Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинга изучить основные методы и процедуру маркетинговых исследований рынка.
Объектом исследования данной работы является рынок товаров и услуг.
Предметом исследования – маркетинговые исследования рынка.
Введение
Глава 1. Особенности маркетингового исследования
1.1 Понятие, виды, процесс и значение маркетинговых исследований
1.2 Методы маркетинговых исследований
1.3 Организационная система маркетингового исследования
Глава 2. Задачи и методы исследования рынка
2.1 Системы маркетинговой информации
2.2 Организация социологического обследования
Заключение
Список использованной литературы
Первый вариант. Специализированной маркетинговой службы не существует. Сбором информации и ее оценкой занимаются все подразделения фирмы, к сфере деятельности которых относится маркетинг.
Второй вариант. На фирме существует локализованная служба маркетинга, организованная по матричному или функциональному принципу. Каждое подразделение в рамках своей компетенции собирает и анализирует информацию, а выводы и рекомендации представляют руководителю/координатору.
Третий
вариант. Большой объем
Сложная маркетинговая деятельность, широкий диапазон функций, выполняемых службой маркетинга, многосторонние прямые и обратные связи и т.п. предъявляют серьезные требования к организации управленческого аппарата информационно-аналитических подразделений маркетинговой службы, т.е. требует создания определенных властно-иерархических структур, находящихся в отношениях соподчиненности и координации, разделения маркетинг-менеджмента и информационно-аналитических функций. В этом отношении деятельность маркетинговой службы базируется на принципах менеджмента.
К ним относятся:
научность, т.е. соблюдение требований теории менеджмента;
мобильность, т.е. неотложное исполнение принятых решений, проведение исследований в строго установленные сроки;
гибкость, т.е. способность в случаях необходимости оперативно изменять сферу изучения, расставлять акценты на разных направлениях исследования в соответствии с изменением рыночной ситуации;
маневренность, т.е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды, адаптироваться к постоянной изменчивости условий, действию случайных факторов, находить слабые места конкурента, определять приоритеты исследования и т.д.;
настойчивость, т.е. неуклонное проведение в жизнь намеченных планов, получение необходимой информации во что бы то ни стало;
демократичность,
т.е. сочетание дружеских, благосклонных
отношений между начальниками и
подчиненными информационно-аналитического
подразделения службы маркетинга с
жесткой требовательностью и
контролем исполнительской
Коммерческий успех, или, наоборот, провал фирмы на рынке в значительной мере зависит от эффективности маркетинговых исследований. В свою очередь, эффективность маркетингового исследования в большой мере обусловлена квалификацией и подготовленностью персонала. Принятие решений, последовательное и умелое претворение их в жизнь требует информационно-аналитического обеспечения. К специалистам, занимающимся информационно-аналитической деятельностью, предъявляются особо высокие требования. Они должны обладать высокой квалификацией и обязаны:
досконально знать теорию и практику маркетинга, все его приемы и формы деятельности;
постоянно быть в курсе рыночной ситуации;
уметь собирать информацию и владеть приемами ее обработки;
работать на компьютере с прикладными пакетами программ;
знать статистику, эконометрику, основы социометрии и квалиметрии;
уметь делать и излагать выводы, полученные в результате анализа данных, и составлять обоснованные рекомендации;
отвечать за свои оценки и прогнозы.
Результат маркетингового исследования, его продукт, как правило, предназначен для купли-продажи. Это означает, что данный интеллектуальный продукт, представляющий собой исследовательский процесс, обладает всеми признаками товара. Он продается и покупается (как в целом, так и его отдельные элементы). Следовательно, маркетинговое исследование является интеллектуальным товаром, которому присущи такие категории как спрос и предложение. Маркетинговое исследование, как и всякий товар, имеет свою цену. В последние годы спрос на этот интеллектуальный товар годы имеет тенденцию к постоянному росту.
Маркетинговые фирмы на коммерческой основе выполняют для своих клиентов широкий круг работ. Например, по заказу частной корпорации или государственного учреждения, иногда по собственной инициативе, маркетинговая фирма:
разрабатывает стратегию маркетинга;
осуществляет анализ деловой активности и позиционирование товаров;
оценивает и прогнозирует емкость рынка;
выполняет анализ рыночных сегментов и их привлекательности;
тестирует рынок и степень его новизны;
оценивает ситуацию на конкурентном рынке;
анализирует эффективности рекламы;
осуществляет контроллинг;
оказывает услуги по выбору целевого рынка и выполняет многие другие маркетинговые операции.
В специализированных
маркетинговых компаниях
фирмы, которые работают самостоятельно и независимо от пользователей их информационного продукта; они сами собирают сведения о рынках, потребителях, товарах, производственных и торговых предприятиях, после чего продают эту информацию любому клиенту по коммерческим расценкам;
фирмы, выполняющие конкретные исследования или разрабатывающие методологию исследования по заказу клиентов (клиент может участвовать в разработке собранных материалов; результаты исследования становятся собственностью клиента);
узкоспециализированные фирмы, которые выполняют определенную часть исследования, например, проводят единовременные опросы или осуществляют разовый пробный маркетинг по поручению клиентов.
Таким образом,
информационно-аналитическое
связь с собственным руководством (распоряжения, планы, отчеты, рекомендации и т.п.);
связь с другими подразделениями фирмы (обмен информацией, координация действий, увязка разделов плана и т.п.);
связи и
отношения с производственными
и торгово-сбытовыми
связи и отношения с поставщиками, дистрибьюторами и клиентами (информационно-аналитическое обеспечение заключения сделок, действий по отгрузке, поставке и продаже товаров, рекламной деятельности, взаимный обмен информацией между производителями и торговыми посредниками и т.п.);
покупка
информации у Госкомстата, других организаций,
а также заказная информация от маркетинговых
и консалтинговых фирм.
Глава 2.
Задачи и методы исследования
рынка
2.1 Системы маркетинговой информации
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля реализации мероприятий маркетинга необходима информации о состоянии окружающей среды – о потребителях, конкурентах, дилерах, динамике спроса и т.д.
Для успешного проведения маркетинговой деятельности необходимо знать
существующий спрос на товары фирмы;
его сегментную структуру;
особенности потребительского поведения покупателей в разных сегментах;
тенденции изменения спроса и потребительского поведения;
наличие потребностей, не покрываемых существующим предложением;
структуру
конкуренции и стратегию
ближайшие перспективы научно-технического прогресса в своей отрасли и в отраслях, которые выпускают или могут выпускать товары-заменители, и многое другое.
Особенно важно знать спрос на продукцию фирмы. Это касается прежде всего той фирмы, которая собирается выходить на новый для себя рынок, но постоянно изучать состояние спроса необходимо и впоследствии.
Для сбора,
классификации, анализа, оценки и распространения
своевременных и точных сведений
разрабатываются специальные
В такую систему входит в качестве подсистемы сбор внешней текущей маркетинговой информации, т.е. повседневных сведений о событиях, происходящих в коммерческой среде. Для этого фирма поощряет своих торговых смежников (дилеров, розничных торговцев и др.), а также продавцов к тому, чтобы собирать информацию и сообщать ее руководству, и инструктирует их соответствующим образом. О конкурентах многое можно узнать, приобретая их товары, посещая дни открытых дверей, специализированные выставки, собрания акционеров, читая публикуемые ими отчеты и беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих фирм. Кроме того, существуют фирмы, специально торгующие текущей маркетинговой информацией.
Ряд фирм
имеет специальные отделы по сбору
и распространению текущей
Другой
подсистемой маркетинговой
Многие фирмы имеют собственные отделы маркетинговых исследований, где работают разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Но, во-первых, только крупная фирма в состоянии позволить себе иметь подобный отдел в то время как в маркетинговых исследованиях нуждаются практически все. Во-вторых, штатные специалисты, как правило, загружены текущей работой и попросту не имеют времени заниматься исследованиями, связанными с нестандартными ситуациями (например, при выходе на новые рынки). В таких случаях целесообразно обращаться к услугам специализированной консультационной организации. В задачу маркетинговых исследований могут входить:
в области коммерческой деятельности — кратко- и долгосрочное прогнозирование, изучение тенденций деловой активности, изучение политики цен, изучение принципов расположения предприятий и складов, изучение товарной номенклатуры, изучение международных рынков;
в области разработки товара — изучение реакции на новый товар и его потенциала, изучение товаров конкурентов, изучение проблем создания упаковки;
в области сбыта — замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, изучение характеристик рынка, анализ сбыта, определение квот и территорий сбыта, изучение каналов распределения, пробный маркетинг, изучение стратегий стимулирования сбыта;
в области
рекламы — исследование потребительских
мотиваций, анализ рекламных текстов,
изучение средств рекламы, изучение
эффективности рекламных
в области социальной ответственности фирмы — изучение проблем информирования потребителей, изучение воздействия на окружающую среду, изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта, изучение проблем социальной политики.
Прежде всего руководитель службы маркетинга и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования, которые могут быть:
1) поисковыми,
т.е. предусматривать сбор