Маркетинговая служба на предприятии, ее структура, основные функции и задачи, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Современный метод управления производственно-хозяйственной деятельностью той или иной организации. Изучение маркетинговой службы предприятия, ее структуры, функций и технологий. Исследования рынка, потребителей, товаров, конкурентов.

Содержание

1. Введение 2
2. Маркетинговая служба на предприятиях, её задачи 3
3. Структура и функции маркетинговой службы 5
4. Перспективы развития маркетинговой службы 11
5. Заключение 14
6. Литература 16

Работа содержит 1 файл

контрольная маркетинг мешкова.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Маркетинговая служба на предприятии, ее структура, основные функции и задачи, перспективы  развития

План:

  1. Введение          2
  2. Маркетинговая служба на предприятиях, её задачи   3
  3. Структура и функции маркетинговой службы    5
  4. Перспективы развития маркетинговой службы    11
  5. Заключение         14
  6. Литература          16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В настоящее время в России на многих предприятиях активно внедряется маркетинг, что позволяет лучшим образом удовлетворять потребности покупателей, более эффективно реализовывать товары и увеличить прибыль. Специалисты по маркетингу рассматривают маркетинг как философию бизнеса и как метод управления производственно-хозяйственной деятельностью той или иной организации.

    Современный маркетинг - это деятельность предприятия, ориентированная на удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли в условиях конкуренции. Он направлен на привлечение новых клиентов за счёт предоставления им высшей потребительской ценности, а также на удержание имеющихся клиентов посредством полного удовлетворения их потребностей

    Многие  сегодня считают, что маркетинг  у нас в стране появился в конце 80-х - начале 90-х годов. В этот период, слово «маркетинг» стремительно вошло в наш повседневный речевой оборот. Именно в эти годы на большинстве предприятий создавались службы изучения конъюнктуры рынка и рекламы. По идеологическим соображениям, в те времена, употреблять слово «маркетинг», как исключительно буржуазное понятие, было не принято.

    Изучение маркетинговой службы предприятия, ее структуры, функций и технологий – очень актуальная тема на сегодняшний день, так как ни одно предприятие не может обойтись сегодня без маркетинговой службы. Маркетологи помогают предпринимателям повышать эффективность, а, следовательно, и прибыль фирмы. Они занимаются исследованиями, такими как исследования рынка, потребителей, товаров, конкурентов. [3]. 
 
 
 

    1. Маркетинговая служба на предприятиях, её задачи

    Современные специалисты в сфере экономики  рассматривают маркетинг в широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.

    Производственная  деятельность предприятия, связанная непосредственно с изготовлением продукции и оказанием услуг, должна строиться так, чтобы обеспечивать рациональное использование наличных производственных ресурсов, постоянное снижение издержек производства и выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка. Это достигается соответствующей организацией производства, выбором технологии и оборудования, оптимальным использованием производственных площадей.

    Финансово-экономическая деятельность - это экономическое обоснование выгодности развития производства тех или иных товаров или оказания услуг на кратко-, средне- и долгосрочные периоды времени, расчеты экономической эффективности внедряемых видов продукции и техники, а также рациональное распределение сырья, материалов и оборудования между производственными подразделениями, чтобы обеспечивать высокую рентабельность, непрерывность работы и выпуск высококачественной продукции.

    Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке.

    В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

    Предметом деятельности маркетинговой службы на современном предприятии являются хозяйственные связи с заказчиками  товаров и услуг, дистрибьюторскими и маркетинговыми центрами, поставщиками материальных ресурсов и услуг; общественные связи со средствами массовой информации, с органами исполнительной власти; внутрикорпоративные управленческие отношения с подразделениями и службами компании.

    Основные  задачи отдела маркетинга:

  • Маркетинг продукта и менеджмент торговой марки
  • Формирование имиджа торговой марки
  • Исследование продукта для планирования сбыта таким образом, чтобы каждый продукт двигался по соответствующим каналам и всегда находился там, где покупатель вероятнее всего купит
  • Пропаганда нового продукта.
  • Определение эффективности сбыта.
  • Маркетинговые исследования.
  • Выделение, измерение потенциала и определение характера имеющегося рынка для продукции. Выяснение наиболее выгодных территориальных сегментов сбыта производимой продукции и концентрации рекламных усилий.
  • Выявление изменений условий рынка.
  • Исследование потребителей, степени удовлетворения их потребностей.
  • Маркетинговые коммуникации.
  • Подготовка материалов для торговых агентов.
  • Руководство рекламной кампанией.
  • Развитие связей с общественностью.
  • Разработка печатных рекламных материалов.
  • Координация распродаж, проведение торговых шоу, дегустаций и др.
  • Стимулирование продаж.[1].
 
 
 
 
    1. Структура и функции маркетинговой службы

     Достижение целей фирмы зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.

     Организационная структура маркетинговой деятельности в фирме может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

     Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции  маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах; они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продукцию, эти отделы иногда становятся элементом технической сферы. Каждая фирма создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей.

     Вместе  с тем маркетинговые структуры  в значительной степени зависят  от размера ресурсов фирмы, специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления предприятием. Несмотря на очень большое число вариантов, реальное объединение маркетинговой деятельности предприятий чаще всего осуществляется по функциям или по товарам. Организационная структура службы маркетинга может иметь одну из следующих ориентации по функциям; товарам; рынкам и покупателям; регионам; функциям и товарам; функциям и рынкам; функциям и регионам.

     Структура функционального типа целесообразна  для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико. В этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми создаются специализированные отделы. На рисунке 1 представлена схема службы маркетинга, организованной по функциям. Кроме указанных подразделений, в службе маркетинга могут быть созданы отделы: планирования маркетинга, управления товародвижением, новых товаров. Функциональная организация маркетинга базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции функциональная организация маркетинга обладает высокой гибкостью и реактивностью благодаря простоте управления. Однако при расширении номенклатуры выпускаемой продукции производственная маневренность снижается, т.к. возрастает период реакции на изменение внешних условий. Функциональную структуру маркетинга характеризует слабая гибкость стратегии, так как она ориентирует на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений. Подобная структура маркетинговой деятельности не способствует динамизму и новаторству. В целом же такая структура является эффективной формой организации только при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий. Функциональная маркетинговая структура выступает базовой для остальных форм.

     Для фирм, выпускающих больший ассортимент  продукции, требующей специфических  условий производства и сбыта, эффективна организация маркетинга по товарному принципу (рисунок 2). Управляющий по определенному товару координирует весь комплекс маркетинга по каждому товару и быстрее реагирует на возникающие на рынке проблемы. Такая маркетинговая структура обходится дороже, чем функциональная, поскольку требуется больше расходов на оплату труда из-за увеличения количества работников. Поэтому организация службы маркетинга по товарному принципу распространена только на крупных фирмах, где объем продаж каждого товара достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе. Подобная маркетинговая структура в развитых странах имеет место в крупных децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.

     Маркетинг конкретного товара в последнее время приобретает большее значение потому, что в странах развитого рынка дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы.

     Товарная  структура особенно эффективна, когда:

     а) требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому выпускаемому фирмой товару значительно отличаются друг от друга;

     б) объем сбыта по каждому товару достаточно большой, чтобы оправдать расходы на организацию службы маркетинга по данному товару (таблица 1).

Сильные стороны товарной организации отдела маркетинга Слабые стороны  товарной организации отдела маркетинга
Полный  маркетинг всего ассортимента товаров, производимых предприятием. Возможность комплексного изучения спроса и определения перспективных основных потребителей по всей номенклатуре товара Широкий — сквозной круг обязанностей каждого сотрудника отдела по закрепленным функциям (разработка продуктовой стратегии, схемы товародвижения, сбыта, стимулирования сбыта; рекламы и пр.)

     Таблица 1. Сильные и слабые стороны построения отдела маркетинга по товарному принципу.

     Для фирм, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, целесообразна организация маркетинга по рынкам (рисунок 3.). Рынком может выступать отрасль промышленности либо сегмент однородных покупателей. Введение должности управляющего по рынку ставит запросы покупателей в центр внимания. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга.

     В фирмах, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами, в каждом из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции, маркетинговые структуры могут быть организованы по регионам (рисунок 4.). При организации маркетинга по региональному принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Такая маркетинговая структура чаще всего встречается в крупных децентрализованных фирмах с обширными рынками, которые иногда разграничиваются на отдельные зоны и районы. Недостатком подобной маркетинговой структуры, так же как и структур, ориентированных на товары и рынки, является дублирование работ, а также проблемы координации деятельности.

     Под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, высоких темпов научно - технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяется характер и направление целей предприятия, способы их достижения. В силу этого маркетинговые структуры должны обладать определенной гибкостью и приспособляемостью.

     Маркетинговые структуры могут считаться гибкими  только в том случае, если они  способны менять свои организационные формы при изменении стратегии предприятия. Организационные перестройки могут быть быстрыми и без снижения эффективности работы предприятия, если способность к изменениям заложена в самой структуре. Для того чтобы маркетинговые структуры были гибкими, предприятия должны постоянно располагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде, которая представлена демографическими, экономическими, природными, техническими, политическими и культурными факторами.

Информация о работе Маркетинговая служба на предприятии, ее структура, основные функции и задачи, перспективы развития