Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования: выявление и описание маркетинговой сущности медицинской деятельности.
Для решения указанной цели в данной работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение научной литературы (отечественной и зарубежной) по основным направлениям развития маркетинга в сфере здравоохранения.
Преломление имеющихся знаний о сущности маркетинга в направлении отрасли здравоохранения.
Попытка систематизации разрозненных представлений о маркетинге в системе здравоохранения.
Введение
Одной из главных целей национальной программы «Здоровье» является адаптация системы здравоохранения к условиям рыночных отношений. Рыночный механизм функционирует во всех сферах социально-экономической жизни общества, что обусловило необходимость реформы и в здравоохранении.
Изменились
методы финансирования медицинских
учреждений, выделились коммерческие
медицинские учреждения, функционирование
которых предполагает получение
прибыли от реализации услуг. Наряду
с новыми источниками финансирования
увеличились затраты лечебно-
В связи с этим очень важно оптимизировать объем и структуру потребления медицинских услуг, сбалансировать спрос и предложение, что имеет особое значение в условиях медицинского страхования – системы, учитывающей интересы и производителей, и потребителей.
К середине прошлого века в зарубежных странах была сформулирована и получила распространение новая концепция управления производством и сбытом, названная маркетингом. Именно с помощью маркетинговых мероприятий можно получить необходимую информацию о том, какие медицинские услуги и почему хотят получить пациенты, сколько они готовы заплатить за них, где наиболее высокий спрос на конкретные медицинские услуги, каким образом увеличить объем и качество оказываемых медицинских услуг, что даст возможность получать более высокие доходы по сравнению с конкурентами.
Реформы здравоохранения, направленные на внедрение новых форм хозяйствования, платной медицины, особенности политического, экономического, правового, социального, культурного, научного характера обусловливают практический интерес рассмотрения маркетинга как одной из форм организации и управления здравоохранением и оказания медицинской помощи населению. К тому же в отечественной науке эта область мало изучена, поскольку маркетинговая концепция в системе здравоохранения появилась сравнительно недавно (с начала 2000-х годов).
Объект исследования: маркетинг в системе здравоохранения.
Предмет исследования: особенности использования маркетингового подхода в лечебно-профилактическом учреждении.
Цель исследования: выявление и описание маркетинговой сущности медицинской деятельности.
Для решения указанной цели в данной работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение научной литературы (отечественной и зарубежной) по основным направлениям развития маркетинга в сфере здравоохранения.
Глава I. Сущностные характеристики маркетинга в медицине
Тенденции развития современного маркетинга в медицине практически невозможно понять без учета и анализа основных понятий теории маркетинга.
Поскольку понятие «маркетинг» является мультидисциплинарным, в зависимости от того, какие системы критериев используются, можно получить различные проекции. Так, могут быть применены экономический индикатор, который является наиболее распространенным, либо социокультурный. Многие определяют маркетинг как процесс, другие – как структуру, третьи – как цель, четвертые – как идеологию (поскольку маркетинг тесно связан с формированием самоосознания субъекта рынка, формированием его «лица», в некоторых исследованиях маркетинг определяется как «проявление идеологии»1.
Американская медицинская ассоциация определяет маркетинг в здравоохранении как «комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг (товаров медицинского значения) к потребителям, а также процессом их реализации»2.
В отечественной литературе под медицинским маркетингом понимается деятельность, направленную на получение полной информации о потребностях населения в различных видах медико-социальной помощи, обеспечивающей сохранение общественного здоровья2.
В широком понятии маркетинг в здравоохранении представляет собой систему принципов, методов и мер, базирующихся на коллективном изучении спроса потребителей и целенаправленном формировании предложений медицинских товаров и услуг производителем.3
Основными видами маркетинга в здравоохранении являются маркетинг медицинских услуг, организации, отдельных лиц, места и идеи.
1 Семенов А. Терминология маркетинга. М., 2002.
2 Health care marketing management / ed. By M. Brown. Maryland: Aspen Publishers, Inc. 1999.
3 Здесь и далее: Лебедев А.А. Экономика здравоохранения. 1997. № 7
Маркетинг медицинских услуг представляет собой процесс разработки, продвижения и реализации этих услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов.
Маркетинг организацийй – это деятельность, предпринимаемая с целью создания имиджа, поддержки или изменения отношения населения к конкретному медицинскому учреждению.
Маркетинг отдельных лиц – это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения мнения по отношению к конкретным лицам. Это популяризация медиков и ведущих специалистов, знаменитостей в области здравоохранения.
Маркетинг мест – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношения населения к конкретной местности, где находится ЛПУ. Маркетинг мест рекреации и лечения проводится с целью привлечения отдыхающих и желающих получить курс лечения в санаторно- курортных и лечебных учреждениях в конкретных климато-географических зонах, городах, регионах страны.
Маркетинг идей – это разработка и претворение в жизнь идей здравоохранения общественного характера: пропаганда здорового образа жизни; кампании по борьбе с курением, наркоманией; кампании, касающиеся проблем планирования семьи и т. д.
Также встречается иная классификация, согласно которой маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений:
1) маркетинг медицинских услуг;
2)
маркетинг лекарственных
3)
маркетинг медицинской техники;
4)
маркетинг медицинских
5) маркетинг научных идей.1
1 Шарабчиев Ю.Т., Улащик В.С. // Здравоохранение Беларуси. № 4. 1995.
Маркетинг медицинских услуг (включая оздоровительные мероприятия) имеет важное значение для формирования у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни.
Потребность в маркетинге медицинских услуг обусловлена тем, что потребительский спрос на медицинские услуги всегда был, есть и будет. Анализ медицинской статистики показывает, что, несмотря на значительные успехи здравоохранения в определенных областях, общество в целом не становится здоровее. Снижение смертности от ряда заболеваний в развитых странах сопровождается демографическими сдвигами (старение населения, снижение рождаемости), обусловливающими рост хронической патологии и инвалидности. Все это способствует увеличению потребности в медицинских услугах, которая, вероятно, и в дальнейшем будет возрастать.
Главная
особенность маркетинга на рынке
медицинских услуг и товаров
заключается в сочетании
Маркетинг лекарственных препаратов (фармацевтической промышленности) существенно отличается от других сфер производства тем, что продукция производится в строго необходимых количествах, она не поставляется непосредственно потребителю, ценообразование прямо или косвенно определяется правительством, а на национальных рынках присутствует огромное количество конкурентов, при этом ни одна из фирм не имеет существенной доли рынка.
Так, рост российского фармрынка в последние годы сопровождался постоянным увеличением объемов импорта и сокращением доли российских производителей. По итогам 2009 г. доля отечественных лекарственных средств на российском рынке составила порядка 23% в денежном выражении. Продукция отрасли в предыдущие годы была слабо представлена на мировом рынке. Экспорт готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций в 2008 г. составил порядка 6 млрд руб., или примерно 0,04% общемирового объема продаж фармацевтической продукции.
Российские
производители в среднем
Маркетинг медицинской техники условно можно разделить на следующие секторы:
О
необходимости маркетинга в области
медицинской техники
Крупнейшими в мире производителями медицинской техники являются «General Electric» (США), «Philips» (Нидерланды), «Siemens» (ФРГ), «Toshiba» (Япония) и др. Выпускаемая ими продукция отличается не только стоимостью, но
и
условиями поставки, послепродажного
сервиса, сроками гарантии и т.д.
Все это обусловливает
Маркетинг медицинских технологий – совершенно неизученная область экономики здравоохранения, менеджмента и маркетинга.
1 Отчет о деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в 2009 году и планы на 2010 год. http://www.minprom.gov.ru
Под медицинскими технологиями следует понимать совокупность последовательно осуществляемых стандартизованных процессов, логически завершающих определенное медицинское вмешательство или манипуляции, регламентированных директивными или иными документами либо традициями.1
В структуре медицинских
В здравоохранении широко используются различные медицинские технологии – от наиболее простейших (трансфузионное переливание крови и т.д.) до сложных (трансплантация и тканевая инженерия и т.д.). При этом даже в одном учреждении (не говоря уже о городах и странах) одна и та же операция или метод могут выполняться по различным медицинским технологиям.
К сожалению, рынок
Информация о работе Маркетинговая сущность медицинской деятельности