Маркетинговая среда фирмы. Маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды

Содержание

1. Маркетинговая среда фирмы 3

а) Основные факторы микросреды 4

б) Основные факторы макросреды 6

2. Маркетинговые исследования 9

ЛИТЕРАТУРА 15

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.docx

— 68.46 Кб (Скачать)

     Приступая к маркетинговому исследованию, необходимо убедиться, что это нужно фирме  для улучшения результатов предпринимательской  деятельности, необходимо четко определить нужды и потребности покупателей, установить важность решения проблемы их более полного удовлетворения, а так же обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность. Это может дать соответствующий эффект, если тщательно спланировать весь процесс маркетингового исследования. Обычно выделяют пять основных этапов маркетингового исследования:

  1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
  2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации (информация собирается на месте нахождения исследователя).
  3. Планирование и организация сбора первичной информации (исследователь обращается к месту нахождения информации).
  4. Систематизация и анализ собранной информации.
  5. Представление полученных результатов исследования.

     Выявление проблем и формулирование целей  исследования по праву считается важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу".

     Вне зависимости от того, проводит ли фирма  исследование собственными силами или привлекает стороннюю организацию, к выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руководством. При этом на практике, как правило, возможны две ситуации:

  • руководство фирмы самостоятельно определяет конкретную проблему и ставит перед исследовательской группой цель и задачи маркетингового исследования и анализа внутренней и внешней среды организации. В этом случае деятельность исследовательской группы на данном этапе состоит в уточнении формулировки цепи и задач исследования, а также в определении содержания и формы представления его результатов;
  • у руководства фирмы отсутствует ясное представление о цели и задачах исследования, и оно ограничивается неопределенной постановкой проблемы. В этом случае исследовательской группе предстоит провести предварительное исследование, направленное на конкретизацию проблемы и формулирование на ее основе целей и задач маркетингового исследования.                

     Основным  и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства  фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции  управления деятельностью фирмы (организацию  производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую маркетинговую  деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.

     Внешние  источники вторичной  информации включают:

  • материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными (например, бюллетени фонда имущества, бюллетени государственной налоговой инспекции и т.д.);
  • отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
  • издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);
  • публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции (например, ассоциация товаропроизводителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);
  • журналы по различным товарам и технологиям;
  • газеты;
  • теле- и радиорекламу.

     Систематизация  вторичной информации производится, как правило, после завершения ее сбора из внутренних и внешних  источников и направлена на облегчение процесса ее последующего анализа.

     Анализ  вторичной информации включает оценку ее полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед исследователями задач. Положительная оценка указанных характеристик вторичной информации позволяет приступить к ее интерпретации, формулированию выводов и разработке рекомендаций, направленных на достижение цели и решение задач маркетингового исследования.

     В этом случае после завершения данного  этапа исследования следует переход  к завершающему его этапу, т.е. к  представлению полученных результатов. В случае же неудовлетворительной оценки указанных выше характеристик вторичной  информации (недостаточной полноты, достоверности или ее противоречивости) определяется потребность в дополнительной первичной информации, т.е. создается предпосылка для перехода к следующему (третьему) этапу исследования.

     Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация  данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет). Перечень способов получения информации и некоторые  их характеристики приведены в следующей таблице:

Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества  и проблемы
1. Первичные  исследования Сбор данных при их возникновении      
Наблюдение Планомерный охват  воспринимаемых органами чувств обстоятельств  без воздействия на объект наблюдения Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и  без него Наблюдение  за поведением потребителей в магазине или перед витринами Часто объективней  и точнее, чем опрос. Многие факты  не поддаются объяснению. Высоки расходы.
Интервью Опрос участников рынка и экспертов Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации Исследование  не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние  интервьюера, проблемы репрезентативности выборки
Панель Повторяющийся сбор данных у одной группы через  равные промежутки времени Торговая, потребительская, специальная Постоянное  отслеживание торговых запасов в  группе магазинов Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели
Эксперимент Исследование  влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних  факторов Полевые, лабораторные Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Возможность раздельного  наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег
2. Вторичные  исследования Обработка уже  имеющихся данных   Анализ доли рынка с помощью данных учета  и внешней статистики Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения  данных

         Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и при отсутствии контроля за факторами, влияющими на их поведение.

     Эксперимент представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление исследователями контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов. Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

       Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов. Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса; по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками.

     Панель имеет следующие основные признаки: 
- предмет и тема исследования постоянны; 
- сбор данных повторяется через равные промежутки времени; 
- постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители.

     Надо  сказать, что управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации. 
 

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Азоев Г.Н., Язин В.Е. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние  рынка и перспективы развития/ / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. № 2. 2001.
  2. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 2003.
  4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг.-М: Экономика, 2005.
  5. Голубков Е.П.  Маркетинговые исследования: теория, практика и методология – М.: Изд.”Финпресс”, 2004.
  6. Голубков Е.П. Маркетинг.Словарь.-М.2003.
  7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2004.
  8. Кондинская  О. Стратегический маркетинг и финансовое планирование// Маркетинг, №2, 2001.
  9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. Бугаев М. и др. 2 изд-е. - СПб: Питер, 2002.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: “Бизнес-книга”,  “ИМА-Кросс. Плюс” , 2002.
  11. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. - М., 2004.

Информация о работе Маркетинговая среда фирмы. Маркетинговые исследования