Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:08, курсовая работа
Туризм в начале 21 века стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристическая индустрия - неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения.
В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые исследования. В туризме маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Маркетинговые исследования в туристской индустрии ……………... 5
1.1 Сущность и значение маркетинговых исследований……….... 5
1.2 Направления маркетинговых исследований в туризме……… 8
1.3 Специфика маркетинговых исследований в туристской индустрии…………………………………………………………………... 10
2 Исследование степени удовлетворенности потребителей на туристском рынке г. Красноярска..………………………………………. 13
2.1 Анализ туристского рынка…………………………………….. 13
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО компания «СВ»…………………………………………………………….. 23
2.3 Исследование удовлетворенности потребителей на рынке внутреннего туризма г. Красноярска…….………………………………. 29
3 Разработка новых туристских маршрутов для ООО компания «СВ».. 38
3.1 Программы новых туристских маршрутов…………………… 38
3.2 Оценка экономической эффективности новых маршрутов….. 44
Заключение………………………………………………………………… 47
Список использованной литературы и источников……………………... 49
Приложения
Регионы Сибири обладают уникальным комплексом ресурсов, способным обеспечить динамичное развитие туристской отрасли, следовательно, получить в ближайшее время большой социально-экономический эффект.
Спектр возможностей туристского предложения достаточно широк и основывается, прежде всего, на уникальной природе регионов, а также сохранившихся памятниках инженерного искусства, археологии, культуры, а также историко-архитектурных памятниках.
Рынок туристских услуг в сибирских регионах начал бурно развиваться в 1992 году. До этого на нем присутствовали лишь представительства крупных государственных и общественных туристических предприятий. На сегодняшний день основу туристической инфраструктуры сибирских регионов составляют 1026 туристических фирм, 875 из их числа являются турагентами, 226 - туроператорами.
Турагентства представляют в основном интересы туроператоров других регионов и зарубежья. Важно отметить, что около 115 туристических компаний предоставляют туроператорские услуги по въездному туризму. На территориях сибирских регионов в настоящее время действуют 3674 объекта отдыха, оздоровления и средств размещения, среди них:
- 32 пансионата;
- 137 санатория-профилактория;
- 22 профилактория;
- 126 домов отдыха;
- 2372 объекта для отдыха детей;
- 160 сельских домов;
- 20 горнолыжных комплексов.
Сибирские регионы были и остаются территориями культурных традиций. Культура и искусство представлены:
- 61 профессиональным театром;
- 237 музеями, включая филиалы;
-
академическими симфоническим
-
прославленным ансамблем
- отделениями академии художеств России.
По данным туристских администраций сибирских регионов, на учете находятся 10339 памятников истории и культуры. Общероссийское значение имеют 159 памятников. На 1 января 2009 г. услуги проживания могли предоставить 591 гостиница.
Сибирские регионы обладают большим рекреационным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. Разнообразие ландшафтов обеспечивает в полной мере все типы экологического туризма: оздоровительного, познавательного и спортивного.
В сибирских регионах находятся 734 охраняемых природных территории (ООПТ), в том числе:
- 21 национальный парк;
- 17 заповедников;
- 130 заказников;
- 508 памятников природы;
- 52 природных заказника (парков) [8, с.98];
- 459 других туристских природных объекта, в том числе 6 особо охраняемые природные объекты.
В настоящий момент Красноярский рынок туристских услуг представлен следующими основными субъектами:
Управление внешних связей Совета администрации Красноярского края;
-
общественные туристические
-
РСТ (Российский союз
-
АсТОК (ассоциация
Количество компаний, действующих сейчас на местном туристическом рынке подсчитать вряд ли возможно, в связи с отменой с 1 января 2007 г. лицензирования этой деятельности.
Сейчас формированием и продажей туристического продукта может заняться каждый, у кого есть необходимые для этого средства. Согласно данным Красноярскстата, в прошлом году на территории Красноярского края были зарегистрированы 154 туристических компании. Фактически работали на рынке не более 115 . В большинстве своем это турагентства, представляющие интересы туроператоров других регионов и зарубежья. Из них около 40% присутствуют на рынке постоянно.
Туроператорской деятельностью, т.е. формированием собственного туристического продукта, в Красноярске занимаются около 10 компаний: «Дюла-Тур», «Самей», ООО компания «СВ», «Магеллан», «Красинтур», «Енисей-тур», «Простор», «Спутник», «Саянское кольцо», «ЦАВС». Эти компании готовят свои чартерные программы, их клиентами являются как частные лица, так и туристические агентства. По оценке экспертов, лидером туроператорского сегмента является компания «Дюла-Тур», формирующая около 60% местных чартеров.
Остальные компании активизируются в наиболее благоприятные сезоны, меняют форму собственности, род деятельности, месторасположение. У всех присутствующих на рынке фирм головные офисы расположены в краевом центре.
Также на рынке представлены филиалы столичных и региональных туристических компаний: «Нева», «Куда.ру», «Магазин горящих путевок. Красноярск», «Россина», «S7 тур», «Путешествуй», «Капитал тур». Большинство компаний на местном рынке работают только «на выезд» - т.е. занимаются выездным туризмом. По разным оценкам, их доля составляет 80-90%. К крупным турфирмам, занимающихся въездным туризмом, можно отнести «Дюла-Сибирь», «Спутник», «Полония», «Саянское кольцо» [9, c. 19-21]. В таблице 2.1 приведена структура турфирм в разрезе въездного/выездного туризма.
Таблица 2.1 - Компании, занимающиеся въездным и выездным туризмом
Въездной туризм | Выездной туризм | Въездной/Выездной | |
Крупные фирмы | Дюла-Сибирь,
Саянское кольцо. |
Дюла-Тур, Да-тур, Куда.RU, Нева. | ООО Компания «СВ», Парадайз, Спутник, Самей. |
Средние фирмы | Сибирское здоровье, Турист, Курорты Сибири, Оптимум. | Енисей-тур, Континент S, Магеллан, Красинтур, Аднер. | Простор, ЦАВС-тур, Красноярсктурист |
Мелкие фирмы | Центр путешественников,
Ажур, Тур-компания Енисей, Федерация
Самодеятельного спортивного |
Синбад-ЮГ, МТ-Вояж, Гала-тур, Зарница-Дети, Ида-тур, Интурист, Колибри, Крастурсервис, Мир-тур, Оазис-тур, Океан, Оливер-тур, Открытый мир, Сани-тур, Ривьера-Енисей, Русь, Сибирь-тур, Сибирская туристическая компания, Т Элара Трэвел, Авалон-трейд, Авиакруиз, Азария, Азия-тур, Алеф, Альбатрос, Красноярское бюро путешествий и экскурсий, Альянс-тур, Афон-вояж, Вамитек, Визави, Визит-тур, Вокруг света, Капитан, Кейси, Магазин горящих путевок, Мила-тур, Надежда, Четыре сезона, Немецкая Слобода, Путешественник, Русь-тур, СиАТ-трэвел, Сибинтур, Спутник-Н, Сто дорог, Экситон-тур, Яр-тур | Олимп, Полония, Дискавери, Звезды Сибири. |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что большинство компаний ориентированы на выездной туризм. Причины понятны и очевидны. Это, прежде всего, экономическая выгодность и простота организации работы. Именно это направление пользуется высоким спросом у потребителей и приносит основные доходы туристическим фирмам. Структура компаний, работающих на въезд/выезд, представлена на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 - Доли компаний на рынке г. Красноярска,
работающие на въезд и на выезд туристов
в 2009 г.
Рисунок наглядно отражает факт того, что большинство компаний нацелены на вывоз туристов (85%). Такая ситуация не может быть квалифицирована как негативная для экономики Красноярского края, поскольку значительные средства затрачиваются жителями края за пределами территории и, таким образом, не инвестируются в развитие собственного региона [9, c. 20-22]. Основные игроки туристического рынка г. Красноярска представлены на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2 - Доли крупных компаний на рынке
Красноярска
Из рисунка видно, что лидерами рынка являются такие компании как «Дюла», компания «СВ» и компания «Спутник».
Оценить рост рынка в прошлом году очень сложно, т.к. отсутствует открытая и достоверная информация об общем количестве обслуженных компаниями туристов. Точному учету поддаются лишь те, кто воспользовался чартерными программами из Красноярска. Таких туристов в 2009 г. было около 10 тысяч. Рост в этом сегменте составил около 20%. Для сравнения, в соседнем Новосибирске только летними чартерами в Турцию летали более 22 тыс. человек.
Чартерные туры являются наиболее востребованным продуктом у красноярцев. Они привлекают удобным прямым перелетом и конкурентоспособной ценой. Как правило, чартеры в среднем на 25% дешевле транзитных перелетов. Все больше людей понимают, что стоимость такого отдыха ниже, чем на тех же курортах Краснодарского края, а сервис – выше. В результате, спрос на чартеры заметно растет, такие туры приходится бронировать заранее, особенно на праздники. Лидер пляжного отдыха у красноярцев в летнее время – Турция. В 2009 г. в Турцию из Красноярска выполнено рекордное для региона количество рейсов – 44. За лето там побывало около 5,5 тыс. человек. Зимой красноярцы предпочитают ездить в Юго-Восточную Азию, в частности, в Таиланд. Также растет интерес и к Европе: пик «европейского» спроса приходится на лето. Красноярцы любят Италию, Испанию, Францию, автобусные туры по юго-западной Европе. Круглый год популярна Чехия. Рост этого направления связывает, в том числе с появлением на местном рынке регулярных «московских» рейсов «Аэрофлота».
Красноярский
край располагает уникальными
Восприятие туристской отрасли как дотационной, стоящей в одном ряду с культурой или социальным обеспечением и решающей исключительно социальные задачи, мешает применять межотраслевой подход в сфере государственного управления туристским комплексом.
Проведенный анализ предложений Красноярских туристических компаний позволил сделать некоторые выводы об особенностях работы в этом сегменте рынка. Сводный перечень предлагаемых туров приведен в Приложении А.
Основная масса туристских компаний Красноярска предлагает типовые программы: отдых и лечение на базах отдыха Красноярского края и Хакасии, и только небольшая часть компаний (таких как «Саянское кольцо», «Академия путешествий», «Дюла-Сибирь», «Полония», «Самолет») предлагает оригинальные маршруты по краю.
Рынок внутреннего туризма Красноярска можно назвать как рынком монополистической конкуренции, т.к. на нем существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный турпродукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги).
Уникальность
товара дает каждому продавцу определенную
степень монопольной власти над
ценой. При монополистической
В 2009 году темпы роста российского рынка внутреннего туризма в натуральном выражении составили 5,6%, что на 0,7 процентных пункта меньше, чем в 2008 году. По оценкам экспертов, в 2010 году рынок вырастет на 4-5%, что является очень хорошим показателем по сравнению с другими сегментами российской туристической отрасли. Такой рост ожидается за счет сокращения числа поездок россиян за рубеж. По итогам 2009 года средние цены на путевки на рынке внутреннего туризма выросли на а 25% и составили более 20 тысяч рублей за одну путевку. По прогнозам, темпы роста будут сохраняться на довольно высоком уровне в связи с переключением спроса с выездного туризма на внутренний в условиях снижения покупательской способности.