный состав, который при переработке на чайных фабриках претерпевает значительные изменения и превращения. Благодаря разным способам технологической переработки из одинакового исходного сырья получают чай различных типов: черный - при наибольших окислительных превращениях, зеленый - при наименьших, красный и желтый - при окислительных превращениях средних степеней. 

     Важнейшим компонентом чая является комплекс фенольных соединений (чайный танин), состоящий из катехинов и галловых эфиров. Наиболее богат ими зеленый  байховый чай, содержащий не менее 90% катехинов  от их количества в сырье; в черном байховом чае их содержание составляет 20-40%.

     Фенольные соединения и продукты их конденсации  придают чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно-вяжущий вкус и  красивый цвет. Черный танин обладает высокой Р-витаминной активностью, способствует лучшему восприятию организмом витамина С, усиливает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Катехины предупреждают кровоизлияния, т.к. укрепляют стенки кровеносных сосудов, обладают антиокислительными свойствами и противолучевым действием.

     Наиболее  стабильны в процессе переработки алкалоиды чая: кофеин, теобромин, теофиллин, аденин, ксантин, гипоксантин, гуанин и др. В чае в наибольшем количестве содержится кофеин - от 2 до 4 % сухой массы. При переработке значительная часть кофеина образует с танином танат кофеина, обладающий приятным вкусом без горечи, воздействующий на организм человека мягче, чем чистый препарат кофеина. Это соединение вызывает помутнение чайного напитка при охлаждении, что является признаком высокого качества чая. При нагревании помутнение исчезает.

     Благодаря разнообразию содержащихся веществ  напиток из чая благотворно действует  на организм человека и повышает жизненный  тонус, играет определенную лечебную роль.

     Согласно  международной классификации чай  бывает следующих разновидностей:

     Черный байховый чай (получил свое название из-за похожих на белые реснички тоненьких серебряных волосков на нижней части чайного листа, по-китайски - “бао-хоа”). Этот чай получают при последовательном выполнении основных стадий обработки: завяливания, ферментации, скручивания и сушки листа. По характеру механической обработки черный чай бывает рассыпной, прессованный и экстрагированный. Экстрагированные (или быстрорастворимые) чаи выпускаются либо в виде жидкого экстракта, либо в виде порошка. Более распространен черный рассыпной байховый чай. Он, в свою очередь, бывает крупнолистовой, листовой, резаный, мелкий (высевка и крошка).

     Крупнолистовой  чай во всем мире считается лучшим по вкусовым и лечебным свойствам. Его  особенность в том, что, проходя  через специальные машины для скручивания, чайный лист остается целым и сохраняет все свои ценные свойства. У настоящего крупнолистового чая разваренный лист имеет ровный коричнево-красный с медным отливом цвет, а настой отличает изысканный букет вкуса и аромата. Благодаря тому, что лист остается неповрежденным, а только скручивается в упругую спиральку. Он не теряет лечебных свойств. Настоящие ценители этого напитка предпочитают элитные сорта чистого цейлонского крупнолистового чая.

     Пакетированный  чай. Ему отдают предпочтение 70% населения планеты. В пакетах должен быть мелкий чайный лист, а не пыль или чайная крошка. Специфика такого чая в том, что у мелкого листа, насыпанного в пакетик, больше площадь соприкосновения с водой. Он быстрее разваривается и сразу отдает экстрактивные вещества. Особое значение имеет бумага пакетика: она должна быть в меру пористой, небеленой и не давать привкуса.

     Гранулированный чай - это скрученные в машинах  чаинки. На коробках обычно есть аббревиатура С.Т.С. Производство такого чая механизировано, что лишает его значительной части ароматических и полезных веществ. Зато настой получается очень крепкий. Обычно его пьют с молоком или лимоном.

     Зеленый чай получил свое название от оливкового цвета чаинок и светло-зеленого настоя. Его изготавливают по особой технологии. Собранный свежий лист обдают горячим паром. В ускоренном темпе проходит просушивание и скручивание. По своим целебным свойствам этот напиток не имеет себе равных.

     Он  полезен для сердечнососудистой системы, содержит бактерицидные и  тонизирующие вещества, витамины, способствует процессу пищеварения.

     Красный и зеленый чаи - это промежуточные  между черным и зеленым. Для желтого  чая используют более молодые  побеги, преимущественно почки. Для  него характерен очень приятный, едва терпкий вкус и крепкий настой.

     Фруктовый и травяной чаи нельзя считать  настоящим чаем, поскольку чайного  листа в них нет. Они содержат тонизирующие или успокаивающие  сборы трав. Фруктовые чаи - заваренные сухие кусочки фруктов. Хороши тем, что не содержат кофеина и их можно пить на ночь.

     Бергамотовый  и другие ароматизированные чаи - при их изготовлении используются чайный лист и ароматизаторы, которые  бывают натуральные или синтетические. Синтетические - это эссенции, формула  которых в точности повторяет  формулу натуральных веществ. 
 
 
 
 
 
 
 

Социометрическая  матрица изучения спроса на чай.

Вопросы Возраст от 20 до 30 лет Возраст от 30 и более
достаток: около 5 тыс руб. достаток: около 10 тыс руб Достаток: около 10 тыс руб достаток: более 10 тыс руб
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 Пьете ли вы чай?
  1. да
  2. нет
  3. редко
 
1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1
2
    Нравится ли он вам?
  1. да
  2. нет
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
3 Какой вид чая  вы предпочитаете?
  1. Черный
  2. Зеленый
  3. Фруктовый
  4. Другой
1; 2 1 1 1,3 1 3 4 1;3 2 1;2;3 2 2;3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социометрическая матрица изучения спроса на чай(продолжение).

4 Какую марку  чая вы предпочитаете?
  1. Липтон
  2. Гринфилд
  3. Принцесса Нури
  4. Майский чай
  5. Беседа
  6. Ахмад
  7. Брукбонд
  8. Дилма
  9. Тесс
  10. Лисма
  11. Другие
1, 5 1 6, 10  
11
7,

11

11 11 1,7 6 9 6 1,8
5  Как часто вы пьете чай?
  1. Каждый день
  2. Часто
  3. Редко
  4. Почти не пью
 
1 1 1 1 1 1 3 3 1 2 1 1
6 Как часто вы покупаете чай?
  1. Раз в неделю
  2. Раз в месяц
  3. Раз в пол года
  4. Раз в год
2 2 2 2 3 1 3 2 2 2 2 2

 

Социометрическая матрица изучения спроса на чай(продолжение).

7 Чем вы руководствуетесь при выборе чая?
  1. Вкус
  2. Крепость
  3. Аромат
  4. Цвет
  5. Цена
  6. Постоянное качество
  7. Страна-поставщик
  8. Торговая марка, фирма
  9. Упаковка
  10. Реклама
  11. Иные мотивы
1,5 1,2,5 1,2,3 1,5 1,3,4 1,2,3,4,6 1,3 1,2,3 1,3,7 1,2,3, 1,6,7 1,4,6,7
8 Покупаете ли вы чай один для всей семьи или  для каждого члена семьи разный?
  1. Один для всей семьи
  2. Для каждого разный
  3. Другой вариант
1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2

 
 

Социометрическая  матрица изучения спроса на чай(продолжение).

9 Какой чай вы купили в последний раз? липтон липтон голдбонд гринфилд ахмад гринфилд липтон дилма ахмад гринфилд липтон гринфилд
10 Как давно вы покупаете этот чай?
  1. Месяц
  2. Год
  3. 5 лет
  4. 10 лет
  5. Более 10 лет
1 2 1 1 2 3 2 1 1 2 3 1
11 Часто ли вы меняете  свои предпочтения?
  1. Довольно часто
  2. Каждый раз покупаю новый
  3. Редко
  4. Предпочитаю только один вид
1 1 2 2 1 1 4 3 1 2 3 1
12  Влияет ли чай на ваше здоровье?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2

Информация о работе Маркетинговые исследования чая