Маркетинговая среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

"Среда организации - это вселенная элементов". "Вселенная элементов" означает не только огромное их количество, но и их единство в сложной системе, частью которой является организация. Очевидно, уровень управляемости организации будет тем выше, чем больше свободы выбора поступать сообразно со своими желаниями, не нарушая организованности сложной системы. Свобода выбора будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, и способностью, умением воплотить эти возможности с помощью потенциала организации, то есть готовностью ее внутренней среды.

Содержание

Введение
1. Понятие маркетинговой среды предприятия
1.1 Маркетинговая среда предприятия, её сущность и основные характеристики
1.2 Внутренняя маркетинговая среда
1.3 Внешняя маркетинговая среда
2.Технологии и методы формирования маркетинговой среды компании
2.1 Технологии и инструменты, используемые для формирования маркетинговой среды компании
2.2Информационная основа процесса формирования маркетинговой среды компании
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

kursovaia marketing - копия.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Природная среда. В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу разрушения окружающей природной среды. Законодатели стали выдвигать различные  меры по охране окружающей среды. Изменения экологической обстановки сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.

Руководство службы маркетинга должно держать в поле зрения эти проблемы, чтобы иметь  возможность получать необходимые  для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность находится под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией и сохранения экологической чистоты окружающей среды.

Социокультурные факторы. Деятельность предприятия  проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным факторам макросреды относят: численность и структурный состав населения, уровень образования, стиль жизни, нормы, традиции, трудовую этику, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социокультурная среда влияет на формирование спроса населения на товары, на затраты по их обслуживанию, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющиеся результатом  деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Международные факторы. Под международными изменениями  внешней среды понимают происходящие за пределами страны происхождения  компании события и возможности  развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые технологические и социальные тенденции. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Процесс глобализации охватывает сейчас все больше стран. Поэтому даже фирмы, ориентирующиеся только на внутренний рынок, вынуждены мыслить в международном масштабе, оценивая потенциал и угрозы внешней международной среды.

Не оказывая прямого воздействия на оперативную  деятельность предприятия, эти составляющие макроокружения предопределяют стратегически  важные решения, принимаемые ее менеджером. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и пр), составляющих среду менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Технологии  и методы формирования маркетинговой  среды компании

 

2.1 Технологии  и инструменты, используемые для  формирования             маркетинговой среды компании

 

Предприятие в  современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда  оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования и анализ внутренней и внешней среды организации.

Изучение маркетинговой  среды предполагает использование  трёх основных методов: ситуационный анализ , Step-анализ , Swot-анализ.

Ситуационный  анализ. Ситуационный анализ— один из этапов планирования маркетинговой деятельности ,является тщательным анализом внутренней и общей маркетинговой среды фирмы, в результате которой определяются ее сильные и слабые стороны, опасности и дополнительные возможности, ожидающие фирму в результате того или другого хода развития событий во внешней маркетинговой среде. Результатом ситуационного анализа может быть выбор фирмой одной из альтернативных стратегий своего развития: рост, сокращение или объединение.

Ситуационный  анализ направлен на анализ потенциала фирмы и пределов возможностей его  использования. Всю систему ситуационного  анализа можно разбить на три  аналитических направления.

Первое —  анализ внешних условий деятельности фирмы: покупателей, рынка, конкурентов, поставщиков, маркетинговых посредников, анализ микро-среды маркетинга.

Второе —  анализ системы маркетинга: контроль цели и системы маркетинга с точки  зрения их соответствия: внешним условиям, задач, функций и методов системы маркетинга, анализ программы и ресурсного обеспечения, организация маркетинговой деятельности.

 Третье направление  — анализ основных элементов  маркетинга: товаров, ценовой политики, системы движения товара и организации сбыта, рекламы, стимулирования сбыта.

Часто для анализа  макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой  макросреды, основывающийся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political) факторах.

Существуют 2 основных варианта STEP- и PEST-анализа. Вариант STEP-анализа  используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритет – учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в странах со слаборазвитой экономикой применяют форму анализа PEST, где на первом месте факторы политики и экономики. Критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.

Данный вид  анализа может проводиться с  использованием различных форматов, часто это 2 варианта: простая четырехпольная матрица и табличная форма STEP-анализа. Каждый их этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способа поведения анализа зависит от целей анализа, степени подготовленности экспертов и других факторов.

Методика STEP-анализа  дает наибольший результат, если анализ проводится с использованием одинакового  формата. В этом случае фиксируется динамика факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может повысить качество принятия управленческих решений предприятия.

Одним из широко распространенных методов совместного  анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT-анализ. Термин «SWOT» – это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) на рынке. В SWOT-анализ входят: изучение тенденций развития предприятия, анализ ресурсов, анализ возможностей использования преимуществ и недостатков предприятия, определение целей и задач предприятия, исследование макросреды для выявления исходящих от нее возможностей и угроз.

Цель SWOT-анализа  состоит в определении и изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз  рынка. Знание сильных сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз; понимание слабых сторон позволит вовремя выстроить их защиту, а также спланировать деятельность по минимизации потерь от угроз.

SWOT-анализ может  быть проведен как с помощью  качественных, так и с помощью количественных методик.

Качественные  методики предусматривают выбор  экспертами показателей возможных  сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, исходящих  от рынка. Факт выбора, обоснования  и включения экспертом показателя в перечень дает его качественную оценку как важного показателя для предприятия.

Количественные  же методики SWOT-анализа позволяют  оценивать важность и силу влияния  фактора на предприятие. На практике часто решения о возможных  действиях и программах предприятия принимаются в условиях ограниченных ресурсов: временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей бизнеса с учетом приоритетности и эффективности. Кроме того, при использовании количественных методик повышаются информативность и удобство работы с результатами анализа.

Следует отметить, что Swot-анализ – это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со Swot-анализом будут применяться иные методы стратегического планирования.

Для наиболее успешного  развития предприятий необходимо чётко  определять маркетинговые стратегию  и тактику, а чтобы этого достичь  требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов. Самым распространённым и эффективным является Swot-анализ.

 

2.2Информационная  основа процесса формирования  маркетинговой среды компании

 

Руководство фирмы  должно понимать и анализировать  внешнее окружение, что требует постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для осуществления анализа  маркетинговой среды, положения фирмы в конкуренции должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

    • анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
    • участие в профессиональных конференциях;
    • анализ опыта деятельности организации;
    • изучение мнения сотрудников организации;
    • проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение элементов  внешней среды не должно заканчиваться  только констатацией того, в каком  состоянии они пребывали ранее  или же в каком состоянии они  находятся на данный момент времени. Необходимо также выявить те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление развития этих факторов. Это позволит предвидеть угрозы и возможности, которые могут ожидать организацию в будущем.

Формирование  информации о компонентах общего и конкурентного окружения из внутренних источников следует проводить на основе изучения различных документов и материалов подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, а также  на основе экспертных опросов сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet. Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов.

 Внутренняя  среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения.

Итак, маркетинговый  анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки информации. В связи с этим, данный  этап анализа маркетинговой среды выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Информация о состоянии основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступает к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

Информация о работе Маркетинговая среда предприятия